Дуэты, где партнеры не стремятся к слиянию манер, а играют контрастные роли - редкость. Один из них - дуэт всемирно известной аргентинской пианистки Марты Аргерих и ее бывшего мужа - русского композитора, пианиста и дирижера Александра Рабиновича. Вместе они олицетворяет лучезарно-величавое фортепианное искусство филармонической традиции - без ухищрений и экстравагантности манер, искусство, ласкающее слух феноменально органичной фразировкой, чувством формы и бриллиантовой виртуозностью. Марта Аргерих часто говорит, что обожает играть, но терпеть не может "быть пианисткой": это тягостный ритуал, и она тщательно выбирает, где и с кем играть. Ее трактовка знакомых сочинений поражает глубиной мысли, редким сочетанием эмоциональности, аристократизма и скрупулезности полифонического мышления, при котором каждая мелочь имеет значение, а каждая нота и пауза художественно оправданы.
Тема Вариаций на тему Йозефа Гайдна Иоганнеса Брамса (1873) взята из второй части гайдновского Дивертисмента для духовых. Эта простая церковная мелодия - "Хорал Св.Антония" - песня паломников. В своём произведении композитор проводит развитие темы через несколько эпох: это и эпоха Барокко с характерными ей полифоническими приёмами, и эпоха Классицизма с её "классическими" особенностями, и, наконец, эпоха Романтизма со своими тенденциями. Первая вариация основана на развитии темы, вторая - на приёмах полифонической имитации, в третьей - тема дана в мелодическом распеве, в четвёртой вариации - также используются вокальные формы, в пятой и шестой - приёмы, характерные для скерцозных жанров, седьмая вариация выдержана в стиле грациозного старинного танца, восьмая – полностью противопоставляется светлому и жизнерадостному характеру 7й, утверждая трагический образ. Финал представляет собой грандиозную полифоническую форму, основанную на развитии двойной фуги.
Знаменитый брамсовский Фортепианный Квинтет фа минор, op.34 стал одним из наиболее популярных камерных произведений великого композитора. Мало кто знает, что первоначально он был сочинён для двух фортепиано какСоната (1863). Эту версию квинтета и исполняют Аргерих с Рабиновичем, а также 5 вальсов из 39го опуса, аранжированные для 2х ф-но.
Скерцо "Ученик Чародея" Поля Дюка (1897) написано на сюжет баллады Гёте о юном ученике мага, который подсмотрев некоторые обряды своего учителя, но не поняв их сущности, вызывает к жизни некие темные силы. Необычайная яркость образов и предельная выразительность запечатлённого в звуках волшебного действия покорила слушателей этого сочинения. До сегодняшнего дня эта замечательная пьеса занимает видное место в репертуарах симфонических оркестров всего мира и с успехом исполянется даже пианистами
Автобиографичная тема "Домашней симфонии" Рихарда Штрауса(1903) решена в плане поэтизации бюргерского быта - это запечатлённые в музыке картины мирной семейной жизни самого композитора. В первой части излагаются основные темы - тема мужа (спокойная, мечтательная, страстная), тема жены (живая и весёлая, грациозная), тихая тема ребёнка. В скерцо изображается счастье родителей, игры ребёнка, колыбельная, отход ко сну (часы бьют семь часов вечера). Адажио - лирический центр симфонии со снами и ночными размышлениями, любовной сценой и утренними заботами (часы бьют семь утра). В финале - пробуждение и веселый спор (двойная фуга), радостная неразбериха. Музыка Домашней симфонии показалась критикам слишком иллюстративной и даже вызывающей, однако многим она нравится, даже наш пианист Святослав Рихтер, когда его спрашивали - чем бы он хотел продирижировать, называл именно эту вещь
Хореографичеcкая поэма "Вальс" Мориса Равеля (1920) – своего рода апофеоз (впрочем, не лишенный и некоторой ироничности, вообще присущей композитору) венского вальса. "Сквозь клубящиеся облака, – пишет автор в предисловии к партитуре, – можно заметить в просветах вальсирующие пары. Постепенно облака рассеиваются. Виден огромный зал, заполненный массой танцующих. Сцена постепенно освещается все ярче… Перед нами императорский дворец около 1855 года”. Современники услышали в музыке бурного вальса отзвуки Первой мировой войны. "Вальс” стал одним из наиболее популярных произведений Равеля и не только в оркестровой версии, но и в переложении для фортепиано. Даже такой далекий от импрессионизма исполнитель, как Глен Гульд, сделал и записал свою версию фортепианной транскрипции равелевского шедевра. Всё тот же Рихтер писал: Музыка Равеля слишком динамична, темпераментна, чтобы быть типично импрессионистской, и слишком многоцветна, красочна, колоритна, чтобы совсем не быть ею.
