Взлет Китаенко был стремительным. После победы на международном конкурсе дирижеров имени Караяна воспитанник Ленинградской и Московской консерваторий стажировался в Венской Академии музыки под руководством легендарного маэстро. В 30 лет он стал главным дирижером Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а в 36 - вслед за Кондрашиным возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. Руководил оркестрами во Франкфурте, Бергене, Берне, работал с большинством крупнейших оркестров мира.Обширная дискография Дмитрия Китаенко включает полные записи симфоний Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова, Грига, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева; запись оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», музыку балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Реквием» В. Артёмова, 6 симфоний Харальда Северуда, произведения Зигфрида Вагнера и другие записи.
Записи Китаенко Прокофьевских симфонии (особенно 2й и 3й) - непревзойдённый вариант ярко-русской трактовки
Третья и Четвертая симфонии Прокофьева написаны на темы сценических сочинений (Четвертая - с некоторыми прибавлениями). Материалом для Третьей симфонии послужила музыка оперы "Огненный ангел". Опера писалась 10 лет и в неё вошло очень много музыки - от задумывавшихся ещё в России диатонического квартета на русские темы и симфонии памяти Макса Шмитгофа до парижских сочинений. Насыщенная истерическими диссонансами, идеально передающая состояние экстаза и вовлекающая слушателей в транс симфония, вдохновлённая готическим романом Брюсова, в котором смешались бред, мистика и реальность, вместе с тем очень национальна по характеру, а также впечатляет необычной оркестровкой
Замысел Четвертой симфонии непосредственно связан с балетом "Блудный сын". Музыка симфонии, вдохновлённая библейской историей захватывает мудрой простотой, теплом, благородством тематизма. Контрастные сцены: уход и полная скорби и смирения сцена возвращения героя притчи под отчий кров, вакханалия и утро после разгульной ночи - производят сильное впечатление. В скерцо композитор использовал образ кокетливой русской красавицы. В 1947 Прокофьев полностью переработал симфонию добавив материал и несколько сгладив гармонии
Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, Пятая симфония (1944) развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. Это проявляется в монументальных формах, в народно-песенном характере тем, в мелодическом богатстве. Черты величавости и эпической сдержанности определяют неторопливое развертывание музыки 1й части, льющейся словно героическая песня. Вторая часть - Скерцо основана на резком противопоставлении ритмически-импульсивной темы, звучащей драматически, а порой грозно или причудливо, музыке пленительно-напевной и светлой. Третья часть, полная глубокого трагизма. Ее отличают эмоциональное богатство и мощь оркестрового воплощения. Изящество и легкость сочетаются в финале с волевым размахом и монументальностью. В музыке слышится победное ликование близкого завершения войны.
Первую симфонию Прокофьева, известную как "Классическая" (1917) можно считать одним из первых неоклассических сочинений - она во многом воспроизводит стиль Йозефа Гайдна. Драматургия симфонии безконфликтна, используются устоявшиеся, типовые приёмы и средства и жанровый тематизм в духе венских классиков, но композитор комбинирует их по-новому в соответствии с особенностями собственного языка. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние музыке симфонии
Вторая симфония (2-частная, написанная по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Бетховена) сочетает в себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Симфония носила, в известной мере, экспериментальный характер и была написана, по выражению композитора, для "покорения Парижа". Прокофьев характеризовал эту симфонию, как кованую из «железа и стали», а процесс её создания назвал "девятью месяцами бешеного труда"
Воскресная увертюра на темы из Обихода "Светлый праздник" (1888) основана на пасхальных напевах. О своем замысле Римский-Корсаков подробно рассказал в «Летописи моей музыкальной жизни». Чередование тем "Да воскреснет Бог" и "Ангел вопияше" во вступлении представлялось композитору как бы пророчеством древнего Исайи о воскресении Христа. Мрачные краски Andante lugubre казались рисующими святую гробницу, восcиявшую неизреченным светом в миг Воскресения, при переходе к Allegro увертюры. Начало Allegro - "да бегут от лица Его ненавидящие" - вело к праздничному настроению православной церковной службы в Христову заутреню; трубный торжественный архангельский глас сменялся звуковоспроизведением радостного, почти что плясового колокольного звона, сменяющегося то быстрым дьячковским чтением, то условным напевом чтения священником евангельского благовестия. Обиходная тема "Христос воскресе", представляя как бы побочную партию увертюры, являлась среди трубного гласа и колокольного звона...» Исследователи считают Светлый праздник предварительным этюдом к опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", где удивительно гармонично переплетается церковное и народное, интонации древних роспевов, особенно знаменного, сливаются с напевами духовных стихов, народных песен.
