НИКОЛАЙ РОСЛАВЕЦ
(1881-1944)
"Я знаю, что творческий акт - это не какой-то мистический "транс", не "божественное наитие", а момент высшего напряжения человеческого интеллекта, стремящегося бессознательное" (подсознательное) перевести в форму сознания" Еще недавно наследие автора первых атональных сочинений в России, создателя
"Нотной системы организации звука" не было известно не только публике, но и музыкантам-профессионалам! В БСЭ его имя отсутствует, а в Музыкальной энциклопедии ему посвящено не более двух десятков строк. Его сочинения "за невостребованием" списывались из библиотек, даже уничтожались. Только сейчас музыка Рославца начала звучать и пришло осознание, что перед нами Мастер огромного таланта.
Николай Андреевич Рославец родился в живописном селе Душатино Брянской области 5 января 1881г. по новому стилю. Жил здесь до 12 лет и получил первое знакомство со скрипкой у деревенского скрипача. Продолжал музыкальное образование всеми представлявшимися случаями. В 21 год поступает в Московскую консерваторию (класс А.А.Ильинского), осваивает контрапункт, фугу и музыкальные формы. Своей смелостью мышления и радикализмом весьма озадачивает педагогов. В мае 1912 года "удостоен звания свободного художника…Награжден Большою серебряной медалью" - так гласит диплом об окончании консерватории. В 10-егоды Рославец в водовороте различных течений русского искусства. Пишет музыку на стихи А.Блока. Сотрудничает с футуристами, с Маяковским. (Известен экспромт Маяковского: "Сколько лет росла овца, и не слыхала про Рославца") Близок с художниками общества "Бубновый валет". К.С.Малевич пишет "…засталвсю компанию "Бубнового валета" и Рославца, который в то время знакомил с сольфеджио слушателей". С самим классиком беспредметного искусства композитора связывают даже дружеские узы. В это время пишет много и увлеченно. Это время становления его мастерства, творческой индивидуальности. Есть, безусловно, два полюса художественных влияний: во-первых это творчество Н.Скрябина, а во-вторых - образы (и тексты) русской поэзии, начиная от старших современников-символистов и заканчивая группой футуристов (точнее поэтами круга В Хлебникова). Еще в консерваторские годы его тревожит предчувствие "новых, неслыханных звуковых миров", он интуитивно находит ряд гармонических приемов, позволяющих передать эти звучности. 1913 - удивительный это был год. "Весна священная" Стравинского, оказавшая влияние на искусство XX века, опера Шенберга "Счастливая рука" - первый опыт сценического произведения с тем, что мы сегодня называем цветомузыкой, появляется "Черный квадрат" Малевича, первая книга стихов О.Мандельштама "Камень". За рубежом Г.Аполлинер выпускает книгу "Футуристическая антитрадиция. Манифест-синтез". Именно в 1913 году Рославцу, как он пишет, "приоткрылась та завеса", которая дала ему полный простор для выражения художественной личности. В основе "Новой системы организации звука", как называл ее сам композитор, лежит так называемый синтетический аккорд, включающий в себя все формы классической гармонии. Являясь исходным моментом для построения как мелодики, так и аккордики, он заменял старую классическую тональность. Заложив основы серийности, система поставила Рославца, наряду с создателем додекафонии А.Шенбергом, у истоков музыкальной техники XX века. Она поставила его и рядом с выдающимися первооткрывателями в других искусствах: В.Кандинским, К Малевичем, П.Филоновым, В.Хлебниковым. 1921-1923 годы… Николай Андреевич - ректор и профессор Харьковского музыкального института и, одновременно, заведующий отделом художественного образования Наркомпросса УССР. Несмотря на то, что явно настало время уличных маршей Рославец продолжает создавать и иную музыку. Усиливается давление на интеллигенцию. Уже Рославца объявляют "продуктом гниения буржуазного общества". Большим ударом является для него закрытие журнала "Музыкальная культура". Композитор писал, что с ужасом наблюдает то, что творится кругом и лишен всяческой возможности помешать разгулу "стихийный сил". Травля продолжается. В 1933 году Рославец возвращается в Москву. У него еще хватает сил сочинять... Камерная симфония 1934-го года,заслужившая прекрасный отзыв Н.Мясковского. Скрипичный концерт №2 (1936г.). Но атмосфера сгущается. Репрессирован племянник композитора. В целях безопасности родственники уничтожают чемодан с рукописями ранних сочинений . "Настоящая, собственная" музыка Рославца в это время изменяется. Она несет на себе печать тоски, одиночества, боли несовершенного невоплощенного. Умер Рославец 23 августа 1944 года, на 64 году жизни. Могила его находится на Ваганьковском кладбище в состоянии, близком к исчезновению.
