"Закончен труд, завещанный от Бога".... Нет, не закончен, а начат, чтоб продолжить его с вашей помощью. Я попытался собрать воедино все известные мне записи и исполнения партесной музыки, разбив их на три части в соответствии с бытовавшими в ту эпоху жанрами. Многое уже публиковалось на Погружении (см. материал "Русское и украинское партесное пение XVII-XVIII вв." от Stravigor), но очень многое появляется здесь впервые (в том числе, пардон за нескромность, мои собственные сочинения и переложения в партесном стиле). Заранее приношу извинения за возможно низкое качество звучания: некоторые файлы взяты из YouTube, некоторые конвертированы в mp3 из личного видео-архива. Так что эта коллекция имеет ознакомительный характер. Сюда не включены "Службы" Дилецкого и "Рифмотворная Псалтирь" Титова и другие произведения, если они содержатся на дисках, ПОЛНОСТЬЮ посвященных партесной музыке. Повторяться нет смысла, вы можете найти их по ссылкам тут: http://intoclassics.net/news/2012-03-05-27376 Сюда не включены так же (за небольшим исключением) песнопения строчного многоголосия XVII века, так как это отдельная тема.
Канты, псальмы и духовные стихи
1.'Ах, коль преславно', кант 17-18 в. (Московский хор, В.Соколов) 2.'Боже отринул еси', кант 17 в. (Аргышев-консорт) 3.'Веселия днесь', кант 17 в. (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 4.Виват на заключение Ништадтского мира (Ансамбль В.Копыловой) 5.Восемь виватов эпохи Петра I (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 6.'Два каплуна-хоробруна', шуточный кант 17-18 в. (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 7. Димитрий Ростовский - Кант (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 8. Димитрий Ростовский - Надежду мою (Хор Китаевской пустыни) 9.'Днесь орле Российский', кант на Полтавскую победу (Ансамбль В.Копыловой) 10.'Душе моя', рукопись 80-х г. 17 в. (ОРФОС) 11. Епифаний Славинецкий - Святии Святителие (Хор Китаевской пустыни) 12. Кант на воссоединение Украины с Россией (Болгарский нац. хор) 13. Кант на кончину Петра (Ансамбль В.Копыловой) 14. О расширении государства Российского', кант 17 в. (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 15.'О, всепетая Мати', духовный стих 18 в. (ОРФОС) 16.'Орле российский', кант на Полтавскую победу (Московский хор, В.Соколов) 17.'Плач', псальма 17 в. (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 18.'Почто мире гордится', кант 18 в. (Ансамбль В.Копыловой) 19.'Радость моя слезы', кант 17 в. (Аргышев-консорт) 20.'Радуйся, радость твою воспеваю', кант 17 в. (Ансамбль В.Копыловой) 21.'Радуйся, радость твою воспеваю', кант 17 в. (Болгарский нац. хор) 22. Святый Боже, муз. Самусенко С. в партесном стиле (ОРФОС) 23. Святый Боже, на муз. псальмы 17 в., перелож. Самусенко С. (ОРФОС) 24.'Сидит сова на печи', шуточный кант 17-18 в. (Московский хор, В.Соколов) 25.'Сильне во злобе', кант 17 в. (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 26. Стих 'Апостолы Петр и Павел' (Сирин) 27. Стих Великомученику Георгию (Сирин) 28. Три канта времени Елизаветы Петровны (Муж. вокальный квартет, И.Воронов) 29.'Шедше трие цари', рождественские канты (Болгарский нац. хор)
