Материал восстановлен, добавлен mp3 Бывший материал участника Oleg (legoru)
Хиндемит был одним из немногих композиторов, могущих исполнить почти все партии в своих партитурах, отсюда - твердо закрепившееся за ним амплуа "всемузыканта". Он как никто другой чувствовал природу струнных. Небезизвестна его деятельность и как профессионального участника квартетов. Поэтому так важен в его творчестве этот жанр
В молодые годы Хиндемит, как и многие его ровесники, испытывает влияния Брамса, Гуго Вольфа, Малера. В первых двух квартетах (1915, 1918) ещё звучат отголоски уходящего с арены романтизма. Но не это генеральная линия его творчества. В 20-е годы в произведениях преимущественно инструментальных Хиндемит отчетливо проявляет черты неоклассицизма, сказывающиеся в ясности, подчеркнутой четкости построений, энергичном движении звуковых потоков, которые сплетаются в сложную полифоническую ткань; в преобладании диатоничности мелодических рисунков. К этому периоду относятся мастерски написанные Третий и Четвёртый струнные квартеты (1921, 1922). Для Хиндемита неоклассицизм был не только одной из многих языковых манер, но прежде всего - ведущим творческим принципом, поиском "прочной и прекрасной формы", потребностью выработать стабильные и надежные нормы мышления, восходящие к старинным мастерам. Пятый квартет (1923) - тоже один из лучших образцов этого жанра, стал апофеозом барочных форм (фуга, хорал, пассакалья)- своего рода приношение Баху от современного музыканта. Только в финале эту барочную идиллию разрушает грубый милитаристкий марш.
Два последних квартета - Шестой (1943) и Седьмой (1945) написаны уже спустя 20 лет и тяготеют к большей ясности и стабильности, Хиндемит опять вернулся к корням - Брамсу, Регеру и Брукнеру
Хиндемит с своих Квартетах не ориентировался на показ виртуозности. В его музыке есть место экспрессии, столкновениям контрастирующих построений и стилистическим дерзостям, но для него гораздо важнее сосредоточить внимание слушателей на исполнительском мастерстве, поэтому он обращается к сравнительно легко воспринимаемым мелодическим рисункам, что позволяет струнным выразить необычайно широкий диапазон эмоций - от философских размышлений до гротеска и драматизма. В своих гармонических новшествах Хиндемит заходил весьма далеко, но в отличие от Арнольда Шёнберга никогда не покидал области тональной музыки, используя так называемую "расширенную тональность". Хиндемит создает стройную, научно обоснованную систему, направленную не на разрушение тональности, а на обогащение ее заключенными в ней самой "ресурсами". В этой системе Хиндемит выказывает одновременно и уважение к классическим традициям, и стремление интерпретации их с точки зрения музыкального языка и приемов композиции ХХ столетия.
Paul Hindemith (1895-1963)
Complete String Quartets (3CD)
The Danish Quartet: Tim Frederiksen, 1st Violin (Stradivari - 1696) Arne Balk-Moller, 2nd Violin (G. B. Gabrieli - 1760) Gerd-Inge Andersson, Viola (Enrico Rocca - 1911) Henrik Brendstrup, Cello (P. & H. Silvestri - 1838)
CD 1 String Quartet No.2 in F minor, Op. 10 (1918) 1. I. Sehr lebhaft, straff im Rhythmus (6:00) 2. II. Thema mit Variationen. Gemachlich (8:53) 3. III. Finale. Sehr lebhaft (15:19) String Quartet No.4, Op. 22 (1921) 4. I. Fugato, sehr langsam (5:36) 5. II. Sehr energisch. Schnelle Achtel (5:16) 6. III. Stets flieBend. Ruhige Viertel (7:19) 7. IV. MaBig schnelle Viertel (1:52) 8. V. Rondo, Gemachlich und mit Grazie (5:12) String Quartet No.7 (1945) 9. I. Schnell (2:31) 10. II. Ruhig. Scherzando (2:17) 11. III. Langsam - Schnell - Langsam (6:24) 12. IV. Kanon, maBig schnell - heiter (5:03)
CD 2 String Quartet No.3 in C major, Op. 16 (1920) 1. I. Lebhaft und sehr energisch (11:02) 2. II. Sehr langsam (12:57) 3. III. Finale. AuBerst lebhaft (7:46) String Quartet No.6 in E-flat major (1943) 4. I. Sehr ruhig und ausdrucksvoll (4:39) 5. II. Lebhaft und sehr energisch (4:41) 6. III. Ruhig. Variationen (9:27) 7. IV. Finale. Breit und energisch (7:01)
CD 3 String Quartet No.1 in C major, Op. 2 (1915) 1. I. Sehr lebhaft (10:57) 2. II. Adagio (11:20) 3. III. Scherzo. Sehr lebhaft (6:21) 4. IV. Ziemlich lebhaft (6:43) String Quartet No.5, Op. 32 (1923) 5. I. Sehr langsam, aber immer flieBend (6:21) 6. III. Passacaglia. Fugato (so schnell wie moglich) (8:51) 7. II. Kleiner Marsch. Vivace, sempre crescendo (1:35)
Кто сможет объяснить, почему мне нравятся квартеты Хиндемита и не нравятся квартеты Бартока? Первого слушаю сейчас с удовольствием, второго слушать для меня настоящее мучение. Malamute, у Вас должно получиться.
