Один из
самых своеобразных и ярких пианистов послевоенной Польши, лауреат 3
международного конкурса имени Шопена (3-я премия; Я. Зак (1-я) и Р.
Тамаркина (2-я), председатель жюри этого конкурса (VI-го)
Способность
создать неповторимую атмосферу художественного переживания была в
высокой степени присуща Малцужиньскому и позволяла ему, в лучшие минуты,
даже превзойти себя, вырваться за рамки собственных творческих
возможностей - подобно тому, как азарт спортивной борьбы позволяет
спортсмену "прыгнуть выше головы" (т. е. поставить личный рекорд). Тогда
ему удавалось все, игра становилась в глазах слушателей магией, а
критик забывал о критике и восклицал "Успех, огромный успех!" А потом в
конце рецензии спрашивал себя: "А каков же был этот концерт?", чтобы
ответить: "С несомненными признаками величия, хотя и несколько
старомодного, но и четко выраженными противоречиями, переломами. Есть в
нем нечто удивительное, местами пианизм восхитителен, а местами робок,
неуверен; есть падения, но есть и великолепные взлеты... В целом
феноменально небанально для сегодняшнего дня, и интересно, очень
интересно, несмотря на всю свою двойственность"... Но это - критик. А
публика не рассуждала - она восхищалась, аплодировала, отдавая дань
любви исполнителю. Конечно, не вся публика, но большая, подавляющая ее
часть.
Правда,
были и такие критики, которые становились на сторону публики, даже
предпочитали его интерпретацию Шопена всем остальным. "Там, где
Рубинштейн бывает изощренным и элегантным, Малцужиньский больше похож на
крестьянина и сочен в своих характеристиках. Это представляется
совершенно естественным, и конечный результат, как мне кажется, куда
ближе к истине. Он подчеркивает вклад Шопена в возрождение подлинной
народной музыки в XIX веке гораздо более отчетливо, чем Рубинштейн,
сущность интерпретации которого принадлежит скорее гостиной.
Малцужиньский демонстрирует свежий взгляд на музыку, то тоскливую, то
жестокую, особо подчеркивая смены ритма, синкопированные акценты и
динамические контрасты с агрессивной прямотой, вызывающей в сознании
земную реальность. Он, кроме того, убедительно гибок в ритмах и рубато и
лишь изредка позволяет себе непостоянство как каприз",- считает Э.
Орга.
Особой,
просто несравненной популярностью пользовался Малцужиньский на родине, в
Польше, и для этого были основания. Дело объяснялось не только тем, что
он родился и вырос в Варшаве и с этим городом был связан его первый
крупный успех - исполнение ля-мажорного Концерта Листа в 1936 году на
эстраде Варшавской филармонии. И позже, находясь за границей,
Малцужиньский никогда не забывал о своей родине, верой и правдой служил
польскому искусству. Дважды он успешно защищал честь польской
исполнительской школы на крупных международных конкурсах-в Вене (1936
год, пятая премия) и в Варшаве (1937 год, третья премия). Для своего
парижского дебюта в 1940 году артист избрал Концерт фа минор Шопена,
принесший ему и тогда, и впоследствии немало триумфов.
(Malcuzynski)
Витольд (р. 10 VIII 1914, Варшава) - польский пианист. Учился у Е.
Лефельда (1929-32), Ю. Турчиньского (1932-36) в Варшавской
консерватории, у И. Падеревского в Морже (Швейцария). Изучал также
философию и право в Варшавском ун-те (1932-34). Участвовал в Междунар.
конкурсах пианистов - в Вене (1936, 5-я пр.) и в 3-м Междунар. конкурсе
им. Ф. Шопена в Варшаве (1937, 3-я пр.). Брал уроки у М. Лонг и И.
Филиппа в Париже (1937), получил там известность как концертирующий
пианист (с 1940). Гастролировал в Португалии, странах Юж. Америки
(1940-42), в США - с крупнейшими дирижёрами С. А. Кусевицким, Д.
Митропулосом, П. Монтё, Г. Фительбергом, П. Клецки и др. (1942-45). В
сер. 1940-х гг. приобрёл популярность гл. обр. благодаря грамзаписям
(первые - в 1945) и выступлениям в Великобритании. С 1945 живёт в Монтрё
(Швейцария). В 1949 совершил конц. турне по странам мира, в т.ч. по
Польше; исполнял произв. Ф. Шопена (к 100-летию со дня смерти).
Исполнительская манера М. близка романтич. пианизму 19 в., особенно
шопеновскому; его игра отличается художеств. вкусом и артистич. тактом,
тонкостью и элегантностью фразировки, богатым, но не форсированным
звучанием. В репертуаре - произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова,
А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Падеревского, К. Шимановского, нем.
романтиков, франц. импрессионистов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".