Этапную роль в формировании симфонического стиля композитора сыграла музыкальная картина "Садко” (эпизод из былины). Обращение к миру русской народной фантастики раскрыло характернейшие стороны художественной индивидуальности Римского-Корсакова - его музыкально-живописный дар. Свободная композиция произведения, с непринуждённой сменой эпизодов, обусловленной сюжетной канвой, отражает эстетические установки "Новой русской школы”. Конструктивно объединяющим фактором в "Садко” служит тема моря. В этом сочинении, вдохновлённым музыкой Глинки и Листа проявились новаторские черты гармонического и оркестрового мышления русского композитора
Значительным произведением начала 80х годов явился концерт для фортепиано с оркестром, национальный тематизм которого (рекрутская песня из сборника Балакирева) своеобразно сочетается с принципами, идущими от Листа (поэмная трактовка формы; монотематическое преобразования материала; приёмы фортепианного изложения).
Третья симфония - редкий пример традиционной абстрактной симфонической формы в творчестве Римского-Корсакова. Рассказывая в "Летописи моей музыкальной жизни» о её сочинении композитор пишет: "сочинение первой части симфонии шло довольно медленно и с затруднениями; я старался ввести побольше контрапункта, в котором искусен не был, и, соединяя темы и мотивы между собой с некоторым насилием, значительно сушил свою непосредственную фантазию. Такую же участь испытала и третья часть симфонии - Andante. Финал шел несколько полегче; но соединение многих тем в конце его опять меня связывало". Если прибавить к этому, что, по признанию самого Корсакова, в симфонию было введено "имевшееся у него давно Es-dur' ное скерцо", трио к которому он сочинил "где-то на пароходе на одном из итальянских озер", — то механистический процесс сочинения этой симфонии станет совершенно ясным. Любопытно, что, несмотря на такую оценку, Римский-Корсаков в 1886 переделал симфонию. И хотя по сравнению с программными сочинениями композитора она менее успешна, но всё же интересна как попытка ввести в симфонический оборот тематику народного характера.
Спасибо, качнём Китаенко! Действительно, в репертуаре остались 1-я, 5-я, 7-я, и в студенческом, в частности. Особо любима профессурой 5-я в качестве учебного пособия. Были у меня Ростропович, и, по-моему, Ашкенази, теперь будет наш-не наш Китаенко ( в советскую эпоху не сходил он с экранов телевизоров). Но говорить о том, что первая и шестая Шостаковича "провальные"-это того-с, дилетантизьм! теперь остаётся плавно перейти к дискуссии о том, какие "провальны" у Бетховена, например...
Конкретно эти записи пока не слушал (за исключением "Светлого праздника" очень давно, на имеющейся у меня пластинке), но с Д.Г. поиграть довелось. Хороший профессионал, знающий своё ремесло, несколько "инженер" (в хорошем смысле), но на концерте может и жару поддать - если хочет. В общем, впечатления скорее положительные.
У меня тоже. Особенно, что касается прокофьевских симфоний - я много каких сетов слышал. Рождественский больше на моторику опирается, отттого его трактовки некоторые балалаечными называют (с чем я не согласен :D), Неэме Ярви - интеллектуален (может даже через чур), Озава - русскую мелодику не чувствует (хотя его 6я мне нравится), Ростропович - виолончелист, Ашкенази - пианист (но есть пара удачных мест) , Гергиевский Прокофьев хорош (что бы кто не говорил), есть ещё сет с Мартиноном (скучный) и местами неплохой с Веллером. И всё - остальное разрозненные записи избранных симфоний. Этот комплект тоже неполный (не знаю почему он его до конца не записал), но всем рекомендую - очень русский и очень лиричный Прокофьев. И Римский красивый
Круто и лаконично-"Ростропович - виолончелист (но есть пара удачных мест".Это на семь-то симфоний! Поскольку был он человеком очень юморным-ему бы понравилось!
