Луи Вьерн (1870—1937) - французский композитор и органист, родился в г. Пуатье. Он был слеп от рождения, но операция, произведенная в семилетнем возрасте, привела к частичному восстановлению зрения. Он учился сначала в Парижском институте для слепых детей, затем у Сезара Франка и Шарля Видора в Парижской консерватории. В 1892 году Видор сделал его своим помощником в церкви Сан-Сюльпис, а через два года - ассистентом в своем классе в консерватории. Несмотря на болезнь на протяжении всей жизни Вьерн многократно объезжал страны Западной Европы и Америки, исполняя классический репертуар и собственные сочинения. С 1900 года он работал органистом в соборе Парижской богоматери (Нотр-Дам), а с 1911 года вел класс органа в «Схола канторум», среди его учеников - Марсель Дюпре и Надя Буланже.
Музыкальный язык Вьерна в своем становлении прошёл через различные стили: Луи Вьерну посчастливилось стать преемником традиций Франка - как и его учитель Вьерн, "оставаясь классиком и сторонником традиций, всю жизнь был обуреваем жаждой новых форм, касалось ли это отдельных элементов или структуры целого сочинения". Кроме того, он воспринял общий драматизм и эмоциональный пафос Бетховена, Листа и Вагнера и нежные "пастельные" краски импрессионизма, вошедшие во французскую музыку благодаря гению Дебюсси, а в поздних своих работах композитор обнаруживает даже влияние современной музыки - модерна и джаза. Его необыкновенные причудливые мелодии и квази «джазовые» аккорды появляются в русле тенденций французской музыки 1920-х годов.
Вообще, он был человек очень трагической судьбы - мало того, что он родился почти слепым, так ещё и всяческие неудачи в личной жизни преследовали его. В 1906 г. он провалился в яму, что привело его на некоторое время к инвалидности и ему пришлось заново учится педальной технике. Через несколько лет от него ушла жена, причём к его лучшему другу Шарлю Мютину, которому Вьерн посвятил свою вторую органную симфонию! В Первую мировую войну он потерял своего 17-ти летнего сына Жака (его памяти Вьерне посвятил фортепианный квинтет) и брата, тоже известного органиста. В свое время Форе и Сен-Санс "подсидели" его (в пользу Жигу) в качестве кандидата на пост заведующего по классу органа в Парижской консерватории, причем обставили это весьма некрасиво... Ну и много другого. Видимо поэтому в его сочинениях сочетались разом живость и лиризм, грусть и даже героизм. Композитор искал новые гармонические краски, новые выразительные средства, прежде всего, в области гармонии. Это проявляется в острой диссонантности, неожиданных аккордовых сопоставлениях с многочисленными модуляциями, элементами импровизации и прочими вещами, котрые выгодно отличали его произведения от творчества коллег-традиционалистов. А трагедии, которые опечалили жизнь композитора только ещё больше заставляют сопереживать его музыке
Вьерн - последний великий органист-романтик, автор 6-ти органных симфоний, для органа им написаны весьма оригинальные 24 программные пьесы в свободном стиле, Фантастические пьесы и другие сочинения. Оркестровых вещей он написал совсем немного - симфонию и поэмы для фортепиано и голоса с оркестром. Камерное и фортепианное творчество его намного шире и там есть редкие жемчужины. Предлагаю желающим в этом убедиться
В программе: Полное собрание камерной музыки Вьерне - Сонаты для скрипки и фп. (1906), для виолончели и фп. (1910), Квинтет для ф-но и струнных (1917), Струнный квартет (1894), Рапсодия для арфы (1909), сюита "Вечерние странствия" для виолончели и ф-но (1928), пьесы для альта и гобоя с ф-но); Сочинения для фортепиано - 12 прелюдий (1914), 3 ноктюрна (1916), 2 пьесы, фортепианные циклы "Детские силуэты" (1918), "Бургундская сюита" (1899), "Одиночество" (1918)
Sonate pour violon et piano, op. 23 I. Allegro (6:35) II. Andante (11:19) III. Intermezo (quasi vivace) (3:28) IV. Largamente (allegro agitato) (12:58) Rhapsodie pour harpe, op. 25 (10:49) Quintette pour piano et cordes, op. 42 I. Poco lento (moderato) (9:34) II. Larghetto sostenuto (11:38) III. Maestoso (allegro risoluto) (9:16) Deux pieces pour alto et piano, op. 5 I. Le Soir (4:00) II. Legende (1:58)
CD 2
Sonate pour violoncelle et piano, op. 27 I. Poco lento (allegro moderato) (8:44) II. Molto largamente (9:10) III. Risoluto (allegro molto) (6:00) Largo et Canzonetta pour hautbois et piano, op. 6 I. Largo (3:52) II. Canzonetta (2:28) Soirs etrangers pour violoncelle et piano, op. 56 1. Grenade (4:07) 2. Sur le Leman (5:48) 3. Venise (3:54) 4. Stepe canadien (9:20) 5. Poisson chinois (2:25) Quatuor а cordes, op. 12 I. Lento (allegro agitato) (5:43) II. Intermezzo (leggiero non troppo vivo) (2:49) III. Andante (quasi adagio) (5:52) IV. Allegro vivace (6:33)
