Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А. Моцарт, концерты для клавесина и 3 фортепиано с оркестром (ape) [аудио]
В.А. Моцарт, Концертная симфония ми бемоль мажор, Дуэт для скрипки и альта соль мажор. Игорь и Давид Ойстрахи. (FLAC) [аудио]
Фильм про Александра Порфирьевича Бородина [видео]
Календарь новостей
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 18 Мая 22, 23:28
Главная страница » 2015 » Февраль » 28 » Сергей Прокофьев - "Стальной скок". Русская увертюра. Ода на окончание войны. Дирижёр - Геннадий Рождественский
Сергей Прокофьев - "Стальной скок". Русская увертюра. Ода на окончание войны. Дирижёр - Геннадий Рождественский

Теги: конструктивизм, прокофьев, Рождественский, 20 век

Материал восстановлен
Бывший материал участника Oleg (legoru)       
                                                     
 
Летом 1925 года на пути Прокофьева возникла знакомая фигура С.П.Дягилева. Антрепренёр чутко ощутил возникший в Париже спрос на русскую тематику, но на этот раз связанную с новой, Советской Россией - в мире дипломатическом, во влиятельных "салонах" интерес к "стране большевиков" рос день ото дня. Результатом оказался заказ Прокофьеву нового балета. Дягилев задумал будущее представление в стиле советского конструктивизма. 7 июня 1927 года состоялась премьера. Танцевали лучшие мастера дягилевской труппы, дирижировал Роже Дезормьер. В интервью, появившемся в русской газете "Возрождение", Дягилев так объяснил смысл своей неожиданной инициативы: "Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постановка не большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды". И конечно, он чрезвычайно дорожил этой постановкой, тем более что название - "Стальной скок" придумал он сам. В Париже балет шел под названием "Pas d'acier". Предложенные автором музыки Сергеем Прокофьевым названия Дягилев отверг, хотя, как вспоминает постановщик Леонид Мясин, именно рассказы Прокофьева, вернувшегося из России, воспламенили воображение Дягилева и направили в совершенно неожиданное русло: "Загоревшись видениями Прокофьева, Дягилев заказал Георгию Якулову конструкцию из двух платформ большого размера, с колесами и поршнями, и сказал нам, что хочет, чтобы это конструктивистское решение было неотъемлемой частью нашего произведения: Колеса и поршни на платформах двигались одновременно с чеканными движениями молодых рабочих, и большая ансамблевая группа, расположенная перед платформами, усиливала яркость изображаемой картины. В финальной части, по мере того как движения танцовщиков становились все более динамичными, колеса начинали вращаться, а рычаги и поршни начинали двигаться; одновременно, меняя цвет, зажигались и гасли лампочки, и занавес опускался под мощное крещендо оркестра". Дягилеву нужен был завод, и ему нужна была открытая патетика завода. В центре балета были поставлены два персонажа - рабочий и работница, точно сошедшие с плакатов "Окна РОСТа" тех лет - в производственной одежде и с огромными стилизованными молотами в руках. Герой балета - человек труда, олицетворявший собой новый миф, новый мир, новую Россию. Молотобоец пришел на смену сказочному Ивану-царевичу или богатырю из летописей и легенд. В моде была сила, уподобляющая человека машине. Псевдоним "Сталин", похвалы Прокофьеву "стальной трест", название балета и несгибаемость людей, строивших узкоколейку под Киевом ("Как закалялась сталь"), - явления одной природы. Сталь ценилась по обе стороны баррикад. Одни становились диктаторами, другие - заменяемыми винтиками в создаваемой теми огромной стальной машине. Прокофьев с его железной дисциплиной, привычкой к труду, безупречной композиторской техникой, по природе рациональный и аполитичный делает вывод: "Новый режим прибавил слова, но не музыку". Тем не менее обращаясь к сочинению "Скока", он резко повернул от хроматической усложнённости к строгой диатонике, поискам современного русского тематизма. В музыке балета господствует дивертисментно-сюитный принцип: одинадцать завершённых танцев сменяют друг друга в контрастном чередовании, представляя различные группы персонажей. Сюжетное развитие, в сущности отсутствует: шесть эпизодов первой картины, рисующей бытовые сценки 1920 года - поезд с мешочниками, комиссары, ирисники и папиросники, оратор (один из первых образов Ленина в классической музыке), сменяются коротким антрактом и четырьмя сценами второй - индустриальной картины с движение машин, станков и уханьем паровых молотов. Два последних номера - Фабрика и Молоты предвосхищают сочинения советских конструктивистов - Мосолова, Дешёвова, Животова. Дягилев считал, что после постановки "Свадебки" Стравинского (в 1923 году) - это самое значительное событие в его антрепризе. Жан Кокто и Стравинский плевались, а критики, отдавая должное музыке Прокофьева, посчитали балет с элементами воспевания советской индустриализации заигрыванием с новым режимом. Дягилев подвергся обструкции за эти "коммунистические" тенденции, как это уже было в мае 1917 года, когда в заключительной сцене "Жар-птицы" появился развевающийся красный флаг, хотя ни Дягилев, ни Якулов, ни Мясин не интересовались политической стороной "Стального скока".
 

