Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Брамс, Йо-Йо Ма, сонаты для виолончели и фортепиано, Йо-Йо Ма, Эммануэль Акс (ape) [аудио]
С.В.Рахманинов "A Window in Time" 2 CD (.ogg) 320-500 kbps Stereo [аудио]
Святослав Рихтер играет Шумана и Шопена (ape) [аудио]
Календарь новостей
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 11:41
Главная страница » 2013 » Декабрь » 25 » Н.А. Римский-Корсаков - КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (опера). Дирижер Андрей Чистяков, 1991 год
Н.А. Римский-Корсаков - КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (опера). Дирижер Андрей Чистяков, 1991 год


Материал полностью восстановлен. Добавлены ссылки на лосслесс.
Бывший материал участника Павел (DROSSELBART)

ape+cue+log, обложка, буклет, либретто - 254 Мб
http://yadi.sk/d/zmbRF0EUEtTo4

пароль: intoclassics.net


потрековый flac, обложка, буклет, либретто - 271 Мб
http://yadi.sk/d/3_VsoFT2EtTqg
http://files.mail.ru/5079691712C947FA8F387333F8B2B1AE

пароль: intoclassics.net

Спасибо Олегу Легору за предоставленный лосслесс и Алексу Сидмаку
за помощь в его восстановлении.


Н.А.Римский-Корсаков
Кащей Бессмертный, опера (осенняя сказочка) в трёх картинах (1902)
Либретто композитора по сценарию Е. Петровского

1. Картина 1: Принцесса и Кащей 9:12
2. Принцесса, Кащей и Буря-богатырь 4:08
3. Ариозо Кащея 3:22
4. Хор Метель 8:38
5. Картина 2: Ариозо и песня Кащеевны 6:32
6. Сцена и ариетта Ивана Королевича 6:44
7. Дуэт Кащеевны и Ивана Королевича 4:00
8. Кащеевна, Иван Королевич и Буря-Богатырь 5:02
9. Картина 3: Колыбельная Ппринцессы 3:36
10. Дуэт Принцессы и Ивана Королевича 2:48
11. Кащеевна, Принцесса, Иван Королевич и Кащей 9:06
12. Финальный хор 1:59

Действующие лица и исполнители:
Кащей Бессмертный - Александр Архипов, тенор
Царевна Ненаглядная Краса - Ирина Журина, сопрано
Буря-богатырь - Владимир Маторин, бас
Кащеевна - Нина Терентьева, меццо-сопрано
Иван-королевич - Владислав Верестников, баритон
Хоровая капелла им. А.Юрлова. Хормейстер: Станислав Гусев
Оркестр Большого Театра
Дирижер - Андрей Чистяков
декабрь 1991г.


КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

(Осенняя сказочка)

Опера в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва)

 

Действующие лица:



Кащей Бессмертный

Царевна Ненаглядная краса

Иван-королевич

Кащеевна

Буря-богатырь — ветер
тенор

сопрано


баритон

меццо‑сопрано

бас

Невидимые голоса (закулисные хоры).

 

Действие происходит в царстве Кащея и в Тридесятом царстве.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


В ноябре 1900 года музыкальный критик Е. М. Петровский (1873—1918) предложил Римскому-Корсакову свое либретто оперы «Иван-королевич» («Кащей Бессмертный»). Оно заинтересовало композитора, хотя многое ему не понравилось — прежде всего неясность и сбивчивость изложения, манерность поэтической речи. «В развитии и в плане мы с ним [то есть с Петровским] расходимся, — писал Римский-Корсаков, — друг друга не понимаем и никогда не поймем». В дальнейшем он сам составил либретто по предложенной ему сюжетной канве. Музыка создавалась с июня 1901 по март 1902 года.