Quatuor Phillips Francois Kerdoncuff, piano Olivier Gardon, piano Alexis Galperine, violon Yvan Chiffoleau, violoncelle Christian Moreaux, hautbois Odile Carracilly, alto Pascale Zanlonghi, harpe
12 Preludes, Op. 36 I. Meastoso (3:09) II. Andante (4:00) III. Agitato (3:17) IV. Allegro Molto Appassionato (2:14) V. Andante Con Moto (4:09) VI. Largo (2:27) VII. Poco Lento (5:51) VIII. Grave (3:54) IX. Allegro Molto Agitato (3:17) X. Molto Lento e Sostenuto (2:46) XI. Moderato Piu Tosto Lento (4:40) XII. Molto Maestoso (4:53) Silhouettes D'Enfants, Op. 43 I. Valse (1:29) II. Chanson (1:27) III. Divertissement (1:15) IV. Barcarolle (2:40) V. Gavotte Dans Le Style Ancien (3:50) Deux Pieces Pour Piano, Op. 7 I. Impression D'Automne (2:30) II. Intermezzo (2:07) Le Glas, Op. 39, No. 2 (7:48)
CD 2
3 Nocturnes, Op. 35 I. Lento (9:57) II. Adagio Cantabile (5:53) III. Larghetto Espressivo (8:33) Suite Bourguignonne, Op. 17 I. Aubade (3:06) II. Idylle (3:49) III. Divertissement (2:06) IV. Legende Bourguignonne (3:47) V. a L'Angelus Du Soir (4:56) VI. Danse Rustique (2:13) VII. Clair de Lune (2:51) Solitude, Op. 44 I. Hantise (5:30) II. Nuit Blanche (7:06) III. Vision Hallucinante (3:26) IV. La Ronde Fantastique Des Revenants (8:05)
Olivier Gardon, piano
Новая ссылка на камерную и фортепианную музыку (без музыки для органа):
"24 фантастические пьесы для органа" - цикл из 4х сюит Луи Вьерна, написанных в 1926-27 гг. Круг образов пьес чрезвычайно обширен - здесь и меланхоличные зарисовки (Ламенто, Посвящение), пьесы хорального склада (Покорность судьбе), романтические пейзажи (Вечерняя звезда, На Рейне, Соборы, Лунный свет, Блуждающие огни) и оптимистичные картины (Гимн солнцу, Вестминстерские колокола). Некоторые пьесы цикла связаны с символическим и причудливым контекстом архитектуры Собора Парижской Богоматери (Гаргульи и Химеры, Наяды, Привидения). Можно заметить некоторое сходство образов со знаменитыми прелюдиями Дебюсси - радость, скорбь, любование картинами природы трансформируются в Фантастических пьесах в настоящие импрессионистские пейзажи. В плане изысканности фактуры, исключительной виртуозности, чёткости идей, окраски, необычных находок в области регистровки органные пьесы Вьерна ничем не уступают лучшим фортепианным сочинениям импрессионистов.
Исполняет Оливье Латри на органе Собора Нотр-Дам де Пари
24 pieces de Fantasie pour orgue (1926-27) 1.1 Prelude (3:46) 1.2 Andantino (4:12) 1.3 Caprice (3:47) 1.4 Intermezzo (2:23) 1.5 Requiem Aeternam (7:31) 1.6 Marche Nuptiale (5:53) 4.1 Aubade (3:19) 4.2 Resignation (9:30) 4.3 Cathedrales (11:07) 4.4 Naiades (4:33) 4.5 Cargouilles et chimeres (7:52) 4.6 Les cloches de Hinckley (7:55) 2.1 Lamento (6:28) 2.2 Sicilienne (3:44) 2.3 Hymne au Soleil (4:49) 2.4 Feux follets (4:27) 2.5 Clair de lune (9:55) 2.6 Toccata (4:46) 3.1 Dedicace (6:18) 3.2 Impromptu (3:38) 3.3 Etoile du soir (6:04) 3.4 Fantomes (6:41) 3.5 Sur le Rhin (9:22) 3.6 Carillon de Westminster (6:15)
Olivier Latry au grand orgue de Notre-Dame de Paris
Я думаю до обеда есть, что послушать. Тем более это поинтересней того же Лекё - всё-таки Вьерн больше пожил, больше экспериментировал. Квинтет - для 1917 года довольно перчёная вещь
3.Константин Владимирович (konst) (22 Мая 10 10:40)
[Материал]
Давно хотелось продолжения заседания по Вьерну, и вот оно! Спасибо!
Заседание могло бы быть более успешным, если б я докачал чамбре мюзик в лосслесс, но как говорится - не всё коту масленица...висит Пока только такой рип - для ознакомления сойдёт
А как вам орган, кстати, Константин. Я про Йонгена, прониклись?
7.Константин Владимирович (konst) (22 Мая 10 10:58)
[Материал]
Ещё не добрался, к сожалению, дела всякие одолели. Опять же для органа настроение нужно соответствующее. А камерный lossless буду ждать и мысленно подталкивать.
Будем ждать новых выкладок Кстати, недавно был на концерте Жерома Дюкро (фортепиано) и Жерома Перно (виолончель). Первый исполнял, наряду с общеизвестными, собственное сочинение (к сожалению, названия не помню), потрясающую по энергетике вещь. Если встретите где-нибудь что-нибудь из его произведений - пишите в любое время дня и ночи
Пожалуйста! Алесь, в следующий раз берите на концерт диктофон Вот, кстати интересные живые записи импрессионистов. С шероховатостями, но зато наши играют Дебюсси, Равель Санкт-Петербургский гос. симф. оркестр Дирижёр - А.Титов 22 февраля 2009 г.
Симфонии играет Jeremy Filsel, не знаю его место в органной иерархии (наверное есть исполнения получше, просто других ссылок не было под рукой). А Оливье Латри - штатный органист Собора Парижской Богоматери Пожалуйста!
Господа объясните как резать эти диски !!! CUE-файлы в упор отказываются на диске вместо 15 треков получается около 5 каких-то косячных без логики что делать может у кого есть другой вариант нарезки ???
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".