Партесные гармонизации (постоянное многоголосие) 1. Благослови душе моя Господа. Партесная гармонизация (Гринденко) 2. Благослови душе моя Господа. Партесное (Гринденко) 3. Благослови, душе моя, Господа. Греч. распев, ранний партес (Московский хор, В.Соколов) 4. Блажен муж. Партесное (Гринденко) 5. Блаженна (Болгарский нац. хор) 6. Богородице Дево, напев Киевского Вознесенского монастыря (Сибирские певчие) 7. Богородице, Ты еси Лоза Истинная (Сирин) 8. В Чермнем мори, 8 гол. догматик (The Tallis Scholars) 9. Величание Крещения Господня. Партесная гармонизация (Гринденко) 10. Воскресение Твое, ранний партес (анс. Мелосъ) 11. Достойно есть, 3-гол. (Хор М. Патриархата, Гринденко) 12. Достойно есть, партес. гарм. киевского распева (хор Подворья Оптиной пустыни) 13. Достойно есть, ранний партес, расш. С.Скребкова (анс. Мелосъ) 14. Достойно есть. Распев царя Алексия Михайловича, гармонизация (Гринденко) 15. Достойно есть. Распев царя Феодора (Капелла Юрлова) 16. Евангельская стихира. Партесная гармонизация (Гринденко) 17. Избавление посла, 12 гол. причастен (The Tallis Scholars) 18. Кресту твоему. Рукопись 1700 г. (ОРФОС) 19. Милость мира, партес. гарм. греческого распева (хор Подворья Оптиной пустыни) 20. Многолетие, 17 в. (Рос. консорт-Е.Кейлина) 21. Многолетие, 18 в. (Московский хор, В.Соколов) 22. Многолетие, партесное многоголосие (Гринденко) 23. Паки Иродиада (Рос. консорт-Е.Кейлина) 24. Плотию уснув, ранний партес, расш. М.Богомоловой (анс. Мелосъ) 25. Похвала хозяину, застольная песня петровского времени (Минин) 26. Прейде сень законная, 8-гол. догматик (ОРФОС) 27. Свете тихий, строчное (Сибирские певчие) 28. Совет превечный, партес. гарм. знаменного распева (хор Подворья Оптиной пустыни) 29. Тя паче ума, задостойник Вознесения. Партесная гармонизация (ОРФОС) 30. Хвалите Господа с небес. Партесная гармонизация (Гринденко) 31. Хвалите Господа с небес. Партесное (Сирин) 32. Хвалите имя Господне, демественный распев, партесная гармонизация (ОРФОС) 33. Херувимская песнь 'дылецкого распева'. Расшифровка Смолякова по рук. в крюк. нотации (ОРФОС) 34. Херувимская песнь. Партесная гармонизация (Гринденко) 35. Херувимская, строчное 3-гол., 17 в. (Минин)
Партесные концерты (переменное многоголосие)
1. Бавыкин - 'Ныне силы небесныя', 12-гол. (Минин) 2.'Гряди от Ливана, невесто', муз. Самусенко С. в партесном стиле (хор О.Вечкановой, Самара) 3. Дилецкий - 'Вошел еси во церковь' (Камерный хор Киев) 4. Дилецкий - 'Вошел еси во церковь' (Русский концерт) 5. Дилецкий - 'Единородный Сыне' (Камерный хор Киев) 6. Дилецкий - 'Единородный Сыне' (Русский концерт) 7. Дилецкий - 'Единородный Сыне' (Хор студентов Лен. дух. академии) 8. Дилецкий - 'Елицы во Христа крестистеся' 9. Дилецкий - 'Иже образу Твоему' (Камерный хор Киев) 10. Дилецкий - 'Иже образу Твоему' (Русский концерт) 11. Дилецкий - 'Приидите людие, приидите' (Камерный хор Киев) 12. Дилецкий - 'Тело Христово приимите' (Salutaris, О.