Сонаты (Hob.XVI) No.6 G-dur ~ No.34 e-moll ~ No.37 D-dur No.43 As-dur ~ No.50 C-dur ~ No.52 Es-dur Клавирные пьесы (Hob.XVII) no.1 Capriccio G-dur no.2 Arietta con variazioni A-dur no.3 Tema con variazioni Es-dur no.4 Fantasia (Capriccio) C-dur no.5 Tema con variazioni C-dur no.6 Andate con variazioni e coda f-moll Rec.1955-58
Ранее имя этой пианистки появлялось на Погружении лишь дважды и представлена она была очень скудно - исполнением токкаты Пуленка в комплекте из трех дисков «Женщины за фортепиано» и как аккомпаниатор своей младшей сестры Клары (Clara Rockmore), играющей на терменвоксе. Поэтому ниже привожу некоторые биографические (и дискографические) сведения об этой пианистке.
Надя Рейзенберг родилась в 1904 г в Вильне, познакомилась с фортепиано в 6 лет, а когда ей было 12, Глазунов, прослушав ее, рекомендовал продолжить ее обучение в Петербургской консерватории, в результате чего вся ее семья переехала в Петербург. Занималась она у Леонида Николаева, об уроках которого в дальнейшем с благодарностью вспоминала.
Вскоре после революции, в 1918 г, семья покинула Петербург и оказалась в Варшаве. Там в 1921 г состоялось ее первое выступление с оркестром – она играла Концерт Римского-Корсакова в сопровождении оркестра Варшавской филармонии с дебютировавшим в том же концерте Артуром Родзинским. В конце того же года семья эмигрировала в США, где Надя, выступая лишь в частных домах, продолжила учебу у польского пианиста Александра Ламберта (одного из учеников Листа в его поздние годы). Впервые привлекла к себе внимание, дебютируя в Нью-Йорке в декабре 1922 г в Карнеги-холле, где она исполнила Польскую фантазию для ф-но с оркестром Падеревского. В сольном дебюте в феврале 1924 г в ее программе были Глазунов, Скрябин, Лист, Дебюсси и Метнер. Концерт, прошедший с большим успехом, получил высокую оценку критиков (в одном из откликов журналист сослался на похвальные отзывы присутствовавших на концерте Рахманинова и Гофмана) и положил начало ее концертной карьере. Тем не менее, в дальнейшем она продолжила свою учебу, на этот раз в Институте Кёртиса у Гофмана, сделав у него, по ее словам, «Рh.D по педалированию», а затем стала там же его ассистенткой.
Весной 1937 году она совершила обширное турне по Европе, выступив в восьми столицах и Амстердаме как с реситалями, так и в симфонических концертах. Но самым примечательным событием в артистической карьере Нади Рейзенберг, а также несомненной вехой в истории фортепианного исполнительства вообще, стало ее исполнение в Нью-Йорке в течение 1938-39 годов полного цикла фортепианных концертов Моцарта в хронологической последовательности, включая оба оркестровых рондо и даже моцартовские обработки сонат И.Х.Баха (К.107). Концерты игрались раз в неделю в студии радио, с одновременной трансляцией из Нью-Йорка на всю страну, и эта восьмимесячная серия имела огромный резонанс.
В 40-ые годы она начала играть камерную музыку, преимущественно с солистами оркестра Нью-Йоркской филармонии и Будапештским квартетом (между прочим, ее первой записью, выпущенной на 78 об., была Соната для кларнета Es-dur Брамса с Бени Гудманом). В конце 50-х она прекратила свои сольные турне (но не выступления в камерных ансамблях) и основное время отдавала преподаванию.
Несмотря на то, что она покинула Россию в возрасте 14 лет, русская музыка XIX и ХХ столетий занимала заметное место в ее репертуаре. В частности, она играла 3-ий концерт Прокофьева (еще до войны, когда он не был популярен) и 2-ой концерт Кабалевского. Среди ее записей, наряду с небольшими пьесами Чайковского, Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, есть также Соната G-dur Чайковского, Картинки с выставки Мусоргского и 24 прелюдии на темы русских песен Кабалевского.
Помимо всех концертов Моцарта, записанных в свое время на ацетатную пленку и ныне переведенных на 14 СD, в не слишком обширном наследии сольных записей Нади Рейзенберг выделяются два композитора – Шопен и Гайдн. Записи Шопена включают все ноктюрны и мазурки (альбом из 4-х СD), а также сонату №3 в программе ее концерта в зале Карнеги 1947 года.
Что касается записей Гайдна, то все они представлены здесь. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что появление в 1955, 1956 и 1958 году трех LP, полностью посвященных клавирной музыке Гайдна, не имело прецедента. Мне неизвестны записи сонат Гайдна даже у пианистов немецкой школы, записывавших Моцарта, например, у Шнабеля или Эдвина Фишера. (Из более молодого поколения мне приходит на ум только Рихтер, в репертуаре которого в 50-ые годы было пять сонат Гайдна, но первые записи появились лишь в 1960г.) Особую ценность в этом комплекте Рейзенберг представляют каприччио и вариационных циклы, которые и в наше время, за исключением Вариаций фа минор, являются большой редкостью.
В заключение - любопытное фото 40-х годов:
Надя Рейзенберг и ее младшая сестра Клара с Полем Робсоном
Большое спасибо за прекрасный, тщательно сделанный пост! Reading your annotations is always a delight! Not to mention your invariably impeccable taste in the choice of recordings!
Спасибо! Заинтересовала ее биография и карьера некоей неординарностью, да и записи Гайдна вполне на уровне. Докторантура " по педалированию"...вспомнил, что нашел как-то в архивах киевской консерватории кандидатскую Л. Вайнтрауба на тему о функциях и применении средней(третьей) педали...в саму диссертацию не вчитывался, но тема какова? половина пианистов мира не только ее не употребляют, но и о том, зачем она нужна, не догадываются.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".