Шуман - один из наиболее ярких представителей мирового музыкального романтизма, 8 июня 2010 года музыкальный мир отмечает 200-летие со дня его рождения, а увертюра (французское ouverture, от лат. apertura - открытие, начало). Начнём, пожалуй:)
Увертюра, Скерцо и Финал ор. 52 - сочинение 1841 года, финал был пересмотрен незадолго до публикации в 1845. Сам Шуман одно время называл эту вещь 2й симфонией, которой она по сути и является (только без медленой части), так как все 3 части сочинения связаны тематически
Шуман мечтал о создании оперы в течение всей своей жизни, но, отвергнув более 20 сюжетов (Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте и др.), остановился на драме Фридриха Геббеля (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). Опера была поставлена в Лейпциге в 1850 году, но не сделала Шумана популярным, однако увертюра к "Геновеве" - драматически-зловещая с оттенком фантастики исполнялась с успехом
Увертюра к "Манфреду" (1849) - одно из главных достижений не только всего творчества Шумана, но и романтической музыки вообще. Развивая традиции программной увертюры Бетховена, с бетховенской страстностью и драматизмом Шуман, на основе тонкой лейтмотивной работы, создает в увертюре свой образ Манфреда, вечно мятущегося, противоречивого и сложного
В 1850 году Шуман задумал написать цикл из трёх увертюр, с целью отобразить в них известных литературных героев и воплотить в инструментальном звуке поэтические нюансы драматических текстов:
Первая - Увертюра к "Мессинской невесте" по классической трагедии Шиллера ор. 100 (1851 г.) написана в лучших традициях Бури и натиска. Открывается она медленным, задумчивым вступлением, главная тема которого - мотив проклятья (чем то предвосхищающий мотив судьбы из Кармен Бизе), постепенно музыка становится всё более бурной, и даже бессвязной, заканчиваясь описанием схватки и гибели двух братьев, которых погубила любовь к одной и той же девушке.
Вторая увертюра этой серии, написанная зимой 1851года - "Юлий Цезарь" по Шекспиру менее удачна, на слух представляет из себя сюиту героических маршев.
Третья увертюра - "Герман и Доротея" была вдохновлена эпическим стихотворением Гёте - любимого поэта Шумана. В стихотворении рассказывается о трагической судьбе двух влюблённых во время Великой французской Революции. Не случаен и выбор главной темы увертюры - это всем известная Марсельеза. Вещь довольно симпатичная и это не смотря на то, что она написана уже больным композитором - к тому времени Шумана начали преследовать слуховые галлюцинации, головокружения, ипохондрия и тп.
Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения Гете. Увертюра служит драматическим электризующим введением к пьесе. Музыка довольно бурная, демонстрирующая конфликт между добром и злом, поиски героем просвещения и мира, лишь изредка она прерывается лирическими темами, рисующими образ Гретхен.
Отличный, редкий материал! Поляки тож прочувственно играют... Спасибо!
Хотел бы заметить - хотя это, конечно, не Ваш недочет, а издержки советского времени - что "семья" не Мессины, а княгини города Мессины (в оригинале Donna Isabella, Fuerstin von Messina)
15.Константин Владимирович (konst) (08 Июня 10 12:37)
[Материал]
Юбилярам - поздравления! Олегу - спасибо! Большую часть из этого не слышал при всей любви к Шуману, так что материал ставится на прослушку без очереди.
Музыка к Манфреду - симфонический шедевр на уровне бетховенских симфоний. У меня десятки исполнений увертюры, а вот остальная не менее потрясающая музыка исключительно вперемешку с байроновским текстом, т.е. нужно ее долго и нудно ждать слушая английский текст пьесы не разделенной на треки. ВОПРОС. Может у кого-то есть все шумановские номера Манфреда только в виде чистой музыки (без текста, исключение, конечно, мелодрама)?
ЗЫ. Кто, что может сказать об этом исполнении увертюр? У меня они, конечно, все есть - стоит ли дублировать?
Всем пожалуйста, с праздником! Манфреда только с хором слышал. Половину увертюр тоже, как и многие здесь отписавшиеся, слышал в первый раз - по-моему неплохо. Если есть ещё вариант, то он тоже не помешает;)
http://intoclassics.net/forum/12-282-9 Но это, скореее всего временные трудности с мэйлом - обычно всё быстро налаживалось
Как альтернатива - пока можно с фоноархива скачать http://phonoarchive.org/music/Schumann/Overtures%20(Polish%20National%20Radio%20Symphony%20Orchestra,%20Johannes%20Wildn er)/
Пароль (если не знаете) - спросить по мылу phonoarchive собака gmail.com
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".