Корнелис Доппер родился 7 февраля 1870 года в городе Стадсканал на севере Нидерландов, учился в консерватории Лейпцига у Карла Рейнеке. После учебы работал в Амстердамской опере в качестве скрипача и дирижера, писал критические статьи в музыкальной прессе. В 1906-08 гг. гастролировал в Америке с премьерой оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй", потом, устав от гастрольной жизни, вернулся в Амстердам. В 1908 году стал вторым дирижером оркестра Концертгебау, помощником Виллема Менгельберга и оставался им вплоть до начала 1930х. Под его управлением в Голландии впервые прозвучали "Море" Дебюсси (1910), "Испанская рапсодия" (1910) и "Матушка Гусыня" (1914) Равеля, Вторая симфония Сибелиуса (1910), Концерт для фортепиано с оркестром Регера (1916), Любовь-волшебница де Фальи (1927).
Доппера из-за его большой любви к голландской народной песне, культуре и природе Голландии называют "самым голландским из всех голландских композиторов". Даже названия его симфоний свидетельствуют о национальной принадлежности автора: Симфония "Рембрандт" (№ 3, впервые исполнена на трехсотлетие рождения Рембрандта в 1906), "Амстердам" (№ 6 - 1912), симфония "Зюйдерзее" (№ 7 - 1918, географическое название залива у берегов Голландии). Кроме семи симфоний Доппер написал много других произведений для оркестра, из них, наиболее известна Готическая Чакона (1921). Многие его сочинения звучали в исполнении прославленных дирижёров (Рихарда Штрауса, Виллема Менгельберга, Отто Клемперера). Несмотря на некоторую старомодность стиля Доппера и известную долю академических клише, его музыка всё же вполне привлекательна - как старые добрые Нидерланды, голландские поля и мельницы, деревянные башмаки и тюльпаны, крестьянские танцы, прекрасные голландские девушки, амстердамская уличная музыка и тому подобное. Симфонии Доппера действительно не звучат, как привычные симфонии любого известного нам композитора начала века, когда прогрессивный музыкальный мир погружался в мучительные хроматики, чтобы сделать музыку глубже и актуальней (но и более трудной для восприятия). Эта музыка была написана человеком, который ценит традиции фламандской полифонии, добродушную приземленность Брамса и Дворжака, любит голландский фольклор и танцевальные мелодии, пользуется модальными и пасторальными красками, как Воан-Уильямс, который знаком с техникой импрессионизма, и который ещё верит в добрые старые сказки и полет фантазии.
Во Второй симфонии (1903) Доппер хотя и ориентируется на модель симфоний Брамса, всё же - это голландская музыка, его оркестровка довольно оригинальна (особенно во второй и третьей частях), иногда с неожиданными игривыми моментами. Интересны пунктирные ритмы в начале оживленной первой части, её главная тема отличается поистине шумановской силой. Вторая часть с яркой танцевальной темой напоминает образцы русской классики (Бородина или Балакирева), затем автор возвращается к национальным истокам - хоральной весёлой мелодии в духе кальвинистких церковных гимнов. Третья часть - красивое Адажио с серьезной темой струнных и переливами арфы обозначено композитором в партитуре как "летний день под вековым деревом". Финал проносится вереницей пестрых эпизодов с отголосками голландского барокко
В Третьей симфонии "Рембрандт" (1905), сочинённой как уже сказано выше к 300-летию великого фламандского живописца, Доппер заметно отклоняется от обычной симфонической модели в сторону традиционной фламандской полифонии (сказался национальный заказ). Открывает симфонию "статная" тема - образ старой доброй Голландии, затем следует эмоциональные бурные оркестровые вспышки, рисующие перепетии жизненного пути художника. Анданте - голландский пейзаж с гравюры Рембрандта на которой три дерева кажутся центром мира, его животворным началом - так ясно и полнозвучно воплотились в них природные стихии: терпеливая сила земли - в кряжистых стволах, вольное стремление воздуха - в трепетании ветвей и листьев. Третья часть - миниатюрное скерцо - народный голландский танец. В финале симфонии, который хоть и заканчивается дежурным торжеством, композитор проводит большую часть в изучении удивительно тонких, романтических настроений "Ночного дозора"
