Музыка Венгерского королевского двора 1490—1526 Произведения Генриха Финка, Пауля Хофхаймера, Адриана Вилларта, Вольфганга Грефингера, Томаса Штольцера, танцы из табулатуры Яна из Люблина, и т.д. Камерата Хунгарика Арс Рената (руководитель: Ласло Вираг) Художественный руководитель: Ласло Цидра Музыка Будайской крепости конца XV века сохранила все важнейшие стилевые признаки венгерской музыки. Буда была центром страны, стольным городом венгерских королей. Упомянутая в названии дата — 1490 год — была важна с исторической точки зрения, ибо в этом году умер великий правитель эпохи Ренессанса — король Матяш. В этом же году на венгерский трон был посажен представитель другой династии — Ягелло. 1526 год был знаменателен благодаря другому историческому событию — битве при Мохаче. В этом году венгерские войска потерпели поражение в исторической битве с турками. Начиная с этого времени страна была разделена на три части, централизованная власть прекратила свое существование. Исторические даты, отмечавшие события, определили культурные связи венгерского двора, музыкальные события в Будайском дворце, гастроли в Венгрии иностранных музыкантов или же их отказ, нежелание выступать в Венгрии из-за постоянной угрозы турецкого нашествия. После смерти короля Матяша его жена итальянка Беатрикс осталась в Буде. При ее дворе продолжала жить музыка Ренесссанса предшествующих лет (у королевы состояли на службе отдельные музыканты еще при жизни Матяшя), она продолжала приглашать иностранных музыкантов и певцов. Первым венгерским королем из династии Ягелло был Уласло II (Владислав II). Когда он прибыл в 1490-ом году в Венгрию, его поезд — согласно описанию того времени — был окружен музыкой, звучали медные и деревянные духовые инструменты (trombe и pifare), а также колокола (campane). Как и во времена Матяша, при королевском дворе содержались музыканты: помимо игравших на инструментах были певцы (дети и взрослые). Для церковных обрядов нанимались отдельные певцы, не принимавшие участая в придворной музыкальной жизни. В начале XVI века в Буде проживал польский герцог Жигмонд (Сигизмунд), ставший впоследствии в Кракове польским королем. Благодаря дошедшим до нас счётным книгам, мы знаем, что у него было много музыкантов, а среди инструментов находились и клавикорды. В 1516-ом году на престол взошел сын Уласло - Лайош II. В это же время экономическое и политическое положение страны ухудшилось, турецкие полчища на южной границе страны угрожающе бряцали оружием, ожидая сигнала к нападению. Лайош не только сохранил традиции предшественников, но и расширил число королевских певчих: так для своей молодой жены (Марии Инсбрукской) он создал в 1522 году отдельную певческую капеллу. Если — согласно данным — партию дисканта исполняли четыре мальчика, то в хоре не могло быть более 10—12 взрослых певцов, учитывая необходимые пропорции. Данные о составе капеллы не сохранились. (Вероятно, не было и постоянного оркестра!) До нас дошли данные о следующих типах инструментов, бывших в распоряжении королевских музыкантов: — о флейтах (fistulatores), деревянных духовых инструментах с резким звучанием, на которых музыканты, служившие при дворе Уласло II и Лайоша II, обычно играли во время обеда, ужина и королевских выходов; — трубах (tubicinatores), медных духовых инструментах, на которых музыканты (если это были воины, то получали офицерское звание) также играли во время трапез, но исполняли и башенную музыку, украшая свои трубы небольшими