Теги: Krásná Saskia , Оперетта , Operette , Прекрасная Саския , Недбал О. , Die schöne Saskia , Nedbal O.
Nedbal Oskar / Недбал Оскар Die schöne Saskia (Krásná Saskia),Operette in 3 Akten, Opereta o třech dějstvích (1916) Прекрасная Саския, оперетта в трех действиях (1916) Либретто Альфреда Мария Вилльнера и Хайнца Райхерта, чешский текст Ярослава Свары, Иво Фишера и Иржи Ролла Премьера состоялась 19 ноября 1917 года в Вене, Карлтеатр. Чешская премьера (на немецком языке) – 12 июля 1918 года, Ческе Будейовице Действующие лица и исполнители: Saskia, modelka malíře van Ruddera - Jiřina Marková Adrian van Rudder, malíř - Zdeněk Matouš Petr Brissac, jeho přítel - Karel Gult Tommy Dix - Vratislav Kadlec Jessie, nevlastní sestřenice Tommyho Dixe - Radka Kuchařová Kníže Hyppolit Boroczinski - Jiří Koutny Harvenshoot, ředitel divadla- Jan Sedliský Gerrit - Libor Žídek Stevens - Josef Oplt Antje, přítelkyně Saskiina - Hana Talpová Markýz de Marignac - Václav Eremiáš Sluha- Miloš Zavřel Novinář - Zdeněk Švinger Činoherní soubor Čs. Rozhlasu v Praze, režie Artur Šviha Pěvecký sbor Čs. Rozhlasu v Praze, sbormistr Milan Malý Operetní studiový orchestr Miroslav Homolka Запись 1984 года (на чешском языке) Длительность 98 минут Radio Vltava, запись по трансляции
Оскар Недбал (1874-1930) работал в жанре оперетты, в основном, в 1910-е годы (всего им написано 7 оперетт, - 6 созданных в «венский» период его жизни плюс поздняя «Донна Глория» (1925). Не основывая нового направления в жанре он, как Лео Фалль и Оскар Штраус, избирает собственный путь, создавая лирико-комедийные оперетты, связанные крепкими узами с комическими операми Сметаны и Дворжака. Из всех австрийских опереточных композиторов, творивших в два первых десятилетия прошлого века, Недбал оказался наиболее «славянским» по своему музыкальному языку. После триумфа своей второй оперетты «Польская кровь» композитор выразил свое мнение о судьбе жанра в следующих словах : «Оперетту уже часто объявляли умершей; однако не один жанр, к которому обращаются творческие дарования, не умирает. Смерть наступает тогда, когда жанр больше не развивается и застывает в условностях. Оперетта имела и имеет ясно очерченную линию, от которой, к сожалению, в последнее время композиторы отклонились. Она не означает «Пуччини» и не находится в сфере большой оперы, но лежит в сфере комической оперы и ее веселом, грациозном стиле. Мы должны избегать опошления, каковым являются большие жесты». Недбал в те годы часто подвергался травле в прессе из-за своей приверженности оперетте. Его называли «опереточным биржевым спекулянтом», говорили о том, что он «бросает свой благородный талант первоклассного музыканта в угоду низостям музыкального искусства». Однако из всех его произведений именно оперетты сохранили до наших дней свою популярность. «Прекрасная Саския» - четвертая оперетта Недбала. Она появилась в последние годы пребывания композитора в Вене, непосредственно сразу же после «Невесты виноградаря» (1916), в самый разгар Первой мировой войны. Ее либретто, написанное опытными драматургами, неизменными сотрудниками Легара и Фалля Вилльнером и Райхертом, нельзя назвать особенно удачным. Его характеризует шаблонная для австрийской оперетты «серебряного века» интрига, где ситуация финала первого акта почти дословно повторяет финал первого акта «Сильвы», а перипетии второго – второй акт «Графа фон Люксембурга». Кроме того, в непосредственной близости от «Саскии» появляются еще две оперетты корифеев жанра, связанные с той же богемно-артистической средой – «Фея карнавала» Кальмана и «Там, где жаворонок поет» Легара. Нидерландско- швейцарский «нейтральный» колорит места действия, нехватка комического элемента в сочетании с неблагоприятной