Вольфганг Амадеус МОЦАРТ (1756-1791) Масонская музыка Поскольку из буклета имеются лишь обложка и содержание диска (по-немецки и по-японски), то ниже дается содержание в русском переводе с добавлением дат и подробностей об исполняемых сочинениях
(там, где у меня имелась соответствующая информация).
[01] Песня "O, священный союз" К.148 (1772) Эта песня, учитывая время ее написания, не могла быть "масонским"
сочинением Моцарта, масонским по содержанию является лишь текст
(авторство которого так и не установлено). [02-03] Кантата "Тебе, душа мироздания" К.429 (1783?) Похоже, что во время написания этой неоконченной кантаты Моцарт
еще не был масоном. Он стал обладателем первой масонской степени,
ученика (Lehrling), в ложе "К благотворительности" только 14.XII 1784 г. Эта кантата, наряду с последующими вокальными сочинениями,
предназначалась для исполнения членами ложи по тем или иным
поводам, отсюда присутствие только мужских голосов и заметная
упрощенность изложения. Исключением является сольная партия
тенора в кантатах, расчитанная на исполнение одним из членов
этой ложи - певцом хорошей школы Иоганном Адамбергером. [04] Песня "Странствия подмастерья" К.468 (26.III.1785) Хоровая песня, предназначенная для обряда посвящения братьев
во вторую масонскую степень - подмастерья (Geselle).
Судя по дате, песня написана к посвящению в эту степень
Леопольда Моцарта, состоявшегося 16.IV.1785. [05] Кантата "Радость свободного каменщика" К.471 (20.IV.1785) Написана для заседания ложи "Истинное единение" в честь Игнаца
фон Борна по случаю получения им императорской награды за
изобретение нового способа амальгамирования (между прочим,
он был также членом Петербургской Академии наук). [06] Траурная масонская музыка К.477 (1785) Написана на смерть двух гроссмейстеров масонской ложи (один из них - из рода Эстергази).
Несомненно, самое значительное масонское сочинение Моцарта. [07-08] Две песни для соло, хора и органа К.483 и К.484 (1785) Эти песни предназначались для исполнения, соответственно,
при открытии ложи мастеров и при завершении ее работы.
[09] Маленькая немецкая кантата
"Вы,чествующие создателя беспредельного мироздания" К.619 (VII.1791) Это сочинение, лишь идейно связанное с масонством, написано
на текст купца и поэта Франца-Генриха Цигенхагена (р.1753),
который, будучи последователем Руссо, основал колонию с целью
воплощения идеи возвращения к культу обнаженного тела.
Предназначалось для исполнения при открытии колонии. (В дальнейшем дела Цигенхагена как с колонией, так и с
бизнесом, пришли в упадок и в 1806 г он покончил с собой.) [10-13] Маленькая масонская кантата К.623 (15.XI.1791) Написана по случаю освящения нового масонского храма
(между прочим, последнее завершенное сочинение Моцарта). [14] Хор "Соединим же руки, братья" К.623а (XI.1791?)
Никаких дополнительных данных об этом незаконченном
сочинении у меня не нашлось
Общее время звучания: 52'31"
Исполнители: Вернер Кренн тенор / Том Краузе баритон Георг Фишер ф-но, орган Хор Эдинбургского фестиваля Лондонский СО / Иштван КЕРТЕС
К сожалению, содержание этого диска не вполне соответствует заголовку
"Complete Masonic Music". Для полноты недостает двух инструментальных сочинений, написанных Моцартом для масонских лож, а именно: Адажио для 2-х бассетгорнов и фагота F-dur К.410 Адажио для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов B-dur К.411 Leonid Zotov (LSZ) добавил ссылку на архив lossless
Кажется, были когда-то у меня два диска с записями всех масонских сочинений Моцарта, в том числе и тех, что здесь не представлены. Поищу сегодня вечером. Должен быть ещё как минимум "De profundis" на текст 129-го псалма.
В масонские сочинения можно включить и "Волшебную флейту", а тут подход более строг, но эти Адажио ему отвечают. Про одно из них точно известно, что исполнялось во время масонских церемоний. Если найдете их, то пожалуйста выложите, а остальное, полагаю, тоже лишним не будет.
Насколько я знаю, они признают наличие Высшего Творца, организовавшего мир в гармонии, но затем, после вступления людей на путь разрушения, эта гармония была потеряна, поэтому их целью является (по крайней мере во времена Моцарта было так) её восстановление, в том числе и через музыку. Христианская ветвь масонства - одна из самых крупных, что объясняется географией распространения лож, начиная с XVII-го века - Шотландия, Великобритания, Франция, Пруссия, Италия, - а 129-й псалом считается одним из важнейших музыкальных средств сопровождения вступления нового члена в масонскую ложу и по сей день.
Написана для заседания ложи "Истинное единение" в честь Игнаца
фон Борна по случаю получения им императорской награды за
изобретение нового способа амальгамирования. Из комментария к кантате номер 5.
Где-то я читал, что этот самый Игнац фон Борн послужил прототипом Зарастро из "Волшебной флейты". Видимо, с Моцартом они были знакомы достаточно накоротке. Крупный был естествоиспытатель для своего времени. Не так давно мне довелось близко познакомиться с его коллекцией морских раковин, которая сохранилась в Вене. Можно было подержать в руках эти раритеты, сфотографировать... Прикоснуться, так сказать, к осколку имперской Вены конца XVIII века.
А что Вы имеете в виду, Юрий, под "ходячим представлением"? Борн - это весьма интересная фигура, о которой на русском языке очень мало что написано. Он меня заинтересовал в первую очередь как конхолог (= исследователь раковин) и один из отцов-основателей знаменитого Венского естественноисторического музея. И он, кстати, один из первых, кто догадался, что метеориты - это тела небесного, а не земного происхождения. А ещё он выращивал у себя в саду сибирские растения, которые ему присылал великий натуралист Паллас. И многое многое другое... Как масон, он был гроссмейстером ложи "К истинному согласию" (единению). В общем, много чего о нем можно рассказать, лишь только начнешь копать глубже.
Ходячее представление - что одаренный от Бога, сочинял музыку как птичка, человек был легкомысленный, кругозор его был узок, никакие проблемы его не интересовали и т.п. И противопоставление ему Бетховена, размышлявшим в масштабе "миллионов".
Ну да, это скорее а "Амадею" Формана относится Явно, что в жизни все было достаточно сложнее, тем более век узкой специализации ещё не наступил и культурный человек той эпохи имел по определению широкий кругозор.
Выложил lossless в одном архиве: Adagio in F major, K.410 Adagio in B major, K.411 Информация об исполнителях внутри. Больше сведений нет. Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/29083ccfd8bd/410%26411.rar Пароль: Mozart
Каталог-то один - Кёхеля, и построен он хронологически. Логично поэтому предположить, что оба этих сочинения, столь близкие по жанру и по времени написания, имели общее предназначение. Почему одно их них в этой записи не фигирирует - это уже другой вопрос.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".