Римский-Корсаков воспользовался распространенным сюжетом из русского народного эпоса (этот сюжет также использован в балете «Жар-птица» Стравинского). Но в либретто были привнесены некоторые новые, самостоятельно разработанные драматические мотивы. Среди них главный связан с образом дочери Кащея, в слезе которой зачарована его смерть. Идейное содержание оперы получилось многозначным и предстало в аллегорической форме: пять действующих лиц сказки — это не столько конкретные личности, наделенные неповторимой индивидуальностью, сколько символические фигуры.


Сложнее всего образ Кащея: это олицетворение и злобной, жестокой силы, и изжившей себя старости, душащей все живое. Мир Кащеева царства невольно вызывал представление о самодержавной власти, сковывающей силы народа, а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого А. Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Лишена добрых, теплых чувств и обольстительная дочь Кащея, убивающая тех, кто жаждет смерти Кащея, или, иначе говоря, — свободы. Один из таких витязей — Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь — олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу; в ее образе воплощено все самое человечное, этически стойкое и совершенное.


Премьера оперы состоялась 12 (25) декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Успех был большой, но политический смысл «осенней сказочки» Римского-Корсакова еще не был разгадан. Помогли этому события 1905 года, вызвавшие огромный общественный подъем. Радикально настроенные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить «Кащея». Сбор предназначался (конечно, негласно) для помощи жертвам Кровавого воскресенья 9 января. Разучиванию сложной партитуры помогали и сам композитор и А. К. Глазунов. Спектакль, поставленный 27 марта (9 апреля) в помещении театра Пассаж, приобрел характер революционной манифестации. Полиция потребовала, чтобы публика покинула зал; предполагавшийся затем концерт был отменен. Опера прозвучала как пророчество о близкой гибели самодержавия.

 

СЮЖЕТ


Уныло, мрачно в Кащеевом царстве. Глухая осень. Небо затянуто густыми осенними тучами. Чахлые деревья и кусты наполовину голы, наполовину покрыты желтой и красной листвой. Позади стеной встали скалы, покрытые мхом. Томится в заточении Царевна Ненаглядная краса, насильно разлученная со своим возлюбленным Иваном-королевичем. Она молит, чтобы злобный кудесник дал ей возможность повидать жениха. В волшебном зеркальце Царевна видит дочь Кащея, а рядом с ней Ивана-королевича. Она обрадована, но и смущена. А Кащей испугался — предвидится ему собственная гибель — и разбил зеркальце. Из подземелья он вызывает Бурю-богатыря, шлет его к своей дочери, заклинает, чтобы вернее она хоронила его смерть в своей слезинке. А Царевна просит буйный ветер разыскать ее суженого — всех он краше — и рассказать ему, как томится она в неволе.


Тридесятое царство, где живет Кащеевна, находится на скалистом острове у безбрежного синего моря. Кругом раскинулись чудесные сады с кустами ярко-красных маков и бледно-лиловой белены. Лунной ночью выходит к морю Кащеевна с кубком волшебного питья. Она знает, что скоро явится сюда Королевич. Многих витязей — «искателей смерти седого Кащея» — она убила своим мечом. Та же участь ждет и Ивана-королевича. Не ведая того, в поисках Царевны, он приходит в чудесный сад. Ослепленный красотой Кащеевны, Королевич на миг забывает о возлюбленной невесте. Волшебным питьем и поцелуем Кащеевна усыпляет его, заносит меч, но в нерешительности останавливается: прекрасен лик спящего витязя. И в тот момент, когда, стараясь пересилить себя, она готовится нанести удар, врывается гонец Кащея Буря-богатырь. Буйный ветер развевает чары волшебницы. Очнувшись от сна, Королевич с Богатырем устремляются в Кащеево царство. Туда же мчится Кащеевна.


