Материал восстановлен, добавлен mp3 Бывший материал участника Oleg (legoru)
Никто из отечественных композиторов конца XIX - начала XX в. не уделял жанру симфонии такого внимания, как Глазунов: его 8 симфоний образуют грандиозный цикл. Развивая классическую трактовку симфонии как многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных конструкций. Образная несхожесть симфоний Глазунова между собой лишь оттеняет внутреннее их единство, коренящееся в настойчивом стремлении композитора объединить 2 ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: картинно-эпическую (композиторы "Могучей кучки", прежде всего Бородин) и лирико-драматическую (Чайковский). В результате синтеза этих традиций возникает новое явление - лирико-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя светлой задушевностью и богатырской силой. Напевные лирические излияния, драматические нагнетания и сочные жанровые картины в симфониях взаимно уравновешиваются, сохраняя общий оптимистический колорит музыки. Глазунов редкостный гармонист по изобретательности и новизне гармонии и работе с тематизмом, не впадающей, однако, никогда в вычурную изысканность, а как инструментатор он - достойный преемник Римского-Корсакова. Но его оркестр в ином роде: он больше любит густые краски, чем тонкие штрихи. Оркестровый стиль Глазунова отличается богатством полифонии. Но при всей ее нередкой сложности оркестровая ткань не теряет ясной пластики своих узоров. Голосоведение остается всегда безупречным, контрапунктической нагроможденности не замечается. Европеец по фактуре своих сочинений - сложной, но ясной, он если и не культивирует специфически русский стиль, то всегда остается славянином в своей музыке с ее мягким, задушевным лиризмом в медленных частях, с ее чувством природы, с ее молодецким, широким, стихийным размахом и мощью. Последняя особенность обнаруживается в грандиозных финалах его симфоний - в них и без всякой программы живо чувствуется массовая народная жизнь. Далеко не чужда музыка композитора славянского юмора и фантастики, проявляющихся нередко в скерцо его симфоний. А в распевных моментах слышится дыхание привольного русского раздолья
Когда Балакиреву впервые показали юного Глазунова, тот был поражен его талантом. "Да это юный Глинка!" - воскликнул он. Стремление к инструментализму было так сильно в юном композиторе, что летом 1879 года, во время отдыха в Германии, в Киссингене он подробно познакомился с симфоническим оркестром - с тех пор сердце его было отдана оркестру навсегда. В 1881 году родилась та самая Первая симфония, "Славянская", сделавшая композитора популярным уже в 16 летнем возрасте. Работа молодого музыканта шла под присмотром Балакирева и Римского-Корсакова. В ходе сочинения и репетиций наставники помогали Глазунову, но основной тематизм покорил их сразу. "Пожалуй, больше мне учить вас нечему" - сказал Римский-Корсаков познакомившись с этой музыкой. Премьера состоялась 17 марта 1882 года. Симфония начинается мягкой и радостной темой у струнных, как легкий танец, а затем сменяется мелодией, рисующей образы манящего цветущего леса. В скерцо и в финале использованы мотивы польских народных песен. Музыка богата образами, в ней и радость, и грусть воспоминаний, и юношеская чистота, непосредственность и искренность, и мастерство во владении композицией. Какого было удивление публики когда под бурные аплодисменты на поклон вышел робкий ученик училища.
По инициативе Ференца Листа, первая симфония Глазунова была исполнена на съезде "Всеобщего немецкого музыкального союза" 14 мая 1884. Благодарный Глазунов посвятил памяти Листа оконченную уже после его смерти Вторую симфонию (1886). Влияние Листа отразилось в этой симфонии в приемах тематизма, объединяющего все её части. В этой же симфонии живо чувствуется и влияние Бородина, с которым у Глазунова есть родственные черты. Вторая симфония - наиболее так сказать "кучкистское" произведение 80х. Здесь на основе народных мелодий средствами оркестра создаются характерные жанровые картинки, сцены народной жизни. Особо нужно отметить проявившуюся уже в эти годы любовь к величаво-эпическим образам, к музыке, воплощающей богатырскую силу и спокойствие, мощь и уверенность. Характерна и лирика Глазунова - мягкие и красочные темы, задевающие все струнки русской души.
