В издании "Раритеты Яноша Старкера" собраны записи выдающегося виолончелиста. Шесть сюит Иоганна Себастьяна Баха Старкер записывал за все годы 5 или 6 раз, здесь по-моему первая запись конца 50х, а также соната Кодая. На 3м и 4м дисках представлены записи виолончелиста с дирижёром Карло Марией Джулини - концерты Боккерини, концерты Боккерини, Гайдна, Шумана, Сен-Санса и миниатюры с пианистом Джеральдом Муром (Дебюсси, Шуберт, Шопен, Мусоргский, Крейслер, Черепнин и др.). На 5 и 6м - записи с Вальтером Зюскиндом и Лондонским филармоническим оркестром - виолончельные концерты Дворжака, Донаньи, Дариюса Мийо и забытый 1й концерт Сергея Прокофьева.
Шесть виолончельных сюит И.С.Баха были созданы около 1720 года в Кетене, где композитор работал концертмейстером придворной Капеллы князя Леопольда. Удивительная красота и богатство музыкальной фактуры, а также грандиозность философского замысла определили то уникальное место, которое занимает этот опус во всей виолончельной литературе. В основе сюит лежит распространенный в то время жанр танцевальных циклов, в который входили четыре старинных танца: аллеманда - неторопливый плавный танец немецкого происхождения, куранта - быстрый французский танец, сарабанда - испанский медленный танец, исполняемый на погребальных церемониях; жига - подвижный танец британских моряков. Кроме того, в сюиту вводились дополнительные французские танцы - гавот, менуэт или бурре. Однако для Баха танцевальные сюиты, бытовавшие в его время, стали лишь первоосновой для создания монументального, объединенного универсальным смыслом художественного целого. Сохраняя национальный колорит исконной танцевальной культуры, Бах в своих сюитах преобразует этот богатейший материал в грандиозную по своему масштабу картину вечного человеческого круговорота жизни. Поразительна красота этой музыки, где сольная виолончель трактуется как целый инструментальный ансамбль, а иногда и как настоящий оркестр. Используя неизвестные до него выразительные возможности виолончели, композитор наполняет произведение неиссякаемым потоком красок. Все это ставит перед исполнителем баховских сюит артистическую задачу высочайшей сложности, становясь пробным камнем подлинной творческой зрелости музыканта.
Много кто играл популярнейший первый концерт Мийо (1935), но это исключительно удачная запись, ярко передающая французский дух. Моя любимая :)
Концерт Прокофьева для виолончели с оркестром, соч.58 (1933-1938) - раритет вдвойне, поскольку его кроме Старкера почти никто не играл, и до сих пор не играют, хотя сочинение великолепное, с гениальными мелодиями, но видимо технически очень сложное, под силу только очень хорошим музыкантам, таким как Старкер. Концерт был начат ещё в Париже в 1933 году. Форма его не совсем обычна: первая часть - Анданте в несколько маршевом темпе, вторая - токкатного характера с распевной темой, в духе рахманиновско-глазуновских мелодий-далей в середине, третья - тема с вариациями. Автор стремился обогатить технику виолончельной игры сложными виртуозными приёмами (скорее характерными для скрипки) и непривычно высокими регистрами. Мясковский отмечал прекрасный тематический, русский по характеру материал. Впервые исполненный в 1938 году концерт был тепло принят публикой, но непонятно почему записан в формалистические. Автор, уверенный в своей правоте, возмущался равнодушием исполнителей и критиков, не услышавших сдержанной эмоциональности Виолончельного концерта. «Остались равнодушными сдуру: концерт очень близок ко 2-му скрипичному»,— отмечал он с раздражением. Позже Прокофьев перенес его основной тематический материал в переработанном виде в Симфонию-концерт для виолончели с оркестром ор. 125.
