После двух двойных альбомов записей Хорхе Болета из своей фонотеки выкладываю еще один двойник, одолженный мне одним моим другом. В нем представлена подборка из концертных записей Шопена в исполнении Хорхе Болета. Они охватывают период c 1963 по 1987 год, но большая их часть приходится на 70-ые годы. Не все записи высокого качества, но общему впечатлению это помешать не может.
Вложенный буклет содержит много интересной информации, из которой я хотел бы отметить здесь лишь два момента. Во-первых, в качестве эпиграфа приводится высказывание Гилельса, датированное 1988 (??) годом, что Болет - "величайший пианист западного полушария". Во-вторых, отмечается, что именно Болет дал "вторую премьеру" Второму концерту Прокофьева в 1949 г, через 20 лет после его исполнения в Америке самим Прокофьевым, а сделанную им в 1953 г запись Рихтер назвал "образцовым исполнением" (paragon of execution).
Очень давно знаю это имя, а записей было с гулькин нос. Теперь вот потихоньку осваиваю. Пианизмом напоминает мне Григория Романовича Гинзбурга - такая же всепоглащающая любовь к инструменту, его возможностям и выверенности техники, хотя, как виртуоз, всё же будет, пожалуй, ещё выше. Но красотой звука всё же, на мои уши, уступает Гинзбургу: такого "бархата" туше нет... Спасибо!!!
1. Я привел датировку приведенного в буклете высказывания Гилельса как 1988 год , поскольку так там написано, но забыл поставить вопросительные знаки. Это высказывание я видел и в паре других мест, но без даты. Болет был представлен Гилельсу в артистической после одного из концертов Гилельса в Лондоне в начале 80-ых. Тот, кого Болет просил представить его, опасался неловкости, если окажется, что Гилельсу это имя ничего не говорит. Но Гилельс сразу же обнял его и сказал, что он "a great pianist". В другом месте я читал, что, как рассказывал Гилельс, еще в 70-ые годы, просматривая пластинки в одном из европейских магазинов, он купил запись Концерта №2 Прокофьева с Болетом и сказал, что охотно к ней возвращался.
2. Хорхе Боле или Джордж Болет? Он жил в Америке и сам предпочитал имя Джордж и так и представлялся. О фамилии там речи не было, видимо, предполагался единственный вариат "Болет". По данной ссылке можно послушать, как произносили его имя и фамилию: http://www.pronunciationguide.info/sounds/bolet.mp3 Там звучит "Болетт"!
P.S. Болет говорил, что он был бы намного популярнее, если бы его фамилия звучала как Болетинский или Болетовский
Большое спасибо! (покопавшись в генеалогических материалах, выяснил, что "Болет" - весьма распространенное испанское (а не французское) имя. Что до склонности славного кубинца Хорхе (говорят, он был очень обаятельный и душевный человек) американизировать своё имя в "Джордж" вместо "Хорхе", то это общая "болезнь" многих эмигрантов. Поэтому, думаю, наиболее правильной формой транслитерации имени этого великолепного пианиста будет "Хорхе Болет").
Мне тоже по приезде предлагали изменить (т.е. ивритизировать) имя перед записью в удостоверение личности, но я отказался. Не могу сказать, что это мне когда-либо мешало.
Хорхе очень хорошо играет Шопена. Баркаролу сыграл без излишнего "чуйства", сдержанно-поэтично. В середине пьесы я особенно смотрю как пианисты извлекают ноту соль-диез 2-й октавы (бзик такой у меня), у Хорхе же улет в небеса: именно так, на мой взгляд, должна звучать определяющая нота с последующей хрустально-мелодической фигурацией, но при этом не спешить, не играть ее как все лишь "каденцию" перед 3-й кульминационной проведении главной темы, а как самостоятельная, предваряющая хрустальной чистоты без суеты часть. Также замечательна 1-е скерцо с "колыбельной" серединой, которая у него получилась как будто трехмерной по звучанию. 2-е скерцо выше всяких похвал - всем советую послушать. Такую трактовку давно уже ни у кого не слышал. А вот 3-ю сонату, как мне кажется, он сыграл без особого акцента на виртуозность, особенно финальную часть, где не стал загонять темп, относительно сдержанная она у него получилась. Итог такой: как говорится, Минздрав рэкомендует, такой Шопен полезен для здоровья и душевного равновесия.
Великий мастер пианизма, сочетающий филигранную отделку мельчайших деталей с грандиозной мощью и и размахом исполнения, виртуоз, превосходящий и Горовица и Артура Рубинштейна, тонкий стилист,один из лучших интерпретаторов музыки Шопена и Листа за всю историю ф-но, к сожалению, не получил той извесности и признания, которые соответствовали его потрясающиму таланту и феноменальному мастерству!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".