В Третьей симфонии (1890) ощущается воздействие музыки Петра Ильича Чайковского. Автор отходит здесь от унаследованной от кучкистов жанрово-картинной характеристичности и пытается углубиться в сферу лирики. Сознавая истоки своей музыки Глазунов посвятил симфонию Чайковскому, однако собственные инновации 25-летнего композитора используются весьма уверенно
Четвертая симфония (1893) открывает период творческой зрелости композитора. Плавная, гибкая мелодия первой части - одна из красивейших в творчестве Глазунова. Она сочетает в себе распевность русских народных песен и прихотливость, изменчивость восточной музыки. За вступлением идет основная быстрая часть, но большого констраста не возникает - тема оживляется за счет трепетного аккомпанемента. Следующие после музыкальные образы звучат то эпически повествовательно, то лирически задушевно, то с героическим подъемом, то с оттенком шутливости. Следует отметить что Глазунов отклонился от классической формы симфонии - медленной части нет вовсе - видимо автор решил ограничиться одной первой, которая достаточно нетороплива, последние две части наоборот задорны и танцевальны. В скерцо сказывается иная привлекательная сторона творчества Глазунова - фантастика. Середина второй части - замечательной красоты вальс, прямой потомок вальсов Глинки и Чайковского. Финал грандиозен, монументален. Словно картина всенародного торжества он поражает слушателей богатым звучанием.
Пятая симфония (1895) так же входит в число лучших русских симфоний. Открывается она медленным торжественным вступлением, музыка которого чередуется с моментами тихой звучности, как бы недоумением. Главная тема плавна и мелодична. Волнообразное развитие показывает блестящую оркестровку. Побочная партия нежна и певуча, привлекательна и трепетна. Вторая часть - один из блестящих примеров скерцозной музыки. В ней слышится незамысловатый наигрыш крестьянского рожка плясового характера. Третья часть отражает то прекрасное, восторженное состояние человека от встречи с истинной красотой, она принадлежит к лучшим страницам русской музыки. Финал симфонии многогранен - в нем и удаль, и героика, и массовая праздничность и лиричность. Пресса того времени встретила произведение очень одобрительно: "Вдохновение и изобретательность автора держатся все время на таком уровне, что каждая часть кажется лучше другой, по окончанию не знаешь, какой отдать предпочтение, и наслаждаешься редкой цельностью общего впечатления"
Шестая симфония(1896) воплотила в себе самые драматические оттенки музыки Глазунова, никогда прежде не писал он таких страстных и трагичных произведений. Драматическими коллизиями наполнена вся симфония, борются между собой светлые лирические и напряженные трагические мотивы. Скорбная сдержанная тема, мрачно звучащая в низком регистре открывает симфонию. Напряжённость музыки растёт, её развитие обостряется: "Скоро, страстно", - указывает композитор. Смятённость, порыв, патетика захватывают весь оркестр. В середине неожиданно волзникает нежный и певучий островок светлой лирики. Напряжённая борьба, драматизм первой части не находит разрешения. Следующие две части - Тема с вариациями и Интермеццо воспринимаются как раздумье, отдых, разрядка. Финал симфонии - торжество мощи и силы, победа добра над злом.
Седьмая симфония (1902) названа композитором "Пасторальной". Образы первой части с её пастушескими наигрышами и музыкальной пейзажностью напоминают об одноимённой симфонии Бетховена. В Анданте заметен усиливающийся интерес к контрапункту, это красивейшая лиричная русская фуга с отголосками знаменных распевов. Скерцо игриво и беззаботно. Впечатляет мастерский финал симфонии, с его грандиозным заключением, построенным на упорно проводимой фразе остинато
В Восьмой симфонии (1905-06) много страниц напряжённой, мрачной, а порой и скорбной музыки, что неудивительно, если вспомнить в какое время она создавалась. Тема, открывающая, первую часть звучит как приподнятая ораторская декламация. Тема оказывается многоликой, принимая в зависимости от намерений автора ту или иную окраску - от патетики до светлой печали. Часть завершается постепенным затуханием - конфликт ждёт своего разрешения. Музыка второй части симфонии звучит как выражение щемящей душевной боли, как неотвязная скорбная мысль о случившемся. Третья часть проносится в стремительном движении, в ней слышится нечто зловещеее, фантастическое, чуждое человеку. Короткие извивающиеся фразы, дали повод назвать эту часть "змеиным скерцо". Начало финала перекликается с началом второй скорбной части - волевой, мужественный характер он приобретает лишь постепенно. Удивительно цельная и серьезная по построению симфония открыла новый этап в творчестве Глазунова. Ещё в процессе над сочинением 8й композитор думал о Девятой, но осуществить замысел ему не удалось (видимо сыграло роль знаменитое проклятие) - остался лишь фортепианный эскиз первой части, датируемый 1910м годом