Янум) 13. Дилецкий - 'Тело Христово приимите' (Камерный хор Киев) 14. Дилецкий - 'Хвалите имя Господне' (Estonian Chamber choir) 15. Дилецкий - 'Хвалите имя Господне' (Камерный хор Киев) 16. Дилецкий - 'Хвалите имя Господне' (Капелла Юрлова) 17. Ирмос 1-й песни канона Богородице, муз. Самусенко С. с фрагментами 17 в. в начальных тактах (ОРФОС) 18. Ирмос 3-й песни канона Богородице, муз. Самусенко С. с фрагментами 17 в. в начальных тактах (ОРФОС) 19. Ирмос 9-й песни канона Богородице, муз. Самусенко С. с фрагментами 17 в. в начальных тактах (ОРФОС) 20. Калашников - Херувимская песнь, 12-гол. (Капелла Юрлова) 21. Неизв. автор 17 в. - 'Богоотец убо Давид' (Рос. консорт-Е.Кейлина) 22. Неизв. автор 17 в. - 'Божественный гром', 3-гол. (Ансамбль В.Копыловой) 23. Неизв. автор 17 в. - 'Божественный гром', 3-гол. (Ансамбль Канторс) 24. Неизв. автор 17 в. - 'Божественный гром', 3-гол. (ОРФОС) 25. Неизв. автор 17 в. - 'Веселитеся, праведнии', 5-гол. (Минин) 26. Неизв. автор 17 в. - 'Веселитеся, праведнии', 5-гол. (Мужской кам. хор, Рыбин) 27. Неизв. автор 17 в. - 'Кто ны разлучит', 5-гол. (Минин) 28. Неизв. автор 17 в. - 'Кто ны разлучит', 5-гол. (ОРФОС) 29. Неизв. автор 17 в. - 'Плачуся и рыдаю', 4-гол. (ОРФОС) 30. Неизв. автор 17 в. - 'Седе Адам', 3-гол. (Аргышев-консорт) 31. Неизв. автор 17 в. - 'Седе Адам', 3-гол. (Сирин) 32. Неизв. автор 17 в. - 'Спаси Господи люди твоя', 4-гол. (ОРФОС) 33. Неизв. автор 17 в. - 'Тон дэспотин' (Аргышев-консорт) 34. Неизв. автор 17-18 в. - 'Кто твою, Спасе, ризу раздра', 12-гол. (Болгарский нац. хор) 35. Неизв. автор 17-18 в. - 'От юности моея' и 'Всякое дыхание', 2-гол. (ОРФОС) 36. Неизв. автор 17-18 в. - Херувимская песнь, 8-гол. (Болгарский нац. хор) 37. Неизв. автор 18 в. - 'Велие и преславное чудо', 16-гол. (Lege Artis) 38. Неизв. автор 18 в. - 'Велие и преславное чудо', ред. Самусенко С. для 8-гол. (ОРФОС) 39. Неизв. автор 18 в. - 'Гласом моим', 12-гол. (Театр хоровой музыки, Э.Маркин) 40. Неизв. автор 18 в. - 'Гряди от Ливана, невесто', 8-гол. (Театр хоровой музыки, Э.Маркин) 41. Неизв. автор сер. 18 в. - 'Сначала днесь', шуточный концерт (Болгарский нац. хор) 42. Неизв. автор сер. 18 в. - 'Сначала днесь', шуточный концерт (Капелла, Чернушенко) 43.'Никто же притекаяй к Тебе' 4-гол., Супрасль 17 в. (The Parsons Affayre) 44.'Никто же притекаяй к Тебе' 4-гол., Супрасль 17 в. (ОРФОС) 45. Сковорода - Херувимская песнь 46. Титов - 'Ангел вопияше' 47. Титов - 'Безневестная Дево', 8-гол. (Минин) 48. Титов - 'Благослови, душе моя, Господа' (The Parsons Affayre) 49. Титов - 'Благослови, душе моя, Господа' (Анс. класс. музыки, В.Копылова) 50. Титов - 'Благослови, душе моя, Господа' (Московский хор, В.Соколов) 51. Титов - 'Веселитеся праведнии', 12-гол. (Болгарский нац. хор) 52. Титов - 'Веселитеся праведнии', 12-гол. (Московский хор, В.Соколов) 53. Титов - 'Всем скорбящим радосте', 12-гол. (Chanticleer) 54. Титов - 'Всем скорбящим радосте', 12-гол. (Капелла, Чернушенко) 55. Титов - 'Всемирную славу', 8-гол. (Минин) 56. Титов - 'Вси языцы восплещите руками', 8-гол. (Камерный хор Виват, Журавленко) 57. Титов - 'Днесь Христос', 12-гол. (Минин) 58. Титов - 'Достойно есть' (Rose Ensemble) 59. Титов - 'Единородный Сыне' (Estonian chamber choir) 60. Титов - 'Единородный Сыне' (Rose Ensemble) 61. Титов - 'Златокованную трубу', 8-гол. (Болгарский нац. хор) 62. Титов - Ирмосы 'Понтом покры', 8-гол. (Московский хор, В.