Последняя, неоконченная симфония Малера - одна из главных музыкальных загадок 20 го века. В 1912 году Арнольд Шёнберг писал: О содержании Десятой Малера нам будет известно также мало как о Десятой Бетховена. Девятая — это, видимо, непереходимый рубеж. Кто хочет выйти за него, должен умереть. Кажется, будто Десятая могла бы воплотить в себе нечто такое, чего нам еще не следует знать, потому что мы еще не готовы. Те, кто написал Девятую, находились слишком близко к потустороннему миру. Может быть, загадки нашего мира и разрешились бы. если хотя бы одному из тех, кто нашел решение, довелось написать Десятую. А этому, наверное, не бывать. Дирижёр Николя Самале (р.1941) и композитор Джузеппе Маццука (р.1939) уже работали вместе над реконструкцией финала 9й Брукнера. В июле 1999 го они вновь объединили силы для работы над окончанием 10 й Малера. Они начали в начале июля 1999 и закончили 20 июня 2001. Естественное сравнение этой версии со ставшей уже классической версией Кука. Вот что пишет критик: "Кук строит симфонии на малеровских аналогиях, он оглядывается назад, как там у Малера. Вот первая часть – безысходность, горесть, как бы продолжение финала Девятой. Николя Самале и Джузеппе Мадзука скорее развивают малеровские идеи, между прочим, в духе самого Малера, который не цеплялся за аутентичность исполнения и не чурался менять инструментовку, темпы, фразировку любого автора, каким бы тот не обладал авторитетом, Бетховен, Вагнер и др., пытаясь исполнить, как автор мог исполнить сам в новых условиях. Адажио в этой версии – это размышления о трагичности, более густой, низкий звук, я бы сказал: смелый звук. В апофеозе Адажио гремит, а заканчивается не многоточием, а вопросительным знаком над размышлениями. В финале Адажио скользящие высокие скрипки звучат на фоне пиццикато (не легированных) альтов, подчеркивающих эти скрипки.Или Скерцо, оно у Кука несколько отрешенное, это скорее игра со скрытыми чувствами, у в Самале и Мадзука оно значительно эмоциональнее, с трагичными нотами. И дальше новая версия по звуку и глубине чувств звучит (выглядит) интереснее. Не последнюю роль в этом играют фоновый приглушенный звук большого барабана. Звуковая картина от фронтов – скрипки и далее за фронтами. Она лучше прослушивается не на Адажио, а на ритмичном Скерцо. Глубина все же сдержанная, такое ощущение, что просто не хватает ширины фронтов. Смурной финал, а он здесь очень темный, наползает на слушателя духовыми, с ударами барабана (судьбы) над головой (или по)." Те, кто знают японский смогут прочитать в буклете комментатрии внучки композитора по поводу этой редакции и записи. Совершенно очевидно, что эта редакция отражает лишь ту стадию в работе над сочинением, на которой Малер остановился перед смертью
GUSTAV MAHLER (1860-1911)
Symphony No.10 in F-sharp major (version by N.Samale & G.Mazzuca)
1. Andante - Adagio (26:30) 2. Schnelle Vierteln 3/4 ganze Takte - 4/4 alla breve (Scherzo I) (12:38) 3. Purgatorio. Allegretto Moderato - Nicht zu schnell (4:04) 4. Kräftig, Nicht zu schnell (Scherzo II) (13:07) 5. Finale (23:10)
Total Time 79:36
Arnhem Philharmonic Orchestra Martin Sieghart, conductor Recording Date : 18-21 Dec. 2007
Я знаю, что некоторые считают эту симфонию лучшей у Малера. Вот если бы он её дописал - может быть. Темы очень красивые, но вот в тональном плане и в гармонии не всё понятно. Хотя и так ясно, что Малер открыл дверь всем авангардистам. а может быть и сам бы им стал, если б не ушёл так рано
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".