Общеизвестно, что у Дебюсси была всего одна опера, «Пеллеас и Мелизанда». И вдруг неожиданно обнаружилась потерянная партитура новой, правда не законченной, оперы «Родриго и Химена» по трагедии Корнеля «Сид». В течение почти 100 лет все исследователи музыки Дебюсси были уверены, что этой оперы нет. Все знали, что он над ней работал, но Дебюсси, при жизни своей распространял все время слух, что рукопись случайно сгорела; однажды он работал у камина, случайно толкнул ее, она упала в огонь и сгорела. Эта история вообще до сих пор полностью не исследована. По воспомианиям современников Дебюсси жаловался на либретто: "Это - полная противоположность всего, что я хочу выразить..., здесь требуется другой стиль, другая музыка, которую я больше не в состоянии сочинить." Однако композитор закончил черновую партитуру, которую он играл Полю Дюка в 1893, и сделал некоторые отрывочные примечания по гармоническому сочетанию и динамике, прежде, чем он бросил проект. История тёмная, ей , очевидно, будут заниматься музыковеды, почему же Дебюсси не хотел, чтобы люди знали, что эта опера существует. Но она существовала всегда, и она была полностью закончена Дебюсси в клавире. И, конечно, как во многих рукописях, которые были недоделаны, осталось очень много фрагментов, которые Дебюсси тоже не доделаны.
Первый акт рукописи он подарил Габи Дюпон, женщине молодой, очень красивой, с которой он жил в течение 10-ти лет, с посвящением. До самой смерти Габи Дюпон первый акт находился в ее руках. Второй и третий акт смог потом найти Альфред Корто, пианист, который и собрал все, что написал Дебюсси. И перед своей смертью Альфред Корто продал рукопись «Родриго и Химера» американскому коллекционеру, миллиардеру Ричарду Леману, в руках которого эта рукопись и находится до сих пор. Он её потом положил в Нью-Йоркскую библиотеку, и долго жила версия, что рукописи нет, что она сгорела, ей долго вообще никто не интересовался, этой оперой. И лишь в начале 80-х годов прошлого века английский музыковед Ланген Смит поехал в Нью-Йорк, нашел эту рукопись в библиотеке, добился разрешения, чтобы снять с нее фотокопию и сделал первую расшифровку.
Примерно в 1991 году к композитору Эдисону Васильевичу Денисову обратились французская звукозаписывающая фирма Эрато, издательство Дюран и Лионская опера с просьбой оркестровать и доделать эту оперу Дебюсси. Думаю, что это было связано с тем, что Эдисон Васильевич был очень близок к французской музыке, к французской культуре, и поэтому именно к нему обратились с тем, чтобы он привел эту оперу в порядок, закончил ее и отредактировал. Эдисон Васильевич с радостью согласился сделать эту работу. Она отняла у него очень много времени. Полтора года, как он говорил «плотной работы», то есть ничего другого кроме этой оперы он не писал. Вначале он вживался в музыку, то есть ему нужно было долго играть за роялем, вслушиваться в неё, местами ему трудно было понять, какая здесь гармония, какая нота написана, и только, когда он уже долго её играл, вслушивался, постепенно все становилось на свои места. Он практически ничего не менял, а просто, где было Дебюсси что-то не дописано, старался дописать, как будто продолжить его мысль и везде соблюдал те правила игры, которые Дебюсси сам здесь ввел.
Claude Debussy (1862-1918)
Rodrigue et Chimene, opera en 3 actes (1892) libretto Catuelle Mendes (reconstruction of the score from the original manuscripts R. L. Smith Orchestration: Edison Denisov)
CD 1: 1. Prelude - Orchestra 2. Act One, Scene One: Rien encore, mon frere - Laurence Dale/Donna Brown/Gilles Ragon/Helene Jossoud 3. Act One, Scene Two: Vous enfinn! - Laurence Dale/Donna Brown 4. Act One, Scene Two: Mais non, je nen crois rien - Donna Brown 5. Act One, Scene Two: A ta beaute ma force est asservie - Laurence Dale/Donna Brown 6. Act One, Scene Two: Comme la vague - Laurence Dale/Donna Brown 7. Act One, Scene Three: Fourbis le glaive; Hola, garcons! - Laurence Dale/Donna Brown/Gilles Ragon/Helene Jossoud/House Of Bivar/House of Gormaz 8. Act One, Scene Four: Cest l aube - House Of Bivar/House of Gormaz/Royay HouseHold 9. Act One, Scene Five: Arretez tous! - Jose Van Dam/Jules Bastin/Royal Household/House on Gormaz 10. Act One, Scene Five: Qu est ceci ? - Don Diegue
CD 2: 1. Act Two, Scene One: Prends garde au coup - Laurence Dale/Gilles Ragon/Jean-Paul Fouchecourt 2. Act Two, Scene Two: Frere, vois donc ! - Laurence Dale/Jose Van Dam/Gilles Ragon/Jean-Paul Fouchecourt 3. Act Two, Scene Three: Quel est ce bruit - Laurence Dale/Jose Van Dam 4. Act Two, Scene Three: Que maptpon dit ? - Laurence Dale 5. Act Two, Scene Four: DonDiegue ! - Laurence Dale/Jose Van Dam/House of Bivar/Men of Gormaz 6. Act Two, Scene Five: Seigneurs des monts et des prairies ! - Laurence Dale/Jose Van Dam/House of Gormaz/Servants 7. Act Two, Scene Six:: Que signifient ce bruit et ce cliquetis - Donna Brown/Jules Bastin/ 8. Act Three, Scene One: Boire aujourdhui, tuer demain ! - Jean-Louis Meunier/Jean Delescluse/Chorus 9. Act Three, Scene One: Votre roi vous salue - Vincent Le Texier/Chorus 10. Act Three, Scene Two: Justice, mon seigneur ! - Jose Van Dam/Vincent Le Texier/Jean Delescluse 11. Act Three, Scene Two: O juste orgueil - Donna Brown/Vincent Le Texier/ 12. Act Three, Scene Three: Prions, enfant ! - Donna Brown/Helene Jossoud 13. Act Three, Scene Four: Tu dis vrai ! - LarenceDale/Donna Brown 14. Act Three, Scene Five: Eh bien ! Que min sort s accomplisse ! - LarenceDale/Jose Van Dam/Jean-Paul Fouchecourt/Gilles Ragon (109:45)
Donna Brown (Chimene) Laurence Dale (Rodrigue) Helene Jossoud (Inez) Jean-Paul Fouchecourt (Bermudo) Jose Van Dam (Don Diegue) Jules Bastin (Don Gomez) Vincent Le Texier (Le Roi) Jean-Louise Meunier (Don Juan d'Arcos) Jean Delescluse (Don Pedre de Terruel)
Chorus and Orchestra of L'Opera de Lyon cond. Kent Nagano 1995
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".