Продолжаем знакомиться с Метнером. Для "8 картин настроений" названия в файлах не отражены, поэтому привожу полные авторские названия (с эпиграфами):
1. Пролог.Andante cantabile «По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел…» (М.Лермонтов) 2.Allegro con impeto 3.Maestoso freddo 4.Andantino con moto 5.Andante «Метель шумит и снег валит, Но сквозь шум ветра дальний звон Порой прорвавшийся гудит, - То отголосок похорон» (М.Лермонтов) 6.Allegro con humore 7.Allegro con ira 8.Allegro con grazia (quasi Valse)
Екатерина Державина, Окончила Российскую Академию Музыки им. Гнесиных по классу В.Троппа. В 1989 году получила III премию и специальный приз за исполнение романтического сочинения на VIII Всероссийском конкурсе пианистов; в 1992 году – I премию на Международном конкурсе пианистов «И. С. Бах» в Германии. С 1993 по 2007 годы преподавала на кафедре специального фортепияно в Российской Академии Музыки им. Гнесиных, с 2003 года – в Московской Государственной Консерватории им. Чайковского на факультете исторического и современного исполнительского искусства. Е. Державина была одним из организаторов Метнер-фестивалей (2006, 2007) в сотрудничестве с Борисом Березовским. В 1996 году на «Arte Nova classics» вышел диск с «Гольдберг-вариациями» И. С. Баха, получивший в 1999 году «Choc» французского журнала «Le Monde de la Musique». Другие записи: клавирные сонаты Гайдна (все); русская камерная вокальная музыка (Catherine Nick, сопрано); 5 клавирных концертов Гайдна с академическим камерным оркестром «Musica viva» п/у А. Рудина; СD памяти Г. Гульда.
Не буду прятать свое личное мнение за официальным досье, признаюсь - она мне очень нравится. Среди достоинств, выражаемых словами, отмечу: совсем не девичью мощь и технику, напор и волю, разнообразие тембров и красок, безупречный вкус, четкость высказывания, искренность, теплоту. Все остальное - за гранью вербального, воспринимается сердцем. Ее исполнительская культура достойна Метнера-пианиста. Это - настоящий мастер.
Источник: classicalarchives.com У кого есть подписка на этот архив - может скачать оттуда другие записи Державиной (Бах, Гайдн, Шуман, Скрябин, Станчинский, Гульд). У кого нет подписки - обращайтесь сюда.
Для тех, кто интересуется биографией и творчеством Метнера, выкладываю самое известное и авторитетное исследование - монографию Е.Долинской: dolinskaya.rar (2 Мб, без пароля): https://cloud.mail.ru/public/db70c6ca0afd/dolinskaya.rar
4.Юрий Руцинский (iura) (04 Сентября 08 23:01)
[Материал]
Выражаясь современным языком-"ломовая девушка". Понравилось.А Николай Карлович удивил цыганской разухабистостью в 6-й(по-моему) пьесе. Я его таким не знал.
Как там в ваших краях говорят: "О то ж...". Насчет разухабистой 6-й пьесы - так это же раскаты хохота, человек совладать с собой не может, чуть-чуть задумается над предметом смеха - и опять с катушек срывается, еще больше смешно. Помните свое детство, когда что-то кем-то сказанное доводило Вас до полного ступора? А еще самое жуткое заключалось в том, что сам сказавший-то - не смеялся!
6.Юрий Руцинский (iura) (05 Сентября 08 22:30)
[Материал]
А что, похоже! Мэтр, откуда такая уверенность? Как говорил Остап Бендер-"Вы что, его родственник?"
Да нет, все очень легко, со свечкой рядом не надо стоять. Шаг 1: читаем название (Allegro con humore). Шаг 2: погружаемся в материал, включая ассоциативный механизм. Шаг 3: повторяем прослушивание, уточняем и проверяем, не противоречит ли какая-нибудь фраза избранной гипотезе. У каждого он по своему работает, ассоциативный механизм, но можно ведь найти и что-то общее в трактовке, для того и собираемся на этой тусовке, потеем, стараемся это общее найти. Как говорится в определении Верховного суда США: "Искусством следует считать любое творение, если хотя бы один человек, помимо творца, его понял и принял". Я всегда радуюсь, когда изредка удается найти хоть какое-нибудь вербальное воплощение музыкального материала, как сейчас, например. Прослушивание музыки - тоже творческий процесс.