Каждая из симфоний Глазунова своеобразна, но есть и черты, присущие всем. Эпические образы музыки - мощь, благородство, величавость, уверенность - вот что отличает неповторимый стиль композитора. Не менее типична и светлая лирика Глазунова - плавно струящаяся мелодия, казалось бы, может литься бесконечно. Народно-жанровые образы так же являются характерными чертами творчества - как близка его музыка к исконно русской культуре. Взаимовлияние разных, подчас противоречивых начал - еще один пункт стиля Глазунова. Очень трудно разгадать содержание его симфоний, образы его не так контрастны, но как монументальны и содержательны! И наша страна не обеднеет до тех пор, пока в ней хранятся такие образцы культурного наследия, такая русская музыка, традиции которой нашли продолжение в творчестве С.В.Рахманинова, И.Стравинского, С.Прокофьева, Н.Я. Мясковского
Александр Глазунов (1865-1936)
Симфонии
Неэме Ярви, дирижёр Оркестр Баварского радио Симфонический оркестр Бамберга 1983
Спасибо! Этого явно не хватало в Ваших мега-выкладках! В училище, помню, особо нажимали на пятую, темы учили наизусть...у Шостаковича, который очень тепло писал о Глазунове, читал, что тот мог часами играть свои симфонии на рояле, пауз между симфониями практически не делал, и, если его не отвлечь-дело грозило никогда не кончиться. С сигарой между пальцами.
Пожалуйста! Я люблю симфонии Глазунова Ну да - Пятая особенно известна. И вообще все с 4й по 8ю по своему хороши., да и ранние свежо звучат. Только вот играть симфонии Глазунова у нас не умеют. Светлановский комплект меня не удовлетворяет, как то скучновато, он Глазунова слишком далеко в 19 век забросил Неэме Ярви более современен, местами дерзок
Огромное спасибо! Очень люблю музыку Глазунова. Ваша выкладка, уважаемый legoru, для меня большая радость, в общем рождественский подарок!!! С поклоном и благодарностью
Спасибо огромное! Сплошные рождественские подарки! :appl: Глазунов - прекрасный симфонист, это Вы, Джорджий, погорячились. Согласна с Олегом - такой логике развёртывания материала и такой цельности композиции многим надо поучиться.
Глазунов действительно хороший симфонист, что не делает его менее шаблонным. Он блестящий Мастер, просто его звуковой мир мне представляется позавчерашним и хорошо предсказуемым... Когда я впервые слушал его симфонии №№5-7, то точно "знал" куда он сейчас повернёт, в какой "переулок-закаулок" мысли заведёт. Становилось как-то скучновато. Я не говорил, что это плохой композитор. Просто он скучный какой-то для меня лично. Но, впрочем, я свои ощущения и представления никому не навязываю.
Совсем он не скучный, очень хороший и родной, кроме того я не знаю лучших симфоний, чем глазуновские, написанных в тот период (после смерти Петра Ильича до 3й Скрябина). Может быть на Украине были...врятли))
На Украине писали хоры, а потом сразу появились симфонии Ревуцкого и Лятошинского (первая симфония Лятошинского - 1915 год - в скрябинских тонах)... Лично мне ближе симфонизм Скрябина и поздний Рахманинов, нежели Глазунов. Пока А.К расставлял знаки на каменистой дороге... её к тому времени уже закатали в асфальт и чуть в космос не полетели - прямо на Луну, если бы не репрессии.
Кто ближе, кто дальше - это никому не интересно. Когда перечисляют авторов великих русских симфоний идут по цепочке - Чайковский - Кучка - Глазунов - далее по тексту. Скрябин русскую музыку не писал, больше на Шопена с Листом налегал, как то вы тут непоследовательны в отстаивании своего собственного национального пути)
Кстати, был ещё комплект симфоний Глазунова у Федосеева,который совершенно по-хамски в прессе обругал Светланов.Потом вся музыкальная общественность шепталась,что Светланов просто перешёл там все границы приличий.Самое смешное,что федосеевские исполнения Глазунова многим нравились гораздо больше светлановских.
