Материал восстановлен Бывший материал участника Григорий (postoronniy)
Josquin Desprez — L'homme arme Masses
The Tallis Scholars
ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ (Josquin des Prez)
(ок. 1440 — 27 VIII 1521,
Конде-сюр-л'Эско)
Жоскен Депре — выдающийся представитель нидерландской школы
полифонистов. Место его рождения с точностью не установлено. Одни исследователи
считают его фламандцем, хотя во многих документах XVI в. Жоскен назван
французом. Не сохранилось достоверных сведений и об учителях композитора.
Скорее всего, одним из них был великий Й. Окегем. Первое документальное
свидетельство о жизни Жоскена, где говорится о нем как о певце Миланского
кафедрального собора, относится только к 1459 г. В миланском соборе он прослужил
с небольшими перерывами с 1459 по 1472 г. Вероятно, находился также при дворе
влиятельного кардинала Асканио Сфорцы. Следующее по времени точно
документированное упоминание о Жоскене относится к 1486 г., когда он был певчим
папской капеллы в Риме. В возрасте примерно 60 лет Жоскен возвращается во
Францию. Выдающийся музыкальный теоретик XVI в. Глареан рассказывает историю,
которая, возможно, подтверждает связь Жоскена с двором Людовика XII. Король
заказал композитору многоголосную пьесу с условием, чтобы он сам в качестве
певца миг участвовать в ее исполнении. У монарха был неважный голос (а
вероятно, и слух), поэтому Жоскен написал партию тенора, состоящую из... одной
ноты. Истинна эта история или нет, она во всяком случае свидетельствует о
большом авторитете Жоскена как среди музыкантов-профессионалов, так и среди
высших кругов светского общества.
В 1502 г. Жоскен поступает на службу к герцогу Феррарскому.
(Любопытно, что герцог в поисках руководителя своей придворной капеллы
некоторое время колебался между Г. Изаком и Жоскеном, но все же сделал выбор в
пользу последнего). Однако уже через год Жоскен вынужден был покинуть выгодное
место. Его внезапный отъезд был, возможно, вызван разразившейся в 1503 г.
эпидемией чумы. Герцог и его двор, а также две трети городского населения
покинули Феррару. Место Жоскена занял Я. Обрехт, который пал жертвой чумы в
начале 1505 г.
Последние годы жизни Жоскен провел в северофранцузском городе
Конде-сюр-л'Эско, где он служил настоятелем местного собора. Сочинения этого
периода указывают на связь Жоскена с нидерландской полифонической школой.
Жоскен был одним из крупнейших композиторов позднего Возрождения.
В его творческом наследии основное место отведено духовным жанрам: 18 месс
(самые известные — «Вооруженный человек», «Pange lingua» и «Месса о благословенной Деве»), более 70 мотетов и др. менее
масштабные формы. Жоскену удавалось органическое сочетание глубины и
философичности замыслов с виртуозной техникой музыкальной композиции. Наряду с
духовными произведениями он писал также в жанре светской многоголосной песни (в
основном на французские тексты — т. н. шансон). В этой части своего творческого
наследия композитор ближе подходит к жанровым истокам профессиональной музыки,
нередко опирается на народные песню и танец.
Жоскен был признан уже при жизни. Слава его не угасала и в XVI в.
Хвалы ему воздавали такие крупнейшие литераторы, как Б. Кастильоне, П. Ронсар и
Ф. Рабле. Жоскен был любимым композитором М. Лютера, который писал о нем: «Жоскен заставляет ноты выражать то, что он хочет. Другие же композиторы,
наоборот, вынуждены делать то, что им диктуют ноты».
Материал был полностью восстановлен и отредактировано оформление.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".