В многочисленных инструментальных концертах Мартину культивировал жанр "concerto grosso", где соло сменяются тутти, а виртуозные пассажи и фигурации свободно и легко переходят от одного инструмента к другому, пронизывая оживленными имитационными перекличками в разных тембровых вариантах всю музыкальную ткань. Концерты Мартину имеют типичное для музыки барокко и раннего классицизма соотношение частей: первая часть - в духе энергичных Allegro Корелли, Вивальди, Баха; вторая часть - ариозного плана сосредоточивает в себе лирическую сферу; третья часть основывается на развитии жанрово-танцевального тематизма в стремительном темпе. Для современного восприятия такой "черно-белый" графический оркестровый стиль имеет свою привлекательность (легкость, изящество, прозрачность) и вполне отвечает эстетике неоклассицизма. Обращение к жанру concerto grosso было не только данью композитора музыкальным традициям прошлого или модным неоклассическим веяниям в современной музыке. В нем Мартину нашел идеальное соответствие своим художественным вкусам и устремлениям, своей эстетике. С формой concerto grosso связывались его представления о красоте и совершенстве искусства, достоинствами которого он считал равновесие и органичное взаимодействие всех выразительных компонентов, разумную экономию музыкальных средств. В отличие от холодноватой "деловитости" неоклассических сочинений Стравинского или Хиндемита в музыке Мартину царит скромная, непритязательная простота, красота и выразительность инструментальной кантилены, свободная импровизационность, сочный и трепетный лиризм, вобравший славянскую открытость и искренность, патетическая приподнятость, богатство оркестровой палитры французской школы. Истоки лирики Мартину заложены в эмоционально теплой и мягкой чешской песенности. Мужественную торжественность, доходящую иногда до трагедийного пафоса сообщают музыке концертов мощные, "органные" звучания. Гармонический язык Мартину в концертах интересен и современен - так называемая тональная децентрализация, свойственная стилю композитора приводит к почти равноправному сосуществованию нескольких тональностей, что создает ощущение зыбкости и мягкости ладо-гармонического развития. Мелодия скрипки и других солирующих инструментов широко распевается, расцвеченная тонкими гармоническими нюансами, мажоро-минорными наклонениями, неожиданными разрешениями одинаковых построений в разные тональности.
Мартину написал концерты для различных инструментальных составов - в большинстве из них присутствует скрипка, что неудивительно, так как он сам был отличным скрипачом, хотя особенности жанра делают роль прочих солистов (вторых скрипок, фортепиано, флейты и даже ударных) в концертировании не менее значительной. Предлагаю всем послушать собрание концертов для скрипки и других инструментов с оркестром, записанное чешским скрипачом Богуславом Матоушеком (род. 1949), особенно известного как пропагандиста творчества Богуслава Мартину (в 1999 г. скрипач осуществил первую в мире запись всех произведений Мартину для скрипки и фортепиано), Кристофером Хогвудом (род. 1941) – английского дирижёра, специалиста по барочной музыке и Чешским филармоническим оркестром. 4 CD, flac
Концерт для флейты, скрипки и камерного оркестра (1936) I. Allegro moderato (4:59) II. Adagio (8:11) III. Poco allegretto (5:29) Концертный дуэт (Концерт №1) для двух скрипок и оркестра (1937) I. Poco allegro (4:48) II. Adagio (6:54) III. Allegro (6:08) Концерт № 2 для двух скрипок и оркестра (1950) I. Poco allegro (7:27) II. Moderato - Piu vivo - Tempo primo (4:34) III. Allegro con brio - Vivo (Presto) vol.2
Concerto da camera для скрипки-соло, фортепиано, литавр, ударных инструментов и струнного оркестра (1941) I. Moderato (7:27) II. Adagio (9:01) III. Poco allegro (9:46) Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1953) I. Poco allegro (9:04) II. Adagio (8:44) III. Allegro (9:55) Чешская рапсодия для скрипки и оркестра (1945) (10:28)
vol.3
Сюита concertante для скрипки с оркестром (1939) I. Prelude (3:26) II. Meditation (5:52) III. Intermezzo (6:41) IV. Finale (8:00) Сюита concertante для скрипки с оркестром (2я версия, 1944) I. Toccata (4:16) II. Aria (7:56) III. Scherzo (4:16) IV. Rondo (6:18) Концерт-рапсодия для альта и оркестра (1952) I. Moderato (10:30) II. Molto adagio – Poco allegro – Andante molto tranquillo (11:22)
vol.4
Концерт для скрипки и оркестра № 1 (1932-34) 1. Allegro Moderato (10:14) 2. Andante (6:15) 3. Allegretto (8:28) Концерт для скрипки и оркестра № 2 (1945) 1. Andante; Poco Allegro; Moderato (12:45) 2. Andante Moderato (7:39) 3. Poco Allegro
В виде дополнения - все остальные концерты Мартину в мп3. Исполнители указаны или на обложках-буклетах (которые нашёл) или в тегах.