13. Анастасия Гринева (Grin) (Сегодня 22:04) Кто сможет объяснить, почему мне нравятся квартеты Хиндемита и не нравятся квартеты Бартока? Первого слушаю сейчас с удовольствием, второго слушать для меня настоящее мучение. Malamute, у Вас должно получиться.
Да чего тут сложного. Хиндемиту ближе Бах, а Бартоку - Бетховен (4й особенно). Бах - апофеоз закостенелости барокко, а Бетховен открывает дорогу романтизму, который и привел к современному разложению.
"Кто сможет объяснить, почему мне нравятся квартеты Хиндемита и не нравятся квартеты Бартока? Первого слушаю сейчас с удовольствием, второго слушать для меня настоящее мучение" Вза-им-но Настюха!
Мне нравятся, наверное потому, что вообще такая музыка (между Дебюсси и Стравинским) близка. У Мийо - ранние (1,3 с голосом) и поздние 12, 17, те где он от неоклассицизма избавился. Кстати, у него с Хиндемитом по поводу последнего пересечения были, т к дружили. У Хиндемита в 3м квартете даже влияния Мийо заметны. Мартину ещё интересней - тоже от импрессионизма плясал Что интересно, его симфоническое творчество меня не трогает, а вот квартеты нравятся
Не, это скорее к Шостаковичу, а Барток -оптимист, как и Бетховен - от мрака к свету.
А Хиндемит эдакий занудный академист, работавший за гранью академизма, мешая классиков с бульварщиной. Он даже сам над собой смеялся по этому поводу в квартете Minimax http://www.youtube.com/watch?v=tv5_iNuw1oo
Олег, полностью соглласен по поводу Бартока! Но Хиндемита я тоже люблю. Гармония Мира просто гениальна!! И бульварщина его музыке не вредит. Гебраухмузик, так сказаать. 1929 какая прелесть. (А нет ли в ваших закромах его 3й ф-п сонаты B?)
Самые сложные в техническом отношении пьесы на слух, как правило, такого впечатления не производят. А еще вспомним слова Моцарта: "Творцу должно быть тяжело, а слушателю легко". Знакомый пианист рассказывал, как перед экзаменом в консе экзаменатор сказал студентам: "Хотите получить "5" - берите музыку 20 века. Возьмете Шопена - больше "4" не получите". Вот и шпарят авангардистов - сыграешь с ошибкой, никто и не заметит. Барток - оптимист? Видимо, наши представления об оптимизме в музыке в корне разнятся.
Если слушатель, ждёт от музыки только того, чтоб ему сделали легко и просто - это плохой слушатель. Если слушатель хороший - он заметит и фальшь в игре
А кто оптимист в квартетах? Прокофьев - да. Барток -да, у него же там звукопись, поклонение перед природой и своим народом. Вот возьмите Шостаковича для сравнения - у него в каждой ноте тоскливый страх, в основном за свою жизнь, он боится людей. короче патология сплошная).
А мне вообще не свойственен оптимизм, поэтому что-то определенное по этому поводу я вряд ли скажу. Пожалуй, Моцарт. Бах дает мне ощущение устойчивости и равновесия. Но от диссонансных квартетов Бартока у меня никаких положительных эмоций не рождается. Шостакович мне намного интереснее. А Хиндемит - вполне "мой" композитор по духу, никакого занудства я не чувствую (может, потому что сама зануда ).
Вот уж друзья, квартетного Дмитрича Вы не трогайте! "О КВАРТЕТАХ ШОСТАКОВИЧА И кто только придумал эти квартеты Шостаковича? От них хочется трогать шею и раскачиваться без всякой возможности вырваться. Если бы квартеты Шостаковича обратились в человека, он был бы заразен психически воздушно-капельно. Он бы из меня вытягивал струну, резал бы ею руки и сматывал в аккуратный запёкшийся проволочный клубок ни к чему не пригодный, из тех, что никогда не выбрасывают из-за утраченного воспоминания: верчу в руках - что-то было с этим, но что не помню.. Ничего уже теперь не помню, только твои руки и клубок коричневый. Он иногда бы плакал холодными слезами без всякой паприки, и я бы верила, дура, и моё чистое ля четырёхсот сорока герцовое стекало бы вниз, дребезжало, пока не перегорели бы все источники света - даже самая последняя лампочка, которая зажигается от ненужного и случайного капслока, ответственного за крик в буквах." Взято из сети.
Ага,квартеты Шостаковича абсолютно гениальны,все без исключения.Такая же история человеческой души,как его симфонии,даже в большей мере-потому что они не собирались становиться событиями истории
Пожалуйста, обновите ссылки! Указанные ссылки не работают!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".