флажками, а то и покрывая их золотом; — скрипках (citharedi), струнных инструментах, на которых играли с помощью смычка или щипком, чаще всего во время трапез, причем различались венгерские, польские и немецкие скрипачи, хотя из источников неясно, к чему относится обозначение национальности: к названию инструмента, исполняемой музыке или происхождению музыканта. Латинское название инструментов, — cithara — собирательное, сюда могли относиться и арфы, и скрипки, и скрипикнообразные щипковые инструменты; — ударных (timpanistae) — собственно, был всего лишь один ударник, который никогда не принимал участия в застольном музицировании, но играл большую роль в королевских шествиях как конный литаврист, (иногда упоминается вместе с трубачами); — лютне, появившейся в конце исторического периода (1525 г.), и клавишном инструменте virginal (виргинал). Неизвестно, использовались ли эти инструменты вместе в ансамбле, исключая, конечно, процессии и шествия. Музыкальная жизнь Буды в конце XV — начале XVI века, несомненно, походила на музыкальную жизнь соседней Австрии и Польши. Поздний Ренессанс пришел в восточноевропейские страны благодаря нидерландским и итальянским музыкантам. Бросалась в глаза, однако, более строгая, тяжелая техника композиции — в данном случае это подчеркивало восточноевропейский характер. Эта техника поддерживалась немецкими композиторами, которые переселились в начале XVI века из Силезии в Краков, а затем и в Буду. Жизнь композиторов, чьи произведения записаны на этих пластинках, в какой-то мере была связана с венгерским двором: они или служили при дворе в Буде или с ними велась переписка, о чем свидетельствуют некоторые исторические факты. Восточноевропейский круг был одновременно открыт и замкнут. Он был замкнут с той точки зрения, что известные в упомянутых странах композиторы были зависимы от географического положения, от династических и добрососедских связей правителей. Короли и герцоги рекомендовали своих музыкантов, более того, обменивались ими, если при дворах устраивались большие торжества. Он был открыт с той точки зрения, что принимались к исполнению произведения нидерландских композиторов, популярных в начале XVI века. Доказательством служит тот факт, что в восточноевропейских рукописях (например, в польской, т. н. Люблинской органной табулятуре), помимо «местных авторов» (Финка, Штольцера) фигурируют произведения Вердело, Жоскена Депре, Зенфля, Жаннекена. На нашей пластинке записаны из этой рукописи танцы и композиция одного из французких авторов Клодена де Сермиса «Tant que vivray». В эту эпоху процветало творчество изумительного органиста Пауля Хофхаймера (1459—1537 гг.), который в начале 1500-х годов стал известен как автор песен. Он не был в Буде, но уже во время его пребывания в Инсбруке (1479—1490 гг.) был рекомендован венгерскому двору. В 1515-ом году в Вене венгерский король Уласло II пожаловал его в рыцари. На торжествах принял участие и наследник престола Лайош II (которому было всего лишь 9 лет), приехавший для обручения с Марией Австрийской. Хофхаймер в своих светских композициях продолжал традиции немецкого многоголосного пения, причем использовал сильные выразительные средства. В своей композиторской деятельности Хофхаймер отражал гуманистический духовный мир, текстом для его песен служили оды Горация. Среди титулов великого нидерландского композитора, Адриана Виларта (1490—1562 гг.), известного как основателя «венецианской школы», встречается и «cantor regis