Федосеева есть несколько исполнений в мп3. Интересно сравнить, тем более записи всех симфоний довольно редки. Кстати, есть большой Наксосовский боксет оркестровых сочинений Глазунова по размаху, сравнимый с Антологией Светланова - 18 сд, только исполнители не очень известные, симфонии играет, например Московский СО, дир. Александр Анисимов
Я слышала кое-что из этого комплекта с Аниссимовым(так на обложке). Честно говоря, не впечатлило. Шумно, громоздко. Немножко а-ля Бетховен. Но это моё личное мнение.
Эх, еслиб играли симфонии почаще, то здорово было бы послушать Глазунова не только аля Бородин и Чайковский, но и аля Лист и Вагнер, и аля Брамс (хотя такое есть - не зря композитора русским Брамсом называют). Куча всяких влияний переплавлено - гигантский простор для интерпретаций
Что касается Ярви - уже как то говорили в выкладках Прокофьева - это дирижёр-мыслитель, особый подход, особое чутьё
Мне повезло - я услышал 5ю с Ивановым - ужасно заезженная пластинка была, но потрясла, а 4ю и 6ю с Рождественским. После них Светлановский Глазунов и в самом деле скучноватым кажется (не сам композитор, а исполнение -музыка то прекрасная) - первые три симфонии ещё ничего, а вот дальше, где начинает звучать оригинальный голос Глазунова как то слишком суховато-академично
Мне Анисимов тоже не понравился. Есть еще запись Второй симфонии с оркестром под управлением Валерия Полянского на одном диске с Коронационной кантатой Глазунова.
Да, есть и такая Будем Глазунова разного собирать, не всёж брукнероманить - 30 комплектов уже) Тем более наше все -родное, то берёзка, то рябина итп - трогательно аж жуть!
Кстати, у него очень приличные квартеты. Тоже этот жанр люблю и ставлю на 2е место после симфонии по глубине и тп. Во всём интернете только мп3-128 - очень хочется Глазунова в достойном качестве
Скорее тембровое однообразие мешает. Зато как здорово звучат современные квартеты начиная с Бетховенских и далее до модерна, где струнные всем инструментам оркестра подражают - увлекательно слушать, особенно когда образы зримые и музыка характерная. Вообще, мы это на форуме обсуждали - была такая тема о квартетах
ого-го...30 комплектов Брукнера ? можно списочек? А мне казалось, что в квартетах всё легче выражается, с них начинают и инструментовку изучать, так нас учили-"Детский альбом" перелагайте-с на квартет. Что-то не нравится мне эта антисветлановщина, не верю, что Федосеев его обошёл, хотя сейчас не вспомню, но слушал обоих. Всё может быть-но Евгений Фёдорович ведь коронованный царь русских симфоний...
Нельзя! Я уже зарёкся что либо советовать. Брукнера много кто играл, проще сказать кто не играл). В общем слушайте всех известных дирижёров, потом неизвестных
Никто Светланова не ругает, просто его стремление к объективности звучания в случае с Глазуновым даёт на выходе скучный результат
Камерный жанр и правда проще - всё-таки меньше голосов итп, другое дело что там только изощрённо-инструментальные мелодии выигрышно звучат. В симфонию что угодно впихнуть можно -вспомните Малера
Дело вкуса, кто предпочитает Светланова, кто Федосеева. Я вот Федосеева подзабыла изрядно. Инструментовка на квартет - одно, а реальный жанр - совсем другое. А звучание квартета - это третье.
Я тоже Федосеева не слушал особо, мне нравятся его записи симфоний Скрябина - вполне достойно В четвёртых, квартет требует большей слушательской активности ещё
А исполнители-четвёртое. А композитор-пятое... Третий раз третья симфония не хочет закачиваться.Плохая музыка, что-ли? Послушал пятую, как лет на 30 назад перенёсся, лихо звучит. Ясное мировосприятие, спокойный образ жизни, добрый директор консерватории, мягкий человек, всеобщий любимец, талантливый Саша, петербургский аристократ, дубовый шкаф, незыблемое самодержавие...вот такие ассоциации, господа. И кому это всё мешало?
