Материал восстановлен (вместо mp3 - flac) Бывший материал участника Rex Mager (RexMager)
После Баха, Макс Регер остаётся непревзойдённым художником писавшим органную иконографию. Объём его сочинений для органа невероятен - и только единицы в мире освоили все его сочинения. Запись полного собрания сочинений Регера существует пока только что одна - сделанная немецкой органисткой Розалинде Хаас в 90-х годах.
Розалинде Хаас, которая сейчас уже в почтенном возрасте, в молодости училась у итальянского виртуоза Фернандо Джермани, а также у Хельмута Вальхи. С ранней молодости, в её репертуаре были все произведения Баха и Регера, которые она играла с необыкновенной виртуозностью и блеском, но также пониманием стилей, архитектоники, и сути.
Вся коллекция сортирована по собраниям, опусам, формам, и жанрам.
Мелочь, конечно, но при разархивации у меня выскочило сообщение об ошибке:
! Невозможно создать All-Reger\Chorale Fantasies\Chorale Fantasy on Wie schon leuchtet uns der Morgenstern (the original version), op. 40, #1\Chorale Fantasy on Wie schon leucht uns der Morgenstern, op. 40, #1 (original version).mp3
О непревзойдённости тут конечно будет 150 мнений. Тут вот какая мысль. Если поставить каких-то композиторов в один ряд, даже против их воли, какие-то из них будут выглядеть подозрительно похожими. Можно даже говорить, что они как бы пренадлежат одной генетической линии. Бах и Регер - наиболее явная такая генетическая линия. Тут даже трудно оспаривать это, так как Регер не скрывал, что он во всём имитировал Баха, и именно пытался быть вторым Бахом.
Вот в чём они очень похожи:
Бах и Регер не писали музыку своего времени - оба писали музыку, кот. была анахроничной, i.e., музыку ушедшей эпохи.
Бах и Регер написали такое количество органной музыки, что ни один другой композитор просто близко подойти не может. (Франк, при всей значимости того что он написал, написал аж 12 органных пьес.)
Бах и Регер написали огромное количество хоральных прелюдий, понимая важность протестанского хорала. (Франк, известно, импровизировал на грегорианские мелодии в церкви, но ни в одной композиции его не даже завуалированной цитаты из церковной музыки).
Говоря о количестве - и как это оба Бах и Регер успели столько понаписывать?! По крайней мере, Регер похоже знал, что умрёт рано, поэтому спешил. Отчасти это объясняет, почему у Регера столько много музыки, где явно его перо неслось впереди мозгов. У Баха, по крайней мере, техническая сноровка и мысль шли в унисон (хотя, правда, есть и у Баха несколько пьес, в которых техническая сторона берёт верх. Их не так много.)
Да, вот ещё одна интересная деталька, правда не знаю насколько она важна. Самыми популярными жанрами в эпоху этих двух композиторов были опера (во времена Баха) и симфония (во времена Регера). Ни тот, ни другой интереса к самым популярным в их время жанрам не проявил. Но зато оба были без ума от фуг и писали в этом жанре безостановочно - а ведь фуга перестала быть популярной формой уже при Бахе, и God witness, при Регере фуги мало кого интересовали тоже. Все были увлечены симфонической поэмой и наступаюшим модернизмом.
Ещё одна деталь. Оба Бах и Регер - инструментально-независимые товарищи. Из музыку можно играть на чём угодно, перекладывая с инструмента на инструмент, и особенно это дело менятся не будет. А вот скажем, с Франком совсем другое дело - его пьесы поиграешь «не на том органе что полагается», и его музыку даже не узнаешь. Он - инструментально-специфичен. (Таковы также Шопен, Лист, Шуман, Рахманинов, Скрябин etc.)
Меня всегда интересовали эти «генетические линии». Может это у меня просто мозги так устроены, и на самом деле в этом ничего такого нет. Но вот я как-то наткнулся на одну историю. д'Энди, ученик Франка, как-то не утерпел и сказал своему учителю, что его музыка - это логичное продолжение музыки Вагнера. Франку это очень не понравилось, но он подумал и сказал следующее: «Может быть... Только то что Вагнер сделал для Любви Земной, я делал для Любви Небесной» (Это дело звучит лучше по-французски, так как он намекал на известную картину Тициана, «Любовь земная и любовь небесная».)
Вот с этой точки зрения можно рассмотреть Франка как преемника Вагнера (с точки зрения гармонической драматургии), и в то же время Баха - не в смысле форм, фуг, полифонии, жанров, а в смысле попытки проникновения в область трансцендентную, музыки как выражения не эмоций, а отражения божественного. В этом отношении, Регер конечно намного ближе к «оригиналу», и именно по этой же причине намного непонятее, поскольку его концентрация на трансцендентальном практически убивает в нём всё человеческое.
У Макса Регера великая органная музыка...На самом деле,никакое это не необарокко и не постромантизм...Это тяжелейший тональный экспрессионизм...виртуознейшей разновидности и абсолютно мозговыносящий.Сложнейшие вещи,их трудно воспринимать...но когда в голове ребус раскладывается-это счастье.)Меломаны только на пути к пониманию органного творчества Макса Регера....Наверно всилу сложности он и редко записывается,и исполняется.
Очень хочу вас попросить о следующем.Выберите из этого сета несколько наиболее интересных произведений (или укажите диск с лучшим содержанием) и напишите об этом.Думаю,многие будут вам благодарны - я-то точно буду.Заранее спасибо!
Из полного комплекта органных вещей Регера наибольшего внимания достойна,как мне представляется,cимфонические фантазия и фуга...это нечто...Это столкновение Вселенных,это предчувствие двух мировых войн и желание вырваться из рамок узкого мирка начала 20-го века прямиком в вечность.Конфликтность и катарсис,борьба и пастрольность...в этой музыке все.Потом я бы выделил группы пьес,объединенных в циклы.Это,насколько я знаю,единственные примеры подобного формообразования в органной литературе.)В составе каждой сюиты можно найти совершенно разнохаракактерную музыку,которая единую концепцию не формирует,но создает галерею образов...такой органный импрессионизм...нечто схожее с Мессианом.)
Слушайте и наслаждайтесь.Это потрясающая музыка...но на первое прослушивание кажется очень уж тяжеловесной.Не волнуйтесь,после повторного ознакомления многие из вас испытают ощущение настоящего открытия.
Для меня Регер на уровне с Бахом по мастерству. Он не такой чистый и гармоничный по стилю , но по сути музыку именно этих двух композиторов я бы взял с собой в ад:)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".