Соколов) 63. Титов - Концерт в честь Полтавской победы, 12-гол. 64. Титов - Многолетие (Хор Амвросия Носова) 65. Титов - Многолетие (Хор студентов Лен. дух. академии) 66. Титов - 'Радуйтеся людие', 8-гол. (Камерный хор Виват, Журавленко) 67. Титов - 'Суди ми Боже', 8-гол. (Камерный хор Виват, Журавленко) 68. Титов - 'Хвалите Имя Господне' (Московский хор, В.Соколов) 69. Титов - 'Хвалите Имя Господне' (Хор академии хор. иск-ва, В.Попов) 70. Титов - Херувимская песнь (Rose Ensemble) 71. Титов - Херувимская песнь (капелла Юрлова)
Ссылки (mp3, 192):
Канты, псальмы и духовные стихи http://narod.ru/disk/42863231001.fc8ed977ec729468d461a13a3c29af72/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%2C%20%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8.rar.html
26.11.2014 Добавлены несколько партесных пятиголосных песнопений XVII века в исполнении Московского Синодального хора, регент А.Пузаков. Расшифровка и обработка А. Конотопа.
Переложений и гармонизаций было больше, но увы, не все было исполнено или сохранилось в записях. Жаль, не могу опубликовать исполнение переложения замечательного концерта, приписываемого Дилецкому "Радуйся, Живоносный Кресте". Видео есть, но плохонькое и бас там местами откровенно "налажал". На всякий случай сообщаю: этот концерт (в оригинале для 2-х дискантов и 2-х басов) опубликован в книге Н.А.Герасимовой-Персидской "Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох".
Великолепно! Спасибо Вам огромное, Сергей! Партесное пение - это одна из вершин русской культуры. Жаль, что большинство наших сограждан не имеют о нём понятия...
Сергей, но Вы же понимаете, что эта "скромность" идет не от количества созданного, а от количества расшифрованного исследователями и изданного, а следовательно - исполненного... Наши "тонны" в архивах, работа над которыми, увы, мало кого привлекает, а на Западе нотная печать с незапамятных времен.
Конечно понимаю. Я и сам отнюдь не готов оставить все дела и броситься в архивы. Я могу лишь довольствоваться тем, что делают другие. Суть проблемы еще в том, что партесная музыка зачастую оказывается слишком сложной и "неудобной" для исполнителей (прежде всего церковных хоров) из-за устаревших текстов, смещенных ударений в словах, большого количества голосов и слишком высокой тесситуры у дисканта и тенора. Я сам тенор, "на своей шкуре" прочувствовал этот партес! Ведь в партесных гармонизациях тенор часто поет выше альта, постоянно с ним перекрещиваясь.
Проблема высокой тесситуры возникла гораздо позже времени создания партесных произведений. Во-первых, тенденция к повышению камертона. Во время изобретения камертона в 1711 году тон для настройки а1 был равен 419,9 герц. И. А. Барсова указывает, что и после этого тон настройки в европейских странах существенно колебался. Во-вторых, был ли вообще камертон у русских певчих? Нотная запись партесных гармонизаций не отражает абсолютную высоту звучания. По обычной клиросной практике, песнопение исполняется в том тоне, который задает регент, учитывая вокальные возможности певчих. Возможно, реальная высота звучания была на полтора – два тона ниже зафиксированной в нотах.