Suite for solo cello No. 1 in G major, BWV 1007 1. Prelude (2:12) 2. Allemande (4:40) 3. Courante (2:20) 4. Sarabande (3:22) 5. Minuetto 1 and 2 (2:53) 6. Gigue (1:30) Suite for solo cello No. 2 in D minor, BWV 1008 1. Prelude (3:48) 2. Allemande (3:47) 3. Courante (1:39) 4. Sarabande (3:54) 5. Minuetto 1 and 2 (2:38) 6. Gigue (1:44) Suite for solo cello No. 3 in C major, BWV 1009 1. Praeludium (4:12) 2. Allemande (3:15) 3. Courante (2:16) 4. Sarabande (3:09) 5. Bourees 1 and 2 (3:28) 6. Gigue (2:10) Suite for solo cello No. 4 in E flat major, BWV 1010 1. Prelude (3:49) 2. Allemande (3:13) 3. Courante (2:22) 4. Sarabande (3:20) 5. Bourees 1 and 2 (3:53) 6. Gigue (1:22)
CD2
Suite for solo cello No. 5 in C minor, BWV 1011 1. Prelude (6:56) 2. Allemande (4:49) 3. Courante (2:12) 4. Sarabande (2:48) 5. Gavottes 1 and 2 (4:07) 6. Gigue (1:34) Suite for solo cello No. 6 in D major, BWV 1012 1. Prelude (4:25) 2. Allemande (4:54) 3. Courante (2:29) 4. Sarabande (3:26) 5. Gavottes 1 and 2 (3:44) 6. Gigue (2:40) Zoltán Kodály (1882-1967) Sonata for solo cello, Op. 8 1. Allegro maestoso ma appassionato (8:35) 2. Adagio (con grand'espressione) (9:33) 3. Allegro molto vivace (9:44)
CD3
Luigi Boccherini (1743-1805) Cello Concerto in B flat major (arranged by Friedrich Grützmacher) 1. Allegro moderato (9:51) 2. Adagio non troppo (6:49) 3. Rondo (5:45) Johann Sebastian Bach Orchestral Suite No. 3 in D major, BWV 1068 (Air) Fritz Kreisler Allegretto in the Style of Boccherini, for violin & piano Camille Saint-Saëns Allegro appassionato, for cello & piano (or orchestra) in B minor, Op. 43 Claude Debussy La fille aux cheveux de lin, prelude for piano, L. 117/8 Frédéric Chopin Nocturne for piano No. 2 in E flat major, Op. 9/2, CT. 109 David Popper Hungarian Rhapsodies for cello & piano (or orchestra), Op 68 Johann Sebastian Bach Concerto for harpsichord, strings & continuo No. 5 in F minor, BWV 1056 (Arioso) Franz Schubert Transctiption for cello & piano of Schubert's Allegretto grazioso by Gaspar Cassadó Moments musicaux for piano, D. 780 (Op. 94) Modest Mussorgsky Sorochintsï Fair (Sorochinskaya yarmarka), comic opera (Gopak) Robert Schumann Kinderszenen (Scenes from Childhood) for piano, Op. 15 (Rêverie) Claude Debussy Petite suite, for piano, 4 hands, L.65 (Menuet) Alexander Tcherepnin Ode, for cello & piano Niccolò Paganini Caprice for solo violin in B flat major ("The Devil's Chuckle")
CD4
Franz Joseph Haydn (1732-1807) Cello Concerto No. 2 in D major, H. 7b/2 (Op. 101) cadence Starker I. Allegro moderato (16:09) II. Adagio (5:36) III. Rondo (allegro) (5:38) Robert Schumann (1810-1856) Cello Concerto in A minor, Op. 129 I. Nicht zu schnell (10:45) II. Langsam (4:09) III. Sehr lebhaft (9:10) Camille Saint-Saëns (1835-1921) Cello Concerto No. 1 in A minor, Op. 33 I. Allegro non troppo (11:49) II. Allegretto con moto (4:55) III. Allegro non troppo (3:19)
CD5
Antonin Dvorák (1841-1904) Cello Concerto in B minor, B. 191 (Op. 104) I. Allegro (14:17) II. Adagio ma non troppo (10:35) III. Finale. Allegro moderato (12:28) Ernst von Dohnányi (1877-1960) Konzertstück, for cello & orchestra in D major, Op. 12 (22:22)
CD6
Gabriel Fauré (1845-1924) Élégie for cello & orchestra in C minor, Op. 24 (6:42) Darius Milhaud (1892-1974) Concerto, for cello & orchestra No. 1, Op. 136(1935) I. Nonchaitant (4:10) II. Grave (6:39) III. Goyeux (3:08) Sergey Prokofiev (1891-1953) Cello Concerto in E minor, Op. 58 I. Andante - Poco meno mosso (5:30) II. Allegro giusto (12:31) III. Theme. Variationes 1-4. Coda (11:35)
Сонаты Баха были в классическом исполнении 63 года http://intoclassics.net/news/2010-03-28-15134 Кодай тоже http://intoclassics.net/news/2011-03-17-22084 Концерт Прокофьева помню ещё по пластинке "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства". Почему наши не играют, непонятно. Ивашкин только по-моему записал. http://intoclassics.net/news/2009-05-18-5947 А он мне больше даже симфонии-концерта нравится, там меньше советскости и, вообще вещь оригинальная И Мийо оттуда же - на второй стороне. Пишут, что "Два замечательных музыканта Ростропович и Янош Старкер долго полемизировали друг с другом, в итоге победа была за Ростроповичем". Но концерт Мийо мне тоже именно со Старкером больше нравится.
Я бродил, кидая гайки То налево, то направо... Вдруг смотрю - 6 классных дисков! Помогли мне гайки! Браво! Пыль с обложечки стираю И читаю: Янош... СТАPКЕР. Ах, как жаль, почти из наших! Щас исправлю... Где мой маркер?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".