Обратите внимание, насколько хор
27. Crucifixus
отличается от всех прочих номеров...
Маэстро композитора в этот момент как будто подменяют.
Куда-то вдруг испаряется вся эта светская декоративность, риторичность и условность...
...и мы наконец-то из театра перемещаемся в Храм...
А секрет простой.
Еще на заре барокко Монтеверди четко разделял два стиля, две, как он их называп, "практики".
Practica prima - старый добрый "строгий стиль" - по образцу фламандцев и Палестрины.
Неспешное развертывание сфер...
Practica seconda - собственно монтевердиевские и компании "ноу хау" - мотивчики с аккомпанементиком, риторические фигурки, колоратурки, ритмические пунктирчики, остренькие аккордовые диссонансики...
...оно для оперы весьма пользительно пришлось, особенно для арий и сцен трогательных всяческих.
Но Монтеверди никогда не тащил весь этот театральный антураж в мессу.
Его мессы и даже вступительные части некоторых мотетов (на то время - уже как бы "церковных концертов") выполнены в строгой Practica prima.
Что же подвигло итальянских маэстро следующих поколений нарушить границу между спектаклем и служением?
Вкусы духовно развращенной знатной публики?
Ведь мастерство в Practica prima они не потеряли.
И обращались к ней в какие-то особо значимые моменты... когда мистическое, мистериальное, сакральное неожиданно прорывалось сквозь цветистые профанические покровы моды...
Как мы здесь и слышим, в этом № 27...