Следующая представленная симфония "Aмстердам" (1912) по праву должна быть также популярна, как Лондонская симфония Воана-Уильямса. В этой симфонии, которую Доппер посвятил сердцу своей родины, гармоническая палитра композитора расширилась, включила ряд модальных и импрессионистских элементов, его оркестровые тембры демонстрируют большую чувствительность. Умело расположенные паузы заставляют слушателя гадать - что будет дальше. В отличие от патриархальной третьей, которая начиналась медленным размеренным вступлением, эта симфония вылетает как пуля - причём в неожиданном ритме вальса, иногда смелого, иногда задумчивого. Адажио начинается меланхолично, а затем звучание расширяется в красочных эпизодах почти Малеровского рамаха, кульминация увенчана мощным аккордом органа. В потрясающем воображение скерцо дикие пляски в честь Вакха, сопровождаемые боем ударных и устрашающим "кряканьем" духовых, чередуются с мягким лирическим трио, после которого вакханалия возвращается с удвоенной свирепостью. Финал с солирующими трубчатыми курантами воспринимается как звуковой коллаж, с эпизодами в различных стилях, прерываемых звуками колоколов. Местами это кажется чрезмерно драматическим и немного неуместным, но, в любом случае - звучит весело. После нескольких спокойных моментов, все это приводит к чрезвычайно торжественной коде
Симфония № 7 "Зюйдерзее" (1917) была впервые исполнена в ноябре 1918 года. Зюйдерзее - это географическое название залива у берегов Северного моря Голландии, видимо плавание по нему вдохновило композитора на сочинение этой известной симфонии. Музыка первой части симфонии изображает красоты нидерланской природы и морских просторов, вторая часть - Юмореска - шутливая зарисовка из жизни простого голландского люда, где слышатся песни и танцы, в том числе звуки крестьянской свадьбы. Третья часть симфонии - неторопливое Aнданте описывает закат на море со звуками колоколов карийонов, плывущими над водой. В энергичном финале снова звучат голландские народные мелодии. Доппер использовал в симфонии старинные песни из сборника "Gedenck-Clanck", среди которых есть и очень патриотичные, например анти-испанские песни 16-го и начала 17 века.
Также в программе три оркестровые пьесы: две с названием "Песнь" ("Paan") "симфонические исследования" в D-минор и F-минор, написаны в 1915 году. Первая носит героический характер, вторая - мрачный и трагический. Готическая чакона (Ciaconna Gotica) была написана в 1920. Это величественное по характеру, соответствующее названию сочинение, состоящее из краткой темы и вариаций в самых разных стилях
Symphony No.1 op.7 (Ballet-symphony) Diana (1895-6 rev. 1921) (35.49) 1. Gathering of the Gods in the temple of Diana (11.12) 2. Ball in the knight's castle (7.22) 3. The wandering knight in the wood (8.26) 4. In the moutain of Venus (8.46)
North Netherlands Orchestra Jürgen Kussmaul, conductor 12 February 2005 Theatre De Muzeval, Emmen, The Netherlands mp3 (256) 65 mb (без сканов) Peter van Anrooy (1879-1954) 01.Piet Hein Rhapsodie (1901) Cornelis Dopper (1870-1939) 02.Ciaconna Gotica (1920) 03-06.Symfonie nº 7 ''Zuiderzee'' (1917)
The Netherlands Radio Symphony Orchestra - Kees Bakels (зап.1994-95) (mp3 (320) 142 mb | scans)
Тут больше половины -неужели мало? На Чандосе только два диска с симфониями пока вышло. И 7я есть в нескольких исполнениях. Даже Менгельберг по-моему выкладывался
Я хотел подчеркнуть фанатичную приверженность автора родным просторам. Если бы Доппер дожил до 2000-х он бы непременно в такой раскраске ходил и с флагами
Всем пожалуйста! Спасибо единомышленникам из фоноархива за возможность осуществить премьеру. Голландскую музыку мы плохо знаем, да и без учёта национальности это действительно очень хороший композитор, музыку которого интересно слушать
Послушал, очень понравилось Спасибо! Так что если будут ещё симфонии Доппера - выкладывайте! Скажите, вот здесь: http://intoclassics.net/news/2009-10-11-9733 Вы в комментарии №5 давали 2 ссылки... Одна из них на готическую чакону, а другая на что, можете объяснить подробнее? Спасибо.
Не скажу, чтобы захватило, но увлекло. Национальный колорит передан каким-то всеохватывающим, даже трепетным восторгом. Чакона очень понравилась.Спасибо!
А мне больше всего нравится 'Зюйдерзее', действиельно - трепетный восторг. И медленные моменты симфоний очень красивые - вспоминаются пшеничные поля в зной, как на картинах Ван-Гога и тюльпаны
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".