социально-политической обстановкой тех лет также не особо вдохновляли композитора. Новая оперетта, тем не менее, имела поначалу некоторый успех – до 1921 года в Австрии и Германии прошло 95 спектаклей (для сравнения, шедевр Недбала, оперетта «Польская кровь», появившаяся за четыре года до «Саскии», прошла к тому времени более трех тысяч раз). Однако вскоре «Саския» навсегда исчезла из репертуара. На родине композитора в Чехословакии, в то же время, она неоднократно ставилась, особенно в 20-е и 50-60-е годы, занимая по популярности среди оперетт композитора третье место. Несмотря на некоторую нехватку «творческого горения», Недбалу удалось создать свежую, яркую, полнокровную партитуру. Ее пронизывают ритмы марша, польки, вальса (пожалуй, это одна из самых «вальсовых» оперетт Недбала). Наиболее удачными оказались вальс комической пары в первом акте, хор-марш художников и экспрессивно-лирические дуэты главных героев. Оркестровая партитура «Саскии» нарядна и эффекта. Краткое содержание (излагается в соответствии с представленным в записи чешским либретто, а не с немецким оригиналом).Первое действие. Нидерланды, 1910-е годы. Год назад молодой художник Адриан познакомился с Саскией, девушкой, продававшей сувениры. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда и Саския последовала за Адрианом в Роттердам. Действие оперетты начинается с вечеринки «богемы». Друзья Адриана празднуют успех его портрета, моделью для которого стала его «муза». Окрыленный успехом, мечтающий о богатстве и славе Адриан решает следовать своему артистическому призванию. Он готов принять выгодное предложение и уехать в столицу, даже если при этом придется покинуть Саскию. Заметив перемену в Адриане, Саския страдает от его холодности. На вечеринку приходит богатый американец Томми Дикс со своей сводной сестрой, жизнерадостной Джесси. Друзья Саскии в шутку представляют ее Томми как вдову «путешественника Фрагонара». Оказавшийся здесь же директор театра в восторге от голоса Саскии, который в сочетании с ее внешностью сулит сценический успех, и обещает ей головокружительную театральную карьеру. Однако Саския, мечтая о счастье с Адрианом, отказывается. Томми Дикс готов приобрести полотна всех художников при условии, что Адриан продаст ему портрет Саскии. Ко всеобщему изумлению Адриан, ранее утверждавший, что никогда не продаст портрет любимой, вручает картину Томми и исчезает, ни с кем не попрощавшись. Расстроенная Саския принимает предложение директора театра.Второе действие . Париж. Прошел год. Саския превратилась в звезду первой величины. Опереточная дива по-прежнему выдает себя за вдову «путешественника Фрагонара». Успех и слава бросают к ее ногам много поклонников. Наконец, она уступает одному из них. Сегодня в особняке старого князя Ипполита Борочинского должна состояться ее помолвка с князем. Среди гостей появляется неузнанный Саскией оборванный Адриан. Его карьера при дворе закончилась, не успев начаться. Он прозябает в нищете. Оставшись наедине, герои говорят друг другу о своих чувствах. В тот момент, когда Саския готова объявить гостям и прессе о своей помолвке с князем Адриан неожиданно «воскресает из мертвых» как «Фрагонар». Князь готов галантно уступить Саскию ее «законному мужу», однако Саския раскрывает обман. Адриан говорит ей о воскресшем чувстве и предлагает ей руку и сердце, но Саския гонит его прочь.Третье действие. Саския понимает, что отказ от Адриана был неискренним и продиктован жаждой мести, и что она по-прежнему его любит. Осознавая свою ошибку, Адриан вновь ищет встречи с ней. В конце концов Адриан и Саския мирятся. © Всеволод Гариб Формат: mp3 194 MB 256 кбит/с Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/df9a7d52406d/NKS.rar