Но он ведь виолончелист? Разве я крамолу сказал? Может быть Шостакович у него хороший. Я даже симфонию-концерт Прокофьева в его исполнении не люблю. Пусть скажут - он же с Прокофьевым общался он знает как надо. Но это не аргумент. Послушайте Перлмутера, которого Равель учил как играть его пьесы надо - очень непривычно, какая то мелодическая недоговорённость чувствуется
Олег,вы Чели не лЮбите - и не любИте, а вот 5 в его исполнении все же послушайте.Ну сделайте мне приятно.Не пожалеете о времени потраченном,гарантирую )
Никакой крамолы. Я не знаю, как он сам себя позиционировал (Ростропович), но, посвятив больше половины жизни дирижированию, наверняка, только виол-стом себя не считал. Хотя , конечно, проф. дирижёрам такое нравиться не могло. Работать над текстом под руководством автора-это почётно, но совсем не гарантия, что получится именно то, что автор хотел. И меня , помню, не впечатлил леворучный концерт Равеля у Перльмутера, остальное не помню. Ну а Чели...не хочется открывать дискуссию, и вполне возможно, что 5-я хороша, он же выдающийся мастер. Хотя и позёр ,и демагог.
Приобщился наконец. Думал будет сухой Прокофьев, оказалось наоборот - очень простой и доступный, вспомнилась Светлановская Весна священная (но тот хотя бы русскость чувствует). Прокофьев ведь совсем непростой композитор, даже в этой явно писавшейся для народа музыке, но тут фокстрот в скерцо звучит как фокстрот в ЦПКиО Чели его вульгаризировал, гармонии и шероховатости оркестровки сгладил. Вобщем мило, но как-то неглубоко (хотя его присушенный Брукнер (гениальный лирик) для меня слишком глубок, что скрывать). Хотя, интересно было послушать; когда эту симфонию пафосно а-ля советский Бородин играют - совсем невозможно
Я впервые услышал 1 и 7ю с Самосудом - долго не мог избавиться , Малько 7ю со вторым финалом здорово играет, 5ю с Кусевицким (45 года аж - вот он дух времени, мурашки по коже), 3ю как раз с Китаенко ставьте отсюда - не прогадаете. А вообще есть классический комплект с Рождественским - все 7мь
6ю и 7ю с Оркестром Московской филармонии он почему то не записал Записал новый сет в 2007м с Gürzenich-Orchester Kёльн. Говорят холодновато, вы же слышали Ромео, думаю можно разочароваться
Спасибо большое! Недавно слушал Дмитрия Китаенко в зале с оркестром Берлинской филармонии. 3 симфония Скрябина и валторновый концерт Глиэра. Впечатления незабываемые.
Старое и новое - всё в одном архиве. Так не надо делать (не нашёл я рифму).
Что касается понятности, то тут вроде всё прозрачно. Даже в воровской среде существуют вполне разумные нормы и правила, например: С подельниками надлежит быть предельно честными. Если Вас опечалила такая худо(ЖЕСТЬ)венная вольность - приношу свои извинения.
Никогда бы не подумал,что симфонии Римского буду любить больше, чем Шехеразаду,но это так. После того,как я их услышал в первый раз при каждом последующем прослушивании впечатление только усиливалось.
Китаенко рулит! Комплекты симфоний Шостаковича, Прокофьева и Чайковского в исполнении оркестра Gürzenich из Кёльна под его управлением едва ли не лучшие из существующих ( в целом) . Moжет кто поделится? Спасибо, Олегу за Римского-Корсакова
Евгений, спасибо за обновление! Ваши ссылки добавил в описание. Ваш покорный слуга - один из счастливчиков, которому довелось послушать Д.Китаенко живьем. Поделюсь воспоминанием: 3 сентября 1973 года, открытие сезона Московской филармонии, концерт в БЗК. В программе: "Ночь на Лысой горе" Мусоргского и 3-й концерт Бетховена (с Гилельсом!). Вот это был пир!
А я примерно в тот же год был на концерте Китаенко с Клиберном. Второй еще был в приличной форме. Кто бы что ни сказал, но это было по-настоящему здорово и незабываемо.
Был на первом исполнении в СССР 8-й Малера с Китаенко. Только, если не ошибаюсь, не в 1989-м, а в 1988-м году. Приурочено это было к 35-летию оркестра Московской филармонии. Не запомнилось совершенно. Конечно, и я был тогда мало искушён в слушании музыки, но, скажем, концерты Нью-Йоркского филармонического оркестра с Зубином Метой в том же году с 9-й Малера и 8-й Брукнера (Мета дирижировал оркестром Министерства культуры СССР, усиленным духовиками из Нью-Йорка) врезались в память на всю жизнь. Так что, подозреваю, что исполнение Китаенко было всё-таки несколько безликим.
Кстати, 1988 год, однако! Что не запомнилось - очень может быть! Просто я был одним из тех, кто принимал участие в этом концерте. Мне поэтому судить трудно. Вообще-то это было первое исполнение этой симфонии в России. Малера русские дирижёры (за исключением Кондрашина) играли плоховато...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".