Тем временем Царевна усыпила своей колыбельной Кащея, приговаривая недобрые слова: «Спи, колдун, навек усни, злая смерть тебя возьми!» В сонное царство врывается на крыльях ветра Королевич. Радость встречи с Царевной безмерна. Он хочет увести ее из недоброго мира. Но на пути влюбленных встает Кащеевна. Она готова отпустить Царевну, но не может расстаться с витязем — страсть пробудилась в ее холодной душе. Царевна пожалела Кащеевну, подошла к ней, обняла, поцеловала. Какое-то новое, неизведанное чувство испытала дочь Кащея. Она словно переродилась: «Мои глаза впервые плачут… И как роса цветок душистый, мне слезы сердце освежают…» Кащеевна превращается в прекрасную плакучую иву. А вместе с ее слезами смерть приходит и к Кащею. Буря-богатырь широко распахивает ворота. Влюбленные выходят на поляну, покрытую весенней свежей зеленью и цветами. Зеленеют деревья и кусты. Небо ясно голубеет. Ярко сияет солнце. Из царства смерти открыт путь в царство свободы, расцвета жизненных сил.

 

МУЗЫКА


«Кащей Бессмертный» занимает особое место в ряду других опер Римского-Корсакова. Светлое начало жизни, которое он утверждал своим творчеством, здесь уступает место изображению мрачных, теневых сторон. Совершенно изменяется и музыкальный язык композитора: для обрисовки Кащеева царства и жестоких чар Кащеевны он применяет то резкие, то изысканные и пряные гармонии, поражающие своей новизной и необычностью. Однако они полностью соответствуют выражению поэтического замысла Римского-Корсакова, который свету берендеева царства в своей «весенней сказке» — «Снегурочке» противопоставил мрак Кащеева царства — в «осенней сказочке».


В небольшом оркестровом вступлении главная тема Кащея, мертвенно-ползучая, будто оцепеневшая, сопоставляется с выразительной, близкой народной, мелодией Царевны. Глубоко человечная песенность полностью выявляется в ее печальной жалобе «Дни без просвета, бессонные ночи». Постепенно песнь перерастает в дуэт Царевны с Кащеем; последний характеризуется бездушными интонациями, сложной гармонией. После гаданья на зеркальце вырывается на свободу Буря-богатырь — в музыке словно проносятся порывы ветра. На этом фоне возникает терцет: к голосу Богатыря присоединяются Кащей и Царевна. Зловещий склад имеет ариозо Кащея «Природы постигнута тайна, мной найден бессмертия дар». Издевкой над томящейся в плену Царевной звучат невидимые голоса Кащеевой свиты: «Вьюга белая, метель опуши сосну и ель». Изобразительная живописность этого развернутого хорового эпизода, которым заканчивается первая картина, производит сильное впечатление. Под конец в оркестре разрабатывается главная тема Кащея.


Иначе охарактеризована его дочь. Музыка второй картины — в Тридесятом царстве — изысканна, исполнена волшебного очарования. Другие черты образа — Кащеевны-воительницы предстают в ее маршеобразной пляске с мечом «Даруйте чары мне свои! Зажги в груди огонь любви, мак красный». Негой полно ариозо Королевича «О случай, ночь и сад благоуханный». Пряным дурманом веет от его дуэта с Кащеевной «Затуманился ум, рдеют щеки как мак». Картина завершается вторжением Богатыря с его буйной песней. Возникает краткий финальный терцет.


В оркестровом интермеццо вновь дана разработка темы Кащея. Ее отзвуки слышны в колыбельной Царевны «Баю-баю, Кащей седой», которая звучит как приговор. Радость встречи запечатлена в певучем дуэте Царевны с Королевичем «Разлуки минул час, со мною друг желанный». Перелом в музыке наступает с приходом Кащеевны. Драматизм нарастает. Из терема слышится голос Кащея. Образуется квартет как последняя остановка в действии перед развязкой. Кульминационный момент оперы связан с поцелуем Царевны: не мечом была побеждена Кащеевна, а жалостью. Чистота и душевное благородство Царевны воспевается в кратком оркестровом эпизоде, предшествующем смерти Кащеевны. Столь же лаконично передана и гибель беснующегося в ярости Кащея «Нет смерти; жить, жить я буду». Звучат невидимые голоса хора, торжественно возглашающие: «Конец злому царству».



