Хильдинг Константин Русенберг (Розенберг) (1892-1985) – один из ведущих шведских композиторов XX века. Учился игре на органе, скрипке и фортепиано. В 1914-18 брал уроки у Р. Андерсона (фортепиано), занимался в консерватории у В. Стенхаммара (композиция) в Стокгольме; в 1920-21 совершенствовался в Берлине и Дрездене (в игре на фортепиано у Р. Бухмайера и в дирижировании у К. Штиглера и Г. Шерхена), в Вене, затем в Париже. В 1932-34 был вторым дирижёром Шведской королевской оперы. После Второй мировой войны гастролировал во многих странах Европы и в США. Кроме того был выдающимся педагогом, воспитал два последующих поколения шведских композиторов. Среди его наиболее успешных учеников – Карл Биргер Блумдаль, Ингвар Лидхольм, Свен-Эрик Бек и Даниэль Бертц.
В своих сочинениях композитор предстает эмоциональным интеллектуалом, весьма требовательным к мастерству, стиль которого к тому же достаточно трудно охарактеризовать. Его ранние работы написаны в позднеромантическом духе под влиянием Петерсон-Бергера, Стенхаммара и Сибелиуса, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле Прокофьева и раннего Шенберга. Затем примыкает к группе шведских неоклассиков, но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского – композитора, чьими сочинениями Русенберг часто дирижировал и по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Русенберга скорее приближается к контрапунктическому языку Баха и Хиндемита. Под влиянием Бартока испытывал интерес к народной музыке. Впоследствии выработал свой собственный музыкальный язык. Зрелые сочинения композитора отличаются мелодичностью, красочностью оркестровки, лаконичностью и ясностью формы, обнаруживают высокое полифоническое мастерство. С Русенбергом в музыкальной жизни Швеции наступило новое время, он первым начал применять додекафонию, хотя и трактовал ее очень свободно, его произведения экспансивны, глубоки, иногда носят политический оттенок. Во многих своих сочинениях он развивает мысль о том, что художник – это голос совести во времени.
Третья симфония Русенберга – «Четыре возраста человека» – изначально была написана как музыкальное сопровождение для радиопостановки, а четыре ее части носили название «Ребенок», «Мальчик», «Юноша» и «Человек». Однако позже все литературные вставки были удалены, также как и названия музыкальных частей. На мой взгляд, это одна из самых выдающихся симфоний, написанных в ХХ веке, особенно волнительным является финал этой непревзойденной работы.
1. Симфония № 3 «Четыре возраста человека» (1939, rev. 1949)*
2. Симфония № 6 «Простая симфония» (1951)*
Исполнители: Gothenburg Symphony Orchestra, Mario Venzago
3. Симфония № 4 «Откровение Иоанна Богослова» (1940) для солиста, хора и оркестра*
Исполнители: Hakan Hagegard, Gothenburg Symphony Orchestra, Swedish Radio Choir, Sixten Ehrling
4. Симфония № 5 «Хранитель сада» (1944) для солиста, хора и оркестра
Исполнители: Lorri Lail, Swedish Radio Chorus Choir, Royal Stockholm Philharmonic Orchestra, Hilding Rosenberg
5. Концертная симфония для скрипки, альта, гобоя, фагота и оркестра (1935)
Исполнители: Gunnar Barter, Lince Berglund, Rolf Lannerholm, Bruno Laver, Royal Stockholm Philharmonic Orchestra, Hilding Rosenberg
6. Симфония для духового оркестра и ударных (1968)
Исполнители: Ostgota Symphonic Wind Ensemble, Hermann Baumer
7. Концерт для скрипки с оркестром № 2 (1951)
Исполнители: Leon Spierer, Stockholm Philharmonic Orchestra, Arvid Jansons
8. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1930) 9. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1950)
Исполнители: Mats Widlund, Swedish Radio Symphony Orchestra, Petter Sundkvist
10. Балет «Орфей в городе» (1938)
Исполнители: Elisabeth Speiser, Janet Baker, Royal Philharmonic Orchestra, B. Tommy Andersson
11. Рождественская оратория «Святая ночь» (1936)
Исполнители: John Erik Eleby, Karin Ingeback, Anders Larsson, Anna Larsson, Frej Lindkvist, Amadei Chamber Choir, Swedish Chamber Orchestra, Petter Sundkvist
12. Цикл песен «The Shepherd Of Days» (1962) для солиста и оркестра
Исполнители: Rolf Leanderson, Norrkoping Symphony Orchestra, Göran W. Nilson
13. Опера «Isle of Bliss» (1945)*
Исполнители: Patrick Forsman, Agneta Eichenholz, Lisa Gustafsson, Susanna Levonen, Peter Kadiev, Symphony Orchestra and Choirs of the Norrlands Opera, Kristjan Järvi
14. Симфония № 1, Ор. 5, (1919)
15. Симфония № 2, Ор. 62 «Sinfonie Grave» (1934)^
16. Симфония № 7 (1968)
Исполнители: Swedish Radio Symphony Orchestra, Stig Westerberg, Yevgeny Svetlanov^
17. Симфония № 8, Ор. 62 «In Candidum» (1974)
Исполнители: Malmö Symphony Chorus, Lund Academic Choir, Malmö Symphony Orchestra, Stig Westerberg
http://files.mail.ru/F4F9AE5798744D51A03AE8BAB22AC8A4
* потрековый FLAC, остальное mp3/320kbps/44.1 kHz/rar+сканы и буклеты
|