Ungariae». О его венгерских турне свидетельствуют не совсем достоверные источники. Трудно установить, когда и по какому поводу он получил упомянутый венгерский титул. В Буде побывали два композитора из силезского центра, представлявшие немецкий стиль. Они принесли позднюю немецкую готику, дополненную более скромными композиционными средствами нидерландского полифонического искусства. Благодаря их деятельности эти стилевые признаки распространились не только в Венгрии, но и в Польше, куда прибыл в конце XV века, в начале 1480-х годов композитор Генрих Финк (1444—1527 гг.) из Лейпцига. До 1510 года он был в составе придворного оркестра в Кракове, около 1490 года совершил длительное турне, побывав при дворах многих королей и герцогов. Биографы отмечают, что помимо Вены и Кракова он посетил Буду, будучи гостем двора Уласло II. Начиная с 1506 года работал в Кракове, относился к приближенным Жигмонда, который до этого провел несколько лет в Венгрии. Позднее (1524 до 1525 гг.) он стал композитором собора в Зальцбурге, как раз в то время, когда Хофхаймер стал там органистом (с 1519 года). Вероятно, результатом их совместного творчества стала обработка одной и той же тирольской песенки «Greiner zanner», причем Хофхаймер обработал для трех голосов, а Финк — для пяти (у Г. Исаака мы находим четырехголосную обработку). В любовных песнях Финка интимный индивидуальный голос сочетается с конвенциональными оборотами, присущими эпохе. В отличие от Хофхаймера и Штольцера он последний «миннезингер», в инструментальных произведениях которого встречается юмор и весьма определенная ритмика. (Напр., нисходящие басы в пунктированном ритме). По мнению Гербера, Г. Финк (вместе с Т. Штольцером) является одной из значительнейших и характернейших личностей в немецкой музыке дореформенного периода. Произведения Финка сохранились не только в Люблинской рукописи, но и в собрании Бартфаи приблизительно того же времени. (В одном из томов записаны, например, 26 Магнификатов.) Другой замечательной мастер немецкой поздней готики Томас Штольцер (умер в 1526 году) вступил в хоровую капеллу королевы Марии, жены Лайоша II, в 1522 году (бракосочетание короля состоялось 22 января 1522 года, а контракт помечен 8 мая 1522 года). Штольцер прибыл ко двору королевы Марии из Бреслау (Вроцлав) сначала в Прагу, а весной 1523 года — в Буду. В Венгрии он пробыл три года. За время пребывания в Буде он не отдалился от первоначальной композиционной техники. Наряду с Финком и Зенфлем он был одной из величайших личностей дореформаторского поколения. Спустя тридцать лет после смерти короля Матяша вряд ли можно было отыскать следы культуры Раннего Ренессанса в Буде, во всяком случае не сложились прочные традиции, которые смогли бы оказать влияние на композиторскую деятельность Штольцера. Штольцер был знаком, прежде всего, с произведениями Г. Финка, возможно, он учился у него. Во всяком случае, насчитывается двадцать композиций, которые тождественны у обоих композиторов: Штольцер не только заимствовал у Финка целые разделы, но и завершал композиции Финка как свои собственные, добавляя к ним новые части. Во время пребывания в Буде Штольцер примкнул к кругу реформаторских мыслителей. При дворе королевы Марии эта возможность не исключалась. В результате новых идей появились псалмы в переводе Лютера на немецкий язык, которые послужили материалом для крупных обработок (один псалом состоял из нескольких частей, с 6—7 партиями). Псалмы были написаны не только для