Фотография, размещённая автором выкладки DROSSELBART. Георгий Францевич Милляр в роли Кащея.
Категория: аудио | Просмотров: 16523 | Добавил(а): little_listener
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 34
1. Oktavio (Oktavio)   (18 Марта 09 10:18) [Материал]
Вот уж точно КАЩЕЙ в трёх ипостасях :D
Дьяволизм, однако! ;)

2. Евгений (hanson)   (18 Марта 09 10:26) [Материал]
Отличное фото.

3. Vadim Sokolov (salezian)   (18 Марта 09 10:29) [Материал]
Спасибо!

4. bekmesser (abudulafalhazraj)   (18 Марта 09 10:42) [Материал]
Спасибо! ...только не ясно, под какой из голов благодарить.

5. Павел (DROSSELBART)   (18 Марта 09 11:03) [Материал]
Сам боюсь, вот ведь, на свою голову с нечистью связался! scratch scratch shy

6. владимир (vladimir2008riv)   (18 Марта 09 12:38) [Материал]
Спасибо !

7. pochitatel (kubra)   (18 Марта 09 13:16) [Материал]
А фото, ежели кто не в курсе - Георгий Францевич Милляр в роли Кащея. Но, я думаю, в курсе все - ведь все мы родом из детства :) . Фильм снимали, кажется, в Ташкенте, в военное время, в эвакуации. Милляр перед этим переболел малярией и исхудал до состояния скелета, весил меньше 50 кг. Вот таким в фильме и увековечился.

8. Павел (DROSSELBART)   (18 Марта 09 14:41) [Материал]
Я поэтому и не удержался, и поместил ЕГО фотографию.
К опере он отношение имеет самое малое, но в качестве знака уважения и почитания.

9. Миша Дядюшка Китай (китай)   (18 Марта 09 15:57) [Материал]
Сегодня, кстати, день рождения автора. :D

10. Павел (DROSSELBART)   (18 Марта 09 16:47) [Материал]
Кащея?!!! %)

11. Миша Дядюшка Китай (китай)   (18 Марта 09 17:06) [Материал]
:D

12. Екатерина Смирнова (taglioni)   (18 Марта 09 17:46) [Материал]
Для полного счастья и благолепия в "тёмномузыкальной" коллекции мне теперь не хватает сцены шабаша на горе Триглав из "Млады" ^_^

13. Павел (DROSSELBART)   (18 Марта 09 17:51) [Материал]
Млада в процессе заливки на Мейл!
Но, к сожалению, у меня нет ни исполнителй, ни дерижёра диска с которого я буду делать выкладку

14. Anna (nochka)   (19 Марта 09 01:58) [Материал]
Спасибо!

15. igor (igor120765)   (19 Марта 09 17:20) [Материал]
Спасибо,очень качественная запись в отличие от других записей Римского

16. Леонид Садович (trezv)   (17 Июня 09 16:03) [Материал]
Спасибо!

17. Oleg (legoru)   (07 Ноября 11 09:45) [Материал]
Этот 'Кащей' мне понравился больше всех из представленных на сайте. И атмосфера такая - подходящая к нынешнему времени года, особенно хор про осеннюю вьюгу и метель

18. Oleg (legoru)   (19 Марта 12 17:39) [Материал]
Н.А.Римский-Корсаков

Кащей Бессмертный, опера (осенняя сказочка) в трёх картинах (1902)

http://files.mail.ru/5HT75L
ape+cue c буклетом / 246мб

http://files.mail.ru/Z2YFLV
flac-потреково c буклетом / 262мб

19. Сильвио (komponist)   (19 Марта 12 18:59) [Материал]
Павел и Олег, душевное спасибо! appl bravo appl