Произведения для солирующих инструментов и оркестра
Концерт для струнного квартета с оркестром (1931) Концерт для фортепианного трио и струнного оркестра (1933) Концерт для клавесина и камерного оркестра (1935) Concerto Grosso для камерного оркестра (1937) Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) Концерт для гобоя с оркестром (1955)
Концерты для виолончели Концерт для виолончели и камерного оркестра (Виолончельный концерт №1) (1930) Концерт для виолончели с оркестром № 2 (1944) Концертино для виолончели, духовых, фортепиано и ударных инструментов (1926) Соната da camera для виолончели и камерного оркестра (1940)
Концерты для фортепиано с оркестром Концерт для двух фортепиано и оркестра (1943) Первый концерт для фортепиано с оркестром (1925) Второй концерт для фортепиано с оркестром (1934) Третий концерт для фортепиано с оркестром (1948) Четвертый концерт для фортепиано с оркестром "Заклинания" (1956) Пятый концерт для фортепиано с оркестром "Концертная фантазия" (1957) Инвенции для фортепиано и камерного оркестра (1934) Концертино для фортепиано и оркестра (1938)
Концертные симфонии Концертная симфония № 1 для двух струнных оркестров (1932) Концертная симфония № 2 для скрипки, гобоя, фагота, виолончели, фортепиано и камерного оркестра "Посвящение Гайдну" (1949) Симфониетта Giocosa (Шутливая симфониетта) для фортепиано и камерного оркестра (1943) Симфониетта "Ла Холла" для фортепиано и камерного оркестра (1950) Токката и две канцоны (1946)
Пожалуйста! Концерты в мп3 в основном (половина точно) из этого поста, http://intoclassics.net/news/2009-03-23-4705 Там уже многое не сохранилось, а здесь будут под рукой, хотя бы для ознакомления. Остальное из суслика. Исполнители указаны или на обложках-буклетах (которые нашёл) или в тегах
Партита для струнных, H.212(1931 http://files.mail.ru/GTS3MF
Я начал со скрипичных сонат, потом с балетов и джазовых сочинений, так и до симфоний с концертами дошёл. Какую-то нишу они заняли Очень красивый гобойный концерт, кстати
Для начала вот http://intoclassics.net/news/2011-06-30-8088 Или вот http://intoclassics.net/news/2010-08-20-18066 http://intoclassics.net/news/2010-08-30-18268
А я люблю балеты. Особенно парижские. "Шах королю" - весёлый. Камерной музыки у Мартину очень много - сам не всё прослушал. Но может быть и не надо, он её писал как Сен-Санс метрами
Видимо рутинные балеты были. Равель, Прокофьев, Стравинский, Барток, Шестёрка и Мартину к ним примыкающий отчасти, Глазунов, Хачатурян - вот это я люблю
Большое спасибо! Когда-то увлекался, был скрипичный и фортепианный концерты на запиленном виниле, а здесь представлено прекрасное собрание, и по полноте и по исполнению.
Слушаю гобойный концерт - по Вашему совету... Очень яркий, по-детски шаловливый. Местами напомнил мнооогих маститых гигантов музыкального пера. И так незаметно закончился. Это хорошо - качество, которое ценю в искусстве - не сильно напрягать слушателя (зрителя).
Да, я вроде его залил. Хайнц Холлигер Есть ещё венгр Lajos Lencses - тот ещё веселей, мелодику чешскую подчёркивает, а Холлигер более классичен, да и немец
По-моему обоим удалось передать настроение спокойной и счастливой жизни - чего Мартину и добивался. Гобой у него очень лирический инструмент. Правда там фортепиано, струнные и духовые солируют местами, чтоб стиль Кончерто гроссо соблюсти
Согласен. Оба - хорошие гобоисты. Темпы исполнения, правда, во 2 и 3 частях различны. Вторая часть больше понравились у Холлигера. В медленной - ну очень выразительные интонации, трогательно А вот 3ья - напротив у венгра (как его по-русски величать?) - виртуозная, стремительная.
Запустил поиск, оказывается я выкладывал его диск с арфисткой - Музыка ночи http://intoclassics.net/news/2010-05-20-16370 Многие любят такое сочетание Он в Парижской консерватории учился, оттого у него такая лёгкая-французская трактовка Мартину (может быть так и надо).
Что касается камерного Мартину - он сонаты и ансамбли для всех духовых написал, будем искать и слушать, всё что найдём
Кларнет тоже хороший инструмент. Просто не так часто приходится слушать. Вот хороший диск - и Мартину есть http://intoclassics.net/news/2011-02-08-21371
Всего 25 концертов! Что это для того, кто прослушал почти половину концертов Вивальди! В концертах Мартину я нахожу то, что в английском языке называется трудно-переводимым словом exuberance - избыток экспрессивной энергии и игрового начала (в этом плане он близок Стравинскому и Прокофьеву + Первый концерт для ф-но ДДШ), не говоря о прочем.
Мне нравится его простота и искренность, даже в конструктивных приёмах нет никакой натяжки - он действительно писал легко, и без всякой цели, просто испытывая радость от процесса. Главное настроиться на его волну и тогда слушатель тоже похожую радость испытает А количество меня никогда не пугало - чем больше ещё непрослушанной музыки, тем лучше
Любил работать. На самом деле не так уж и много - 400 сочинений. Но как уже сказали, они короткие. Когда начинаешь слушать по порядку - быстро кончаются Кроме того, в определённых кругах он сейчас моден. Например, тот же Кристофер Хогвуд ставит Мартину на одну доску со Стравинским и Бартоком В Чехии есть целый институ Мартину с красивым сайтом http://www.martinu.cz/
Изумительный композитор, ярчайший индивидуальный почерк, узнаваем чуть ли не с первых тактов. Правда, в силу своего огромного наследия не все у него равноценно. У него есть одна беда: он не знает в большинстве случаев, что делать с медленными частями. Они у него порой просто вымученные какие-то, материал не лепится, не клеится, много на уровне импровизационной игры. Его стихия это нестись куда-нибудь под перпетуум мобиле вечного спутника фортепиано и получать удовольствие от самого процесса движения, вечной моторики. Но, конечно, Мартину не столь однобок, как я его описал, много и других достоинств есть у него. Вот из того списка произведений, который представлен здесь обязательно всем слушать следующие одни из лучших его сочинений, на мой взгляд, чтоб представить всю красоту его харизмы: - Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) - Concerto Grosso для камерного оркестра (1937) - Токката и две канцоны - 1-й форт. концерт - Симфониетта "Ла Холла"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".