голосов, но предполагалась возможность исполнения их партий (одной или всех) на инструментах, 37 псалма например, на круммгорнах. Композитор упоминает об этой возможности в своем письме к маркгруфу Альбрехту Магдебургскому. В нашей записи фигурирует несколько песен на немецком языке. Вольфганг Грефингер был известен как выдающийся органист, вероятно, за выступления в Венгрии он получил имя «Паннониус». О его жизни мало что известно. Биографические данные свидетельствуют о том, что поле его деятельности было сосредоточено в небольших географических масштабах. Креме — Вена — Буда — вот те города, где он был известен. Около 1505 года он стал органистом в церкви святого Стефана, позднее работал печатником. Королева Мария встретилась с ним в 1521 году в Инсбруке и привезла его с собой в Буду. Живя в Венгрии, Грефингер получал большие гонорары за игру на органе. Как композитор он был замечательным мастером полифонической и имитационной техники, не уступая Финку и Штольцеру. До нас дошло слишком мало из его творений. Камерата Хунгарика исполняет вокальные и инструментальные пьесы в стиле Позднего Ренессанса. В оркестре господствуют деревянные духовые инструменты: блок флейты и круммгорны, среди струнно-щипковых инструментов следует упомянуть виолы да гамба, лютни, виуэлу и виолу бастарда. Художественный руководитель ансамбля Ласло Цидра является отличным знатоком техники Ренессанса, а также преподавателем Будапештской консерватории им. Ференца Листа. Он с уважением обрабатывает и исполняет пьесы, произведения мастеров XV—XVI в., сохраняя их подлинное обличье. В этом он получает значительную помощь от ансамбля. В области музыкознания он закончил новаторскую работу по венгерской музыке. Вокальный ансамбль «Арс Рената» (художественный руководитель Ласло Вираг) — достойный партнер «Камераты Хунгарика». Проникновенное искусство вокального ансамбля,глубокое исполнение вносят свою лепту в передачу музыки данной эпохи. Золтан Фалви
1. LEMEZOLDAL • SIDE 1 Heinrich Finck 1. Hangszeres darabok • Instrumental writing 3'52" a, c) (à 4) - Diskantpommer / Altpommer / Tenorkrummhorn / Baßdulzian - Diskantgambe / Altgambe / Tenorgambe + Tenorblockflöte / Baßgambe - Diskantpommer / Altpommer / Tenorkrummhorn / Baßdulzian b) (à 3) Alt- / Tenor- / und Baßblockflöte 2. Der Ludel und der Hensel (à 4) 1'23" Altgambe / Altkrummhorn / TENOR2 / Baßdulzian + Sopraninoblockflöte, Nicolopommer und Schlaginstrument 3. Ich wird erlost 2'45" Klavichord 4. Ich stund an einem morgen (à 4) 3'34" ARS RENATA
Paul Hofhaimer 5. a) Man hat bisher (à 3) 8'01" Diskantpommer / Nicolopommer / Baßdulzian b) Cupido Strophes 1 and 3 (à 4) Sopranblockflöte / Altblockflöte / TENOR2 / Baßdulzian Strophe 2 (à 2) Tenorblockflöte / TENOR2 + Baßlaute c) Carmen in re (à 4) Altkrummhorn / Altgambe / Tenorchalumeau / Baßdulzian 6. a) Paul Hofhaimer Greiner zanner (à 3) 4'08" ARS RENATA + Diskant-, Alt- und Tenorgambe b) Heinrich Finck Greiner zanner (à 5) Sopranblockflöte / Altkrummhorn / Nicolopommer / Tenorchalumeau / Baßdulzian 2. LEMEZOLDAL • SIDE 2 1. Táncok Jan Lublin orgonatabulatúra-kéziratából (à 4) 5'06" Dances from the Organ Tablature of Jan Lublin a) Chorea Diskant- / Alt- / Tenor- / und Baßkrummhorn b) [Chorea] ad novem Saltus Viola bastarda / Alt- / Tenor- / und Baßgambe + Laute c) Rex Sopran- / Alt- / Tenor- / und Baßblockflöten d) [Chorea] Italica Diskant- / Alt- / Tenor- / und Baßkrummhorn