Рихтером много высказано, как он слышит в своей голове ту или иную музыку, но его интерпретации базируются на космических, ведомых лишь одному ему понятиях, которые сами нуждаются в интерпретации. Поэтому Рихтер - бесконечен, непознаваем, невоспроизводим. Чисто музыкально-аналитический подход к нему не работает. Он сам часто кривился от исполнений, которые мы, смертные, считали воплощением совершенства, не различая в небесной вышине той вершины, которую он собирался покорить. (Это я продолжаю полемику по поводу его поздних записей. Не с Вами, конечно, уважаемый Юрий, по Рихтеру у нас с Вами есть общее понимание.)
8.Юрий Руцинский (iura) (06 Сентября 08 01:17)
[Материал]
Я только что читал книгу Борисова " Путь к Рихтеру", там автор передаёт непринужденный рихтеровский "трёп", и насколько ход его мыслей необычен и у нас, простых смертных, сперва способен лишь удивление вызвать. Постоянные аппелляции к литературе и живописи. Ну кто из нас так "разговаривает"? А для него это было естественно. Кстати, в фильме Монсенжона он гораздо проще и обыденнее изъясняется(но там наверное, другой случай). Меня, видите ли, воспитали музыкально в духе обожания Рихтера, под знаком его титанического пианизма прошли мои лучшие годы..и я счастлив, что у меня такой кумир. Оказывается, есть много незнакомых мне материалов и записей, а я то думал...Но я всё чаще думаю о Вас_не поймите меня превратно-Вы пишите "Прослушивание музыки - тоже творческий процесс. "-безусловно. Но исполнение музыки(и не мне Вам это говорить), процесс , не поддающийся описанию. В этот момент ты(если всё идёт, как надо)-Царь, Бог, Великий учитель. А чувства, которые испытываешь...да уж ладно. Я это всё к тому, что человечество потеряло в Вашем лице большого мастера. У Вас есть интуиция. И большие знания. Я не иронизирую, упаси Бог. Но я не могу назвать даже в родной консерватории человека, с которым мне было бы так интересно общаться. Слушайте, а может быть , Ваше призвание, всё-таки её слушать (главное-слышать...то, что за ней). С уважением
А вот меня в детстве воспитывали в духе обожания Гилельса - и всё время почему-то сравнивали его с Рихтером не в пользу последнего - мол, Рихтер сух и чересчур академичен, а вот Гилельс - это да-а-а. Как только я подрос до того возраста, что получил "право" иметь своё мнение, тут же расставил все точки над i с точностью до наоборот. Хотя, конечно, я не могу назвать Гилельса сухим и чересчур академичным. и вообще не желаю сравнивать его с Рихтером, но он - "герой не моего романа". А вот любовь к игре Святослава Теофиловича у меня безгранична (пользуясь его же мыслью из Дневников - "сам удивляюсь своему постоянству"). Жаль вот только, что Рихтер не так много Метнера играл - а Сонату-воспоминание с "Декабрьских вечеров" я так до сих пор и не услышал.
Спасибо за теплые слова, но я сублимирую свою энергию в совершенно другой профессии, так уж судьба сложилась. А музыку я слушаю, переходя в другое состояние, близкое к трансу, не могу делать одновременно что-то другое. Раньше классика звучала из многих открытых окон, приходилось останавливаться посреди тротуара, дослушивать до конца, потом уж идти дальше.
Уважаемый автор! Спасибо Вам за выкладку. А можно ли попросить Вас ещё раз выложить исследование Долинской о Метнере? Попыталась скачать по ссылке, но - файл удалён с сервера, увы.. А очень надо..
Только что был на концерте Березовского и Державиной. Надо сказать, что давно не слышал такого класса исполнения, какой показала Е.Державина. Полностью согласен с Вашей оценкой. От себя отмечу ещё целостность и _осмысленность_ исполнения. У большинства музыкантов кроме текста ничего не услышишь. Здесь - музыка. Настоящая! К великому моему огорчению ссылки увяли. Огромная к Вам просьба выложить заново эту и любые другие её записи - очень хочется познакомиться с этой пианисткой подробнее.
Гайдн и правда замечательный. Недавно ещё вышла запись французских сюит, мне тоже очень понравилась. А концерт Державиной в РЗК в мае для меня стал одним из самых сильных музыкальных впечатлений года.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".