В общем то она мне меньше всех из 8ми нравится - слишком много там Чайковского. Я перезалью попозже. Качайте пока с фоноархива
Заглянул в книжку - вот что пишут советские критики: "Идя по стопам Чайковского Глазунов в 3й стремится создавать мелодии лирического характера. Во многом ему это удаётся. И всё же в целом симфония не свободна от существенных недостатков - не всегда естественно и логично идёт развитие музыки, не всегда достаточно выразителен музыкальный тематизм итп" А.К.Глазунов, Изд. Москва, 1984год
Ясное мировосприятие, спокойный образ жизни, добрый директор консерватории, мягкий человек, всеобщий любимец, талантливый Саша, петербургский аристократ, дубовый шкаф, незыблемое самодержавие...вот такие ассоциации, господа. И кому это всё мешало? Хорошо сказано! А мешало тем неприятным товарищам, фото которых в чате справа сверху, некоторых до сих пор любят больше, чем Глазунова
Меня ещё потрясает лиричная русская фуга в 7й (Andante) - что не удавалось Танееву, удалось АК
Нет, их не любят, и не любили. Их заставляли любить, а заставить любить нельзя. И уже в те времена моё юношеское сердце замирало от глазуновской нежности и размаха.
Вы сегодня очень трогательно пишите, Юра Вот нашёл. Хороший сайт - есть что почитать Тут высказывания Чайковского http://www.akglazunov.ru/zhizn-zamechatelnogo-kompozitora-ak-glazunova/poslednee-svidanie.html
И ещё - интересные мысли: Эпическая широта и монументальность оркестровых полотен роднят Глазунова с богатырскими образами Бородина. Но это только на первый взгляд. Глазунов не чувствует себя русским летописцем или баяном-сказителем. Его мужественная героика и торжественность удачно сочетаются с лирическим раздумьем. И это философское размышление субъективно, это личное переживание автора, в отличие от объективности Бородина. Оно отстранено от эпических сказаний, сказок и мифов древней Руси, оно не пересказывает их буквально, хотя черты русской национальной натуры – широта души, доброта, могущество и сила – все в полной мере присутствует в музыке Глазунова.Одна из черт мышления гениальных Художников – это органичное слияние, смешение разных, несочетаемых, на первый взгляд, вещей. Например, Чайковский привнес в симфонию черты оперной драматургии, у Мусоргского произошло органичное слияние русского деревенского фольклора и европейской академической городской традиции. В творчестве Глазунова синтез произошел не столько и не только в техническом смысле, сколько в эстетическом и философском. Если сравнить музыкальные стили Чайковского, Танеева и композиторов, членов балакиревского кружка, то сразу видно, что это разные стили в русской классике XIX века. Но в творчестве Глазунова, в том числе и в Пятой симфонии прекрасно сочетаются высочайшая полифоническая техника (Танеев), отточенность и широта лирических мелодий (Чайковский), широкий размах и монументальность, а так же фольклорные элементы (Кучкисты), филигранная отделка деталей оркестровки (Глинка). Все это Глазунов не просто усвоил от своих старших коллег. Это стало его фундаментом, на котором вырос свой собственный стиль, своя эстетика, свое мировоззрение.
Я б, наверное за 5ю был. Но с энтузиазмом пропагандировал и 6ю с 7й. 8я всё же нетипичная, на любителя мрачностей, но зато самая "навороченная" в плане техники
4я, кстати имеет подзаголовок "Лирическая" - значит она нравится лирикам. А 5я - нет не "Физическая", и нравится не физикам, но более активным прагматичным людям. Где-то я читал что каждая часть в ней соотносится с определённым временем года - соответственно: 1я - роскошная, немного меланхоличная золотая Осень, 2я - Зима (с колокольчиками, как на тройке скачут), 3я - Весна, всё расцветает, пора любви итп , и финал - Лето, каникулы, гуляй-не хочу
Стоит один раз узнать подходящий образ - он не отвяжется. Можно, конечно и без программы слушать. Тем более у Глазунова есть такой же балет - Времена года, очень люблю - очень красивый
У меня наоборот - только очень хорошая и сто раз слышанная музыка заставляет балетные постановки смотреть. Вообще, все балеты Глазунова Светланов в Антологии записывал - есть ещё Барышня-служанка и Балетные сцены, те правда похуже
Что-то все равно 3я не качается... раз 10 пытался... даже рождественская ночь не помогает пока что... Никак!
Впечатление, что именно content5 не пашет... 10Мб скачивает и умирает... может на народ перезалить? вот 20 накачал... последняя попытка... вышло спасибо!
Ладно, Игорь, Светланова уже проехали) А Ярви - затейник, да, я бы его с Дорати по подходу сравнил. На свежую голову переслушал ещё Рождественского (в мп3 128, но понятно) - не очень, тоже на мой вкус академично довольно - видимо ранодушен к Глазунову, не отрефлексировал). Потом ещё про Федосеева напишу, если найду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".