Крупнейший испанский композитор 18-го века Антонио Солер в наши дни известен лишь своей клавирной музыкой. Его вокальные сочинения ещё ждут своих исследователей и исполнителей. Это касается, в частности, 138 произведений, написанных в интереснейшем песенно-танцевальном жанре "вильянсико".
Описать этот жанр достаточно трудно - по двум основным причинам. Во-первых, вильянсико (villancicos, "деревенские песни") укоренены в испанской национальной культуре и точных аналогий у других народов не существует. Во-вторых, на протяжении столетий этот жанр претерпевал существенные изменения. Так, в Испании 15-16 веков вильянсико - это песня
с повторяющимся рефреном, обрамляющим эпизоды-строфы. Такие песни обычно писались для одного или двух голосов в сопровождении виуэлы либо для трёх голосов a cappella. Затем вильянсико превратились в музыкальные сценки, обычно связанные с тем или иным религиозным праздником, но полные простонародного юмора. А в наши дни в испаноязычных странах так называют лишь рождественские песни.
Если же говорить о том, что такое вильянсико именно в понимании Солера, мне больше всего понравилось определение "монастырский капустник" :) Хотя исполнение вильянсико было приурочено к церковным праздникам (в большинстве своём, к Рождеству), их тексты были далеки от канонических - и даже не всегда их можно назвать религиозными. Вильянсико Солера имеют свободную структуру и в целом напоминают небольшие кантаты - причём, судя по всему, исполнялись они с театральным оформлением. Состав исполнителей довольно масштабный: 5 или 10 голосов (то есть один или два хора плюс солисты) в сопровождении струнных и континуо, порой с добавлением труб, флейт или гобоев.
Эти весёлые (а порой и назидательные) сочинения были обращены к простым людям и говорили с ними на одном языке. В музыке солеровских вильянсико господствуют танцевальные ритмы и испанский колорит, хотя здесь можно встретить и "оперную" увертюру, и классическую фугу, и триумфальный марш.
Предлагаю вашему вниманию альбом 1992 г., включающий семь вильянсико Солера, в формате MP3 ~224 kbps.
Исполнители:
Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos.
Jean-Michel Hasler
В качестве бонуса добавлены 4 вильянсико в исполнении Техасского хора мальчиков в формате WMA V2, запись 1967 г. Дирижёр Грегг Смит. Подробности см. тут: http://www.boychoirs.org/texas/soler.html
1. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 1 Infantillo, poeta y cura (10:48) 2. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 2 Visita de carceles (5:21) 3. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 3 Angel, San Jose y Nuestra Senora (10:26) 4. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 4 Anton y Gila (5:46) 5. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 5 Anton y Pascual (9:05) 6. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 6 Ciego y Lazarillo (6:44) 7. Escolania de la abadia Santa Cruz del Valle de los Caidos. Jean-Michel Hasler - 7 Un angel y el demonio (7:49) 8. The Texas Boys Choir/The Gregg Smith Singers - Soler: Congregante Y Festero (8:46) 9. The Texas Boys Choir/The Gregg Smith Singers - Soler: Contradanza de Colegio (7:50) 10. The Texas Boys Choir/The Gregg Smith Singers - Soler: De un Maestro de Capilla (11:17) 11. The Texas Boys Choir/The Gregg Smith Singers - Soler: En piélagos inmensos (12:54)
1) Пожалуйста! 2) Думаю, что фантазия художника. С достоверными портретами Солера проблема. Говорят, очень скромный был и позировать портретистам отказывался.
К своему стыду, резкое обрывание (и не в такт) принял за должное (с небольшим... удивлением). И не судите меня строго, мне всё нравилось!!!!!!!!!!! Сей секунд переслушиваю (полный вариант) - интересное ощущение слышать "песенку" дальше. Для меня этот трек самый "забористый": с объявлением куплетов, под говор кастаньет...
Да, Солер был натура страстная. Видать, не зря современники его называли "дьяволом в монашеском одеянии"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".