"Музыкальная жизнь", 1989, №20
НАЙДЕННЫЕ РУКОПИСИ Н. РОСЛАВЦА
Жизнь Первого скрипичного концерта Н. Рославца (1925) прервалась, едва успев начаться. 29 мая 1929 года в зале Государственной Академии Художественных Наук (ГАХН), в первом отделении концерта, организованного АСМ, первая и вторая части этого трехчастного цикла исполнили П. Ильченко и П. Никитин1. Сохранивщееся объявление — единственное свидетельство концертной судьбы сочинения при жизни его автора. В 1927 году произведение было издано Музыкальным сектором Государственного издательства. Клавир содержит указание: «переложение для скрипки и фортепиано», а также многочисленные разметки оркестровки. Существовала ли вообще партитура? Какова ее судьба? До недавнего времени ответы на эти вопросы были либо отрицательными, либо неопределенными2. В рукописном списке сочинений, составленном самим композитором, вероятно, в конце 30-х или в начале 40-х годов (перечень доведен до 1939 года), указанное издание фигурирует под номером 313, о партитуре концерта здесь также ничего не сказано. «Клавирный вариант» его начал было снова входить в исполнительскую практику (он прозвучал 7 октября 1979 года в «JRCAM»), а Э. Денисовпредполагал оркестровать переложение. Подготавливая монографию о творчестве композитора, я вновь просматривала архив в ЦГАЛИ. Среди договоров, заключенных Рославцем с Музсектором ГИЗа, нашла копию договора (№ 439)4на издание переложения концерта и другую (№ 438), относящуюся к партитуре произведения5. Договор, подписанный А. Юровским и Н. Рославцем, содержал обязательство «издать партитуру не позднее двух лет с момента первого исполнения в Москве». Стало очевидным, что надо продолжать поиски партитуры. Просмотр нескольких описей дал долгожданный результат: фонд «Гос. Муз. издательства» (Музгиза) содержал партитуру Первого скрипичного концерта! Ожидание заказа было мучительным — столкнувшись с неверными атрибуциями, я боялась, что меня постигнет разочарование. Но раскрыв папку (ф. 653, on. 14, ед. хр. 14), увидела партитуру: хорошо сохранившийся, с чуть заметными следами сырости автограф, на титульном листе штампы «Нотница Музгиза» (инв. № Б1/2547). Партитуры не касался никто со времени поступления ее в архив! На последнем, чуть примятом листе — пометка: «Дубки — Москва: 1925». Почему партитура Первого скрипичного не была издана? — этот вопрос остается открытым. Хочется верить, что «второе рождение» концерта будет счастливым — планируется его исполнение в рамках фестиваля «Московская осень» в 1989 году, ведутся переговоры об издании на Неглинной, 14 — там, где был шестьдесят три года назад заключен договор. Просмотр фонда Музгиза позволил дополнить список автографов Н. Рославца; к черновым наброскам концерта, содержащимся в фонде композитора (ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 7), добавился, помимо партитуры, и подготовленный автором к изданию клавир сочинения (первая и вторая части — ф. 653, on. 1, ед. хр. 1730; третья — там же, ед. хр. 1729). Неожиданно обнаружилась и партитура симфонической поэмы «Комсомолия», созданной в 1928 году (ф. 653, on. 14, ед. хр. 15). Она раньше была известна лишь по черновым наброскам в архиве композитора (ф. 2659, on. 1, ед. хр. 10) и по сохранившимся в прессе упоминаниям: известно, что впервые поэма исполнялась 30 сентября 1928 года Симфоническим оркестром и Госкапеллой и транслировалось в тот же день Радиостанцией имени Коминтерна из клуба Кухмистерова6. Позволю себе также указать на уточнение атрибуции одного из произведений Н. Рославца: фигурирующий в архиве композитора «концерт для скрипки с симфоническим оркестром в 4 частях» (ЦГАЛИ, ф. 2659, on. 1, ед. хр. 9), начало которого утрачено, — на самом деле Трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано (1927). Партии скрипки и виолончели, сохранившиеся в архиве (там же, ед. хр. 32), позволившие идентифицировать сочинение, допускают частичную реконструкцию отсутствующего начала композиции.
М. Лобанова
Опубликовано:Советская музыка, 1989 № 10
Концерт для скрипки с оркестром №1 (1925)
1. Allegro grazioso-cadenza
2. Adagio sostenuto
3. Allegro moderato, risoluto
Концерт для скрипки с оркестром № 2 (1936)
4. Allegro moderato
5. Adagio
6. Finale: Allegro giocoso
Алина Ибрагимова, скрипка
Симфонический оркестр Би-Би-Си
Иван Волков, дирижёр
Новая ссылка (flac +cue 228 mb | mp3 (320) 128mb): http://files.mail.ru/15B2AA14B6B34CB49AB031DC38E37A62 или: https://cloud.mail.ru/public/799d42ebdcab%2F023-Roslavets_violin%2F
Бывший пост участника YarunskiY
|