Марта Аргерих и Александр Рабинович: Фортепианные дуэты
Вариации на тему Йозефа Гайдна для 2х фортепиано, Op. 56b (1873) Theme. Chorale St. Antoni - Andante (1:46) Var. 1: Andante con moto (1:01) Var. 2: Vivace (0:57) Var. 3: Con moto (1:46) Var. 4: Andante (1:52) Var. 5: Poco presto (0:49) Var. 6: Vivace (1:12) Var. 7: Graziosos (2:32) Var. 8: Poco presto (0:46) Finale: Andante (3:33) Соната для 2х фортепиано фа минор, op.34b (Ранняя версия фортепианного квинтета, Op. 34, 1863) I. Allegro non troppo (14:48) II. Andante, un poco adagio (8:18) III. Scherzo: Allegro - Trio (7:03) IV. Finale: Poco sustenuto - Allegro non troppo (10:35) Вальсы для 2х фортепиано, Op. 39 (1865) No.1 In B Major: Tempo giusto (0:52) No.2 In E Major (1:39) No.3 In B Minor (1:21) No.4 In G Sharp Minor (1:15) No.5 In A Flat Major (1:55)
Бонус: Продолжая тему "Марта Аргерих и её мужья" - могу предложить ещё записи пианистки и Шарля Дютуа. Гражданин Дютуа был законным мужем Аргерих с 69го по 73й год, и не знаю как он с ней управлялся, потомучто судя по этой записи ей наплевать и на дирижёра и оркестр - она их просто задвигает, хотя Дютуа дирижёр не из последних. Мне не очень понравилось - всё-таки хотелось послушать концерт с оркестром. Посему в связи с приближающимися праздниками предлагаю крепить мужскую солидарность С.Прокофьев - Концерты №№ 1 & 3. Б.Барток - Концерт № 3 Марта Аргерих, Шарль Дютуа, Монреальский симф.оркестр
Muchas gracias por la Marta. que grande sos!! Так в Аргентине приветствуют свою великую дочь, которая сравнительно недавно обзавелась квартирой в Буэнос-Айресе. а до этого была там нечастой гостьей. Во всяком случае, я за семь лет пребывания там , с 1995 по 2002 ни одного анонса на её концерт не встречал, а может. пропустил. Жалею. Клюнул на "русского пианиста Рабиновича"-(хорошо звучит) , это какой по счёту муж?D . "Домашнюю симфонию"..и вообще. Марта "тщательно выбирает, с кем играть", но играет всюду, везде, по всем каналам и со всеми-молодыми, старыми и не очень. Я перед ней преклоняюсь-жизнь этой женщины-подвиг во имя искусства, о её музыкальности и мастерстве и говорить не приходится.
Я как раз хотел спросить- не видел ли Юра Аргерих, жаль( По-моему у неё трое было - юнец какой то лет в 20ть, Дютуа и Рабинович, точно не знаю, но неофициально больше - привлекательная женщина Мне её игра и трактовки кажтся иногда слишком сложными, хотя всегда интересными
А с Рабиновичем они в Москву приезжали в 2002, был даже скандал на концерте Сейчас найду статью Вот http://www.ng.ru/culture/2002-03-26/8_concerts.html
В Аргентине её фамилия произносится "Архерич". По моему.и Шайи-один из её мужей, что-то семеро детей? Игра её-"гений чистой красоты", но не тот поллиниевский перфекционизм, и недаром её называют "неистовой Мартой". Шопена у неё слушайте-какая там манерность-крик души! Шуман её великолепен. Ничего сложного в её игре не нахожу, Вы же сами написали, как у неё всё ясно. Зато я лично знаком с другой аргентинской звездой-Бруно Гельбером, тоже пианист от Бога, у нас менее известен.