Постановка балета Прокофьева, безусловно, была бы осуществлена и в СССР, если бы не ожесточенное противодействие, которое оказали "Стальному скоку" представители РАПМа. 14 ноября 1929 года на прослушивании балета они в буквальном смысле устроили обструкцию. О той, по сути кликушеской атмосфере, которая царила на прослушивании, убедительно свидетельствуют  напечатанная в «Пролетарском музыканте» (орган РАПМа) статья Д. Гачева «О «Стальном скоке» и директорском наскоке»: Состоялась беседа С. Прокофьева с работниками театра, после которой он отвечал на заданные вопросы. На пустые обывательского рода вопросы Прокофьев отвечал весьма охотно, любезно и галантно, например: «Какой был матрос? О, матрос был очарователен! С серьгой, весь в татуировке, одна нога в валенке». Попутно сообщались подробности заграничной жизни балерины Павловой и размеры гонорара Шаляпина. На вопросы же рабочих и присутствовавших членов РАПМа, касавшиеся содержания балета, Прокофьев отвечал раздраженно, грубо (совсем в духе своей музыки), а иногда даже совершенно не отвечал. Между тем, в вопросах этих не было ничего вызывающего и они привычны всякому советскому, даже не попутническому писателю. ...Никто из дирекции не призвал хотя бы деликатно Прокофьева к порядку, не прекратил издевательства, хотя бы над теми же героями нашей революции, матросами и т. д. Наоборот, атмосфера крайнего подхалимства и лести по отношению к Прокофьеву не покидала представителей дирекции, а наши вопросы были встречены недружелюбно и враждебно. Нужно отдать должное Прокофьеву, воспринявшему эту историю с большим самообладанием и достоинством. Но Мейерхольд даже через год после этого события все еще не мог прийти в состояние равновесия. Он писал 1 сентября 1930 года уже новому директору Большого театра Е. Малиновской: «...пролетарские музыканты пытались опорочить это замечательное произведение, а надо мной просто издевались. Надо же было дойти до такого идиотизма: пролетарские музыканты искали в моих замыслах к «Стальному скоку» «правый уклон», прикрываемый тогой левых фраз»

Идею Русской увертюры Прокофьев вынашивал весной и летом 1936 года, в письме из Поленова прося выслать записи народных песен. В конце октября увертюра была исполнена в Москве на торжественном открытии филармонического сезона. В основе этой красочной жанровой пьесы - сопоставление двух стихий русской народной музыки - жизненно-радостного пляса и раздольной лирической песни. Темы близки народным образцам, а две плясовые мелодии в главной партии рондо-сонатной композиции непосредственно заимствованы из фольклора

В 1945 году Прокофьев создал монументальную звуковую фреску, стремясь украсить праздник Победы поэтическим славлением - "Оду на окончание войны" для симфонического оркестра, соч. 105. Ода построена в виде симфонической поэмы из трёх разделов - торжественного вступления, развёрнутой средней части приподнято-энергичного склада и ослепительного по звучности заключения. Две важнейшие темы Оды заимствованы из девятой части Кантаты к 20-летию Октября. Особый характер звучности Оды, её сурово-торжественный колорит связнаны с необычным соcтавом оркестра: с усиленными группами духовых и ударных, четырьмя роялями, восемнадцатью арфами, удвоенным количеством контрабасов, но без скрипок, альтов и виолончелей. Ода впервые прозвучала в ноябре 1945 года (ГАСО СССР, дирижёр С.Самосуд) и по требованию публики была повторена. В дальнейшем, к сожалению, сочинение подверглось необоснованной критике и выпало из концертного репертуара

