Продолжаем цикл «Серебряный век музыки. 1901-1910». В начале ХХ века
лишь два композитора за пределами России интенсивно работали в жанре
Симфонии. Это Густав Малер и Ян Сибелиус. Если Симфонии Малера сейчас
широко известны, то крупные сочинения Сибелиуса не так популярны. И это
несправедливо. Масштабные сложные полотна финского мастера очень
своеобразны, и во многом перекликаются с сочинениями великого венца.
Также как и музыка Малера, Симфонии Сибелиуса не очень просты для
восприятия и требуют внимательного слушателя, но слушатель будет
вознагражден. Помочь в знакомстве с музыкой Сибелиуса призван очерк о композиторе, помещенный в рубрике «О музыке и музыкантах», иллюстрированный картинами художника Эдварда Мунка.
Надеюсь не будет в новость, но мне кажется, а большенству меломанов известно, что Сибелиус намного превосходит Малера. При том, что даже те, кто близко знал Малера и понимал музыку (например, Витгенштейн), всеравно превозносили того же Брамса или Брукнера. Ну это все с области видимости. Пусть же зазвучит на всю окургу 2ая симфония финского Маэстро!
не "лучше" - что есть оценка с т.з. "моего" hic et nunc ментального настроя (завтра мир во мне покажется другим аспектом, и "лучшим" станет "худшее"), а "превосходит": как Бах Зеленку, СС-ма - Луну, а ум - рассудок. Ну и это не для выяснения, а так, "мысли вслух"... или "в электр. текст"
Женя, спасибо за выставление! Странный композитор – Сибелиус. Безусловно большой талант, очень самобытный, но создаётся ощущение, что работал без отсева. Многие его сочинения кажутся неровными: в одном и том же произведении интересный, захватывающий материал сменяется довольно «водяным» и малосодержательным. Даже жалко иногда делается! Кое-что у него (напр., 4 симфонию) ну никак понять не могу, как ни силюсь. Тут «без бутылки не разберёшься!» (сдаётся мне, что не без бутылки оно и сочинялось, я бывал в Финляндии, слышал истории об этом). Хотя он многое и в огонь побросал, все же самокритичен был, особенно в старости. В представленных симфониях всё-же преобладает интересная музыка. Запись – хорошая, качественная, добротная, несколько студийно-«прилизанная», на мой взгляд. Какой-то «живинки» в ней не хватает. Как говорил незабвенный Мао, «лучшее-враг хорошего»...
О странностях я уж помалкиваю. Слушаю, благодаря этому сайту, много "тяжелой классики" и, если бы генеральмюзикредактором был я, то как следует отжал бы все "божественные длинноты", и ограничил бы время 45 минутами - доказано ведь, что внимание притупляется, и надо бежать в буфет!.. Насчет «бутылки» - все может быть, но симфония не экспромт, пишется годами, часто существует в неск. редакциях, но авторы упорно сохраняют «воду» . Вот Сен-Санс сочинил 2-й Концерт за 2 недели – и никаких длиннот! А Балакирев мусолил 2-ю Симф. 50 лет,- и написал скучно и хуже Первой. У кого все симфонии хороши, так это у Брамса – и размер человеческий и нотки не выкинешь!
У Сибелиуса слушал первые три симф. и 7-ю с Мравинским. Вот что написано в Муз. Энциклопедии. «B 4-й симфонии (1-е исп. под упр. автора 3 IV 1911 в Хельсинки) раскрывается сложный мир человеческой души, музыка проникнута скорбными размышле¬ниями; форма трактована своеобразно, темы излагаются фрагментарно, метр свободный; капризный, с «изломом», неустойчивый ритм и острый, терпкий, насыщенный диссонансами гармонич. язык, строгая, нарочито скупая оркестровка придают музыке мрачный, тревожный характер. Эта симфония — одно из наиболее часто исполняемых произв. С.».
Пожалуй, вот что: у Сибелиуса были многие хорошие идеи, а вот в их разработке он был не всегда силён. А заканчивать-то надо! Вот и появляется "вода"...
Вторая - самая бездарная симфония Сибелиуса. Её надо поменьше исполнять, чтобы не позорить автора и не отпугивать слушателей от его остального творчества (как это чуть не произошло со мной).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".