20. николай кравцов (НикиКравцов)   (19 Марта 12 19:15) [Материал]
Спасибо, друзья! appl appl appl

21. Oleg (legoru)   (19 Марта 12 19:43) [Материал]
Хочу уточнить. Две ссылки потому, что у меня сначала кюе в ape не работал (потом заработал). Но всё же сделал альтернативный вариант во флаке потреково

22. (Lotsmanoff)   (20 Марта 12 00:38) [Материал]
"Успех был большой, но политический смысл «осенней сказочки» Римского-Корсакова еще не был разгадан. Помогли этому события 1905 года, вызвавшие огромный общественный подъем. Радикально настроенные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить «Кащея». Сбор предназначался (конечно, негласно) для помощи жертвам Кровавого воскресенья 9 января... etc"
Категорически против подобных "расшифровок" того, "что хотел сказать композитор"! До каких ещё пор мы будем цитировать советских (в плохом смысле этого слова) музыковедов? Есть гениальная музыка, огромное спасибо раздающему за возможность ещё раз в неё погрузиться. Но без кровавого воскресенья, боже упаси %)

23. Дмитрий Смирнов (dmnsmir)   (20 Марта 12 00:53) [Материал]
Живее всех живых!
Спасибо! Когда-то давно слушал оперу, надо бы уже освежить. Да и дирижёр интересный. Жаль, рано ушёл из жизни...

24. Oleg (legoru)   (20 Марта 12 00:58) [Материал]
Мне особенно хор "Вьюга белая метель" в этом исполнении нравится. И девушки жалостливо-томные :)
А, вообще тут Римский-Корсаков вполне себе модернист, хотя сам их ругал.
А царя он не любил - факт. За что его любить, богоизбранного то?)

25. alex sidmak (sidmak)   (20 Марта 12 11:59) [Материал]
Кащей искал себе жену.
Но чтобы смертная была!
Никто не хочет жить в плену,
Из рук удача уплыла.

Кругом технический прогресс.
Того гляди порушат царство.
От олигархов только стресс.
При капитале все. Коварство!

Невесты выбор невелик:
Кругом всё жрицы, да модели.
Потратить бабки - это вмиг,
А спать с Кащеем не хотели.

Проведать может быть Ягу?
Не разжилась ли дочкой бабка?
Или слепить себе Снегу...
Совсем раскис Кащей, как тряпка.

А был когда-то ого-го!!!
Чуть где царевну заприметит,
Утащит сразу далеко...
Что стало с ним, кто мне ответит? :)

СПАСИБО!

28. alexey semlyanoy (terrestro)   (25 Декабря 13 14:19) [Материал]
appl appl

34. (Тугоухий)   (20 Февраля 21 17:55) [Материал]
Что стало с ним

Известно - как пришёл COVID,
Кащей наш в бункере сидит. swoon

26. Taras V. (little_listener)   (24 Декабря 13 17:42) [Материал]
http://yadi.sk/d/PRtKreiJErhup
пароль: intoclassics.net

mp3, 192 кб/с, 92 Мб, либретто

27. Taras V. (little_listener)   (25 Декабря 13 02:51) [Материал]
Добавил ссылки на лосслесс (2 варианта).
Ссылку на mp3 (комм. 26) из описания убрал за ненадобностью, но она рабочая.

29. Анна Петрова (Зима)   (05 Января 14 18:25) [Материал]
Спасибо! bravo

31. Taras V. (little_listener)   (21 Марта 14 02:23) [Материал]
:)

30. Taras V. (little_listener)   (21 Марта 14 02:23) [Материал]
Пожалуйста :)

Мне тоже в последнее время хочется Римского-Корсакова слушать.

32. Пётр Аркадьев (peterarkadiev)   (24 Февраля 15 17:43) [Материал]
Спасибо.

33. Taras V. (little_listener)   (24 Февраля 15 19:24) [Материал]
Пожалуйста.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.