Летом 1947 года в связи с приближающимся 30-летием Октября Прокофьев работал над сочинением, посвящённым этой дате, и к осени закончил кантату "Расцветай, могучий край". Кантата впервые была исполнена 12 ноября 1947 года в Москве, дирижировал Н.Аносов. Темы произведения, особенно мелодия оркестрового вступления, полны лирического очарования. Их восторженно светлый тон близок некоторым образам "Здравицы"

Сергей Прокофьев (1891-1953)
http://s41.radikal.ru/i094/1009/ed/c037ae06898d.jpg

СТАЛЬНОЙ СКОК, балет в двух картинах, соч. 41 (1925) (30:04)
Картина 1
1. Явление участников (2:31)
2. Поезд с мешочниками (2:34)
3. Комиссары (1:57)
4. Ирисники и папиросники (2:09)
5. Оратор (2:31)
6. Матрос в браслете и работница (3:18)
Картина 2
7. Перестройка декораций (3:05)
8. Обращение матроса в рабочего (1:57)
9. Фабрика (3:09)
10. Молоты (3:25)
11. Заключительная сцена (3:26)

РУССКАЯ УВЕРТЮРА, соч. 72 (1936) (13:41)

ОДА НА ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ, для симфонического оркестра, соч. 105 (1945) (12:52)

РАСЦВЕТАЙ, МОГУЧИЙ КРАЙ. Кантата к ХХХ-летию Октября, соч. 114 (1947) (8:11)

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР
Дирижер Геннадий Рождественский
1990, 1984
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР
Художественный руководитель Валерий Полянский
1986

ape+cue / CD / обложки / 319мб

https://cloud.mail.ru/public/377f168492e8/Prokofiev_-_Steel%20Step.rar

Категория: аудио | Просмотров: 9566 | Добавил(а): sidmak
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 29
1. Олег Гуреев (oleggureev)   (28 Сентября 10 22:11) [Материал]
В заглавии поста (как-бы) читаю: Сергей Прокофьев - "Степной волк" %) haha

2. Oleg (legoru)   (28 Сентября 10 22:15) [Материал]
Хотите по французски на пишу или по английски Steel step. Хотя это будет уже Стальной шаг, а Скок эффектнее и более театральней звучит :)

3. alex sidmak (sidmak)   (28 Сентября 10 22:32) [Материал]
Скок да скок, да скок-поскок...
по холсту души моей
прыгает гроздями нот
cам Прокофьев... эээ... Сергей.
И, впиваясь диссонансом
в ткань узорную души,
словно прутьями стальными
всё ломает и крушит. :)

(по мотивам стихотворения ManZoo "Воробей")

СПАСИБО!


27. alexey semlyanoy (terrestro)   (05 Февраля 14 00:50) [Материал]
appl appl appl

4. Oleg (legoru)   (28 Сентября 10 22:37) [Материал]
Пожалуйста!
По-моему этот балет и "Паровоз" Онеггера - единственные стоящие достижения музыкального конструктивизма 20х годов. Завод Мосолова и Болт Шостаковича это уже подражание Прокофьеву всё-таки

5. alex sidmak (sidmak)   (28 Сентября 10 22:56) [Материал]
У меня есть 8 дисковое издание всех балетов Прокофьева в исполнении Рождественского. Но на сайте это уже всё наверное есть и в хорошем качестве. :)

6. Oleg (legoru)   (28 Сентября 10 23:05) [Материал]
Есть, по моему в мп3. В общем то это переиздание мелодиевских записей последних лет СССР. А этот диск уже не купишь - нашёл в пыльном углу на полке. Сканы как-нибудь получше сделаю - щёлкнул на мобилку :)

7. Земля (Земля)   (28 Сентября 10 23:08) [Материал]
И у меня есть этот диск. Вот.

8. Oleg (legoru)   (28 Сентября 10 23:09) [Материал]
Кстати, очередной фильм про Прокофьева
Можно на сайте телеканала Культура посмотреть
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=470170&cid=10564

Земля, мне нравятся первые советские СД - звук как на пластинках, только без шуршания :)


9. igor (igor120765)   (28 Сентября 10 23:17) [Материал]
Ну если честно,звук так себе.Жестковат.
Последний трек - совершенное чудо.Неимоверной красоты вещь..Могу без конца слушать..
Спасибо,Олег.Пусть все слушают - диск замечательный.Имею его лет 10 как.