2. Mon mary 2'53" a) Népdal • Folk-song ARS RENATA b) Hangszeres változat • Instrumental writing (à 4) (Adrian Willaert) Alt- / Tenorkrummhorn / Tenordulzian / Baßkrummhorn
Adrian Willaert 3. A quand', a quand' — O bene mio 3'43" SOPRAN, Vihuela 4. Allons, allons gay (à 3) 1'25" Tenor- / und Baßblockflöte / Tenordulzian 5. Ricercare (à 4) 2'31" Vihuela (V. de Henestrosa) 6. Ricercare (à 4) 1'45" Alt- / Tenor- / Tenor- / und Baßblockflöte 7. Villanelle (à 4) 6'48" Un giorno mi prego - O dolce vita - Sempre mi ride ARS RENATA
3. LEMEZOLDAL • SIDE 3 1. Táncok Jan Lublin orgonatabulatúra-kéziratából (à 4) 8'30" Dances from the Organ Tablature of Jan Lublin a) [Passamezzo] Diskantrebec / Alt- / Tenor- / und Baßgambe + Laute b) Jeszcze Marczynye Cembalo c) [Chorea] Viola bastarda, Laute d) Poznania Sopran- / Alt- / Tenor- / und Baßblockflöte e) Rocal fuza Sopraninoblockflöte / Altpommer / Tenorchalumeau / Baßdulzian 2. a) Claudin de Sermisy 2'58" Tant que vivray (à 4) ARS RENÁTA b) Tant que vivray (Jan Lublin) Cembalo Wolfgang Grefinger 3. Ach Gott, wem sol ichs klagen (à 5) 5'14" - Diskantrebec / TENOR1 / TENOR2 / Tenordulzian / Tenorgambe - Laute 4. Wol kumbt der mey (à 4) 2'58" Sopranchalumeau / Altrebec / TENOR1 / Baßdulzian Thomas Stoltzer 5. Entlaubt ist uns der walde (à 4) 2'43" Tenorblockflöte / Altchalumeau / TENOR2 / Baßdulzian 6. Ich wünsch alln frawen ehr (à 4) 1 '34" KONTRATENOR + Diskantpommer / Altpommer / TENOR2 + Tenorkrummhorn / Baßdulzian
4. LEMEZOLDAL • SIDE 4 1. a) Wolfgang Grefinger 4'37" Ich stel leicht ab (à 4) SOPRAN + Sopranblockflöte / Viola bastarda / Altgambe + Tenorblockflöte / Tenorgambe b) Paul Hofhaimer Der hundt (à 4) Diskantkrummhorn / Altkrummhorn / TENOR2 + Sopranblockflöte / Baßkrummhorn + Sopranrauschpfeife, Nicolopommer, Schlaginstrumente 2. Paul Hofhaimer 3'34" Carmen Magistri Pauli Klavichord 3. Thomas Stoltzer 4'58" Ich klag den tag (à 4) - ARS RENATA - Laute Hangszeres változat • Instrumental writing (à 4) - (Hans Gerle) Sopran- / Alt- / Tenor- / und Baßkrummhorn 4. Paul Hofhaimer 5'20" Nach willen dein (à 4) - ARS RENATA - Klavichord (Hans Kolter) Thomas Stoltzer 5. Es müt vil leut (à 4) 3'22" ARS RENATA 6. Man sieht nun wol (à 4) 1'33" ARS RENATA
CAMERATA HUNGARICA
Melinda Lugosi Sopran András Laczó Kontratenor, Tenor1 Boldizsár Keönch Tenor2 László Czidra Sopranino-, Sopran-, Alt- und Tenorblockflöte; Diskantpommer; Sopran- und Altkrummhorn
János Malina Sopran-, Alt- und Tenorblockflöte; Alt- und Tenorkrummhorn László Újházy Alt- und Tenorblockflöte; Sopran-, Alt- und Tenorchalumeau; Sopranrauschpfeife; Tenorkrummhorn
Zsolt Harsányi Sopran-, Tenor- und Baßblockflöte; Alt- und Nicolopommer; Baßkrummhorn József Vajda Tenor- und Baßdulzian; Baßkrummhorn Gergely Sárközy Laute (Solo); Baßlaute; Vihuela; Klavichord, Cembalo; Diskant- und Altrebec; Diskant- und Altgambe; Viola bastarda
Mária Kőrös Altgambe Ottó Nagy Alt-, Tenor- und Baßgambe; Schlaginstrumente István Szabó Laute (Continue)
ARS RENATA Művészeti vezető - Artistic Director LÁSZLÓ VIRÁGH Mária Zádory - Sopran, Judit Laczkó - Mezzosopran, Ina Mária Kiss - Alt, László Virágh - Kontratenor, Andres Santa Maria Gonzales - Tenor1, János Sziklai - Tenor2, István Andrejcsik - Baß1, László Kuncz - Baß2, Péter Kálmán - Tenorgambe művészeti vezető / directed by LÁSZLÓ CZIDRA
спасибо за очень обстоятельную и интересную текстовую часть выкладки и теперь как же не прослушать музыкальную! :appl: :appl: :appl:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".