Конечно, это Вы все очень правильно написали. Но если понижать звучание относительно современного камертона (конечно, в 17-м веке таких штуковин не знали))), то часто бас оказывается слишком низким! В любом случае многие партесные партитуры требуют вокальных данных и мастерства выше среднего!
Уважаемый Сергей! То, что я Вам скажу приведёт вас в изумление. Лучше давайте установим с вами связь по интернету и постепенно Вы поймёте в чём заблуждаетесь Вы, а с вами и наши умудрёные "старцы". Итак, мой e-mail partipes@mail.ru/Игорь Журавленко.зас. артист РФ.жду вашего письма.
Уважаемый Игорь Андреевич! Мы рады приветствовать Вас как одного из замечательных исполнителей партесной музыки. Я думаю, многие здесь с интересом узнают то, что Вы хотите сказать Сергею. Было бы замечательно, если бы форум "Погружения в классику" стал местом обсуждения различных проблем, связанных с партесным стилем, например, здесь http://intoclassics.net/forum/4-3472-1 или в отдельной теме
Есть в этом тексте интересные идеи для исполнителей, но с точки зрения музыковеда - явные ошибки, например: мастер партесных гармонизаций, создавший несколько крупных сборников, Иван Михайлович Протопопов, оказывается, "только однажды – в 1724 году – написал произведение в партесном стиле". Эх!..
Громадное спасибо! А нет ли у Вас случайно, уважаемый friedenstaube, и нот данных сочинений (публикации некоторых из них мне известны, но далеко не всех). Может какие-либо ссылки дадите? Буду чрезвычайно благодарна!
Очень хорошо, что обратились к старинной русской музыке. Я не большой специалист и в тонкостях не особенно разбираюсь. но когда я слышу в церквях очень слаженное церковное пение. то как-то становится легко и приятно. Вот бы еще сделали упор и на светской музыке 18 века. Там немеренный пласт о котором мы в большинстве ничего не знаем. Вот было бы здорово все это имень в своем собрании. А за выкладку автору большое спасибо.
Ищите и обрящете! Из русской светской музыки 18-го на Погружении выложено уже не мало, практически все, что доступно в звукозаписи. А то, что еще лежит в архивах и на книжных полках - так это претензии к музыкантам и музыковедам!
Уважаемый Сергей! Пока Вы расписывали "партесы", я закончил и уже почти готова к изданию брошюра "Доверительные беседы о русском партесе и его белорусских корнях". Скоро выйдет из печати. Ждите!Там всё схвачено в один узел. Что касаетя Ивана Протопопова - данное произведение ("Достойно есть царя Алексея Михайловича" - неудачное, и объясняется - что!( Ответ Наталье ! )
Спасибо за обновление материала. Всегда с интересом слушаю русскую музыку XVII века, стараясь отделить европейское звучание, чтобы хоть как-то представить себе чисто русскую "ренессансную музыку".
Я тоже когда-то считал русскую музыку XVII века "ренессансом" и при этом получалось, что Россия опять лет на 100 отстала от Европы. Но потом я понял, что партес вполне соответсвует общеевропейской стилистике БАРОККО того времени, но со своими, национальными чертами. Если же Вы хотите представить чисто русскую музыку, то надо обращать внимание на партесные гармонизации ("постоянное многоголосие"). Это особый, отдельный пласт музыки XVII-XVIII века, характерный именно для России и не используемый в Украине и Беларуси.
На самом деле вопрос о стилистике русской музыки достаточно сложный. Действительно, большинство из того, что сейчас исполняется - относится к эпохе барокко, пусть и раннему. Однако развитие музыки было неравномерным. Одной из особенностью развития русской музыки XVII века было то, что за несколько лет музыка проходила этап, который в европейской музыке длился десятилетиями. В русской музыке этого периода можно увидеть отголоски всех эпох, главное хорошо прислушаться.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".