10. Oleg (legoru)   (28 Сентября 10 23:28) [Материал]
А мне нравится звук - незамутнённый пока ещё звуковыми примочками.
Товарищи, призываю, делитесь советскими дисками :)

11. Mihail (mike_dusk)   (29 Сентября 10 13:44) [Материал]
Спасибо!

12. Oleg (legoru)   (29 Сентября 10 13:45) [Материал]
Пожалуйста!

13. Sergei (whoever)   (29 Сентября 10 16:22) [Материал]
Спасибо за диск!

А чтобы cue-файлик заработал, открываем его в Блокноте и заменяем в середине INDEX 08 на INDEX 01, то есть меняем одну циферку - разумеется, сохраняем изменения.


14. Oleg (legoru)   (29 Сентября 10 16:31) [Материал]
Кюе делал вручную, т к на советском диске почему то балет одним треком шёл, хотя индексы были. Вроде режет в винампе, на других плеерах не пробовал. Хотя 8ка есть, признаю. Если играет - не правьте ничего)

15. Михаил (dnus)   (29 Сентября 10 17:45) [Материал]
Большое спасибо! appl

16. Oleg (legoru)   (29 Сентября 10 17:47) [Материал]
Не за что!

17. alexandr (camakas)   (30 Сентября 10 01:25) [Материал]
Большо спасибо! Действительно, пришлось подправить кюе, делал по той же методе, которую предлагает Sergei (whoever), работает нормально.
Звук прекрасный (с технической точки зрения), очень напоминает звучание записей пластинок начала 60-х гг. Об исполнителях умолчу: хочется идти, приветствовать, рапортовать!!!
:D ;) :) booze bubu

18. Oleg (legoru)   (30 Сентября 10 04:18) [Материал]
Пожалуйста
На всякий случай - исправленный кюе
http://files.mail.ru/03SIZU

19. (KingSnake)   (01 Октября 10 00:17) [Материал]
Господа! А случайно нет исправленного-исправленного файлика кюе? А то мой проигрыватель полную билиберду выдает, теряет 8-й трек, дублирует последний. Какая-то ерунда получается.

20. Oleg (legoru)   (01 Октября 10 00:23) [Материал]
Видимо у всех настройки разные. Тот, который выше тоже не играет?
Вот этот
http://files.mail.ru/03SIZU

21. (KingSnake)   (01 Октября 10 02:05) [Материал]
Да нет же. Все играет. Список треков выстраивает не правильно. Седьмой и восьмой объединяет (проверил по длительности) в седьмой. Восьмой - пропуск. Далее девятый. И кантату гоняет два раза. Я уже и сам в кюе залезал - все нормально прописано, ошибки не видно. Я через Media Jukebox слушаю, наверное, надо выкинуть его... далеко.
Спасибо за музыку. Красиво и интересно.

22. Oleg (legoru)   (01 Октября 10 02:10) [Материал]
Я и спрашиваю: Потреково играет?. Вижу - нет. Я уже говорил, что cue вручную рисовал, так как балет на диске одним треком шёл, без деления на дорожки. Отсюда и проблемы. Попробуйте в винампе запустить или свой плейер перезагрузить (что нибудь в настройках поменять, а потом вернуть :)
Пожалуйста!

23. Сергей Сурин (Bloom)   (04 Февраля 14 21:50) [Материал]
Извините, но по ссылке Хуго Вольф, а не Прокофьев. :'( :'( :'(

24. alex sidmak (sidmak)   (04 Февраля 14 22:13) [Материал]
Максим ошибся. С кем не бывает! Поправят. :)

http://files.mail.ru/1E1ADF296D504111A4C22BA3B8C63DFD

25. Сергей Сурин (Bloom)   (04 Февраля 14 22:19) [Материал]
Большое спасибо!!! :D :D :D

26. anm (alyosha)   (04 Февраля 14 22:37) [Материал]
Ссылка заменена на правильную, просто произошла небольшая техническая накладка.

28. Владимир Леопольдович (Vladimir-Leo)   (05 Мая 14 22:06) [Материал]
Спасибо!

29. alex sidmak (sidmak)   (28 Февраля 15 21:20) [Материал]
новая ссылка:

https://cloud.mail.ru/public/377f168492e8/Prokofiev_-_Steel%20Step.rar

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.