Я слышал, что с "ч", правильней - привычка Насчёт мужей надо уточнить - гугль мало говорит, она довольно закрытая для массмедиа артистка Я читал какое то интервью, где она прослушав свою запись (по-моему концерта Бетховена) сказала: 'Что-то сложновато', мне тоже кажется, что иногда её стиль строг, хотя конечно это не мешает восприятию Да, её Шуман - потрясающий, обожаю фп концерт в её исполнении
Над кем смеётесь, Юра, над собой смеётесь (Гоголь). Должна же быть солидарность исполнитель-композитор, пусть даже минималист)
А я про мужей искал - похоже к Аргерих в мужья всех кто с ней играл записывали В википедии сказано: Аргерих 3 раза выходила замуж. 1й раз она вышла за Роберта Чена, от которого родила дочь Лиду. С 1969 по 1973 мужем Аргерих был дирижёр Шарль Дютуа, с которым она до сих пор записывается и выступает. Анни Дютуа - её дочь. Её третьим мужем был пианист Стефан Ковашевич, от которого у неё также родилась дочь, Стефани Аргерих, затем видимо Бараковский и др.
А, ну стиль мне тоже понравился - иронично и глубоко Кстати, на фото у Рабиновича-Бараковского интересный взгляд...весёлого хищника..кого-то напоминает)) 1:1
Качайте Гельбера, не пожалеете, он не только 3-й Рахманинова отлично играет (было на "Меццо"), но и Шопена и 2-й Брамса и много чего. Был на его концерте в театро Колон-диктор объявляет по трансляции-"Сеньор Бруно Гельбер неважно себя чувствует, поэтому вместо объявленных трёх этюдов Шопена он сыграет пять..." Он ко мне тепло отнёсся-я играл на его мастер-классе, потом был у него дома. он мне пытался помочь с работой, но даже его рекомендации не помогли. Они вообще отзывчивые люди-его сестра всегда мне присылала приглашения на его концерты.
Хорошо, скачаю. Спасибо за рекомендацию. Проще было бы, конечно с нашего сайта. Есть Бах..был( http://intoclassics.net/news/2010-03-21-14894 Внешность у Гельбера симпатичная
Внешность скорее экзотическая, он сильно пользуется макияжем. Сеньор очень изысканный, из старой аргентинской аристократии. В детстве болел полиомелитом, ходит с большим трудом на искривлённых ногах. И провёл полдетства в постели, в ней же и занимался на портативной клавиатуре. Но никогда комплексов не имел-ребёнком, когда в доме были гости, подходил к каждому и спрашивал-"Вы уже слышали, как я играю?"-и не успевал гость открыть рот-садился и играл. (сам рассказывал).
Это хорошо, но когда скромностью оттеняют свой замечательный талант ещё лучше Если действительно потрясающую игру слышишь у неангажированного пианиста, да даже у известного, но не стремящегося никому ничего доказать (как Аргерих та же) - это всегда имеет положительный эффект
Юра пошутил. И комменты - просто ироничный разговор Пожалуйста!
Продолжая тему "Марта Аргерих и её мужья" - могу предложить ещё записи пианистки и Шарля Дютуа. Гражданин Дютуа был законным мужем Аргерих с 69го по 73й год, и не знаю как он с ней управлялся, потомучто судя по этой записи ей наплевать и на дирижёра и оркестр - она их просто задвигает, хотя Дютуа дирижёр не из последних. Мне не очень понравилось - всё-таки хотелось послушать концерт с оркестром. Посему в связи с приближающимися праздниками предлагаю крепить мужскую солидарность
С.Прокофьев - Концерты №№ 1 & 3. Б.Барток - Концерт № 3 Марта Аргерих, Шарль Дютуа, Монреальский симф.оркестр http://i018.radikal.ru/1102/90/8bbc6996bc54.jpg flac c буклетом http://files.mail.ru/EAG9MS
Олег,так делать нельзя! Такие материалы должны идти отдельной новостью!Я чуть не пропустил это чудо! Вы серьезно считаете,что интерпретация так себе?Это гениальное исполнение!!! Может,только древний вариант Крайнева лучше,который с кондрашинским оркестром. Удивительно!вы меня поразили Его так и надо играть,как бешеная Марта играет.Оркестр,кстати,очень хороший,и тоже бешеный))) Но у нее и любофь хорошо получилась...нетерпеливая такая Оформите отдельно,народ же не узнает)))
Вот и хорошо, что не узнает, я поэтому и поделился втихомолку - авось никто не заметит. А "бешеная" для женщины сомнительный комплимент. Удивительно, Игорь, вы меня поразили)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".