Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 23:25
Главная страница » 2013»Август»5 » Любителям винила.Опера Н.А. Римского-Корсакова "БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА" В гл.партии - С. Панова. дир. Семён Сахаров запись 1947 г.
Любителям винила.Опера Н.А. Римского-Корсакова "БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА" В гл.партии - С. Панова. дир. Семён Сахаров запись 1947 г.
Пролог к олере "Псковитянка" (1872) "БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА" была закончена в 1898 году, в одном году с "ЦАРСКОЙ НЕВЕСТОЙ". О создании оперы «Боярыня Вера Шелога» в «Летописи» сказано очень мало, всего несколько строк. Но эти строки заслуживают внимания. «Весною 1898 года я... принялся за пролог к меевской «Псковитянке» — «Боярыня Вера Шелога», рассматривая его двояко: как бы отдельную одноактную оперу и как пролог к моей опере. Большую часть рассказа Веры с ничтожными изменениями я возобновил, заимствовав его содержание из второй, несостоявшейся редакции «Псковитянки» 70-х годов; конец действия — тоже; а все начало до колыбельной песни и после нее до рассказа Веры написал вновь, прилагая усвоенные мною новые приемы вокальной музыки. Колыбельную песню я сохранил прежнюю ', но дал ей новую обработку. Сочинение «Веры Шелоги» шло быстро и было окончено вскоре вместе с оркестровкой» Римский-Корсаков имел основания рассматривать «Веру Шелогу» не только как пролог к «Псковитянке» (подзаголовок оперы — музыкально-драматический пролог к драме Л. Мея «Псковитянка»), но в известной мере как самостоятельное сочинение. Конечно, опера-пролог сообщает слушателю о происхождении Ольги и тем самым вводит в драму юной псковитянки; в этом смысле пролог действительно органически связан с первой корсаковской оперой, и исполнение их в одном спектакле, в качестве единого произведения, вполне закономерно. Однако значение пролога отнюдь не сводится к драматизированной «справке» о родителях Ольги. В прологе есть своя тема; здесь раскрывается трагедия женщины, насильно выданной за нелюбимого. Эта тема не получает дальнейшего развития в «Псковитянке»; естественнее провести параллель с другой оперой Римского-Корсакова - "Царской невестой" Драма Веры в опере-прологе несомненно перекликается с драмой Марфы в «Царской невесте», хотя жизненные ситуации в этих операх и судьбы их героинь различны. Общая мысль «Веры Шелоги» и «Царской невесты» — мысль об участи женщины, которая разлучена с любимым, лишена права на счастье. Трудно считать случайностью, что Римский-Корсаков вспомнил о прологе, два десятка лет пролежавшем в столе композитора, как раз тогда, когда он окончательно решил обратиться к меевской «Царской невесте»....
НА ФОТО: засл. арт РСФСР СОФЬЯ ПАНОВА в роли Ярославны.
Действующие лица и исполнители: Вера Шелога - Софья Панова Боярин Шелога - Владимир Гаврюшов Надежда - Елена Грибова Власьевна - Марина Левина Оркестр и хор Большого театра СССР Семён Сахаров 1947г. моно
Запись с "деревянных" пластинок "Мелодии" Госта 1968 г. Потреково (8)! Растрековки не выкладываю: её не набивал!!! Запись, оцифровка, ремастеринг, сведение А. Земляной. 2003г. формат: flac, 213 мб ссылка: http://files.mail.ru/30105F32BD7943F68C0999A9AD994864
Шелога - "Всеволод Гаврюшов", а не "Владимир Гаврюшов"? Это точно?
А опера, по-моему, чем-то близка ещё "Поруганию Лукреции" Бриттена (параллельные образы: Коллатин-Шелога, Тарквиний-Грозный, Лукреция-Вера, Луция-Надежда, Бианка-Власьевна). Два мира, мужской и женский; существуют достаточно отдельно друг от друга. Их столкновение намечено уже в увертюре (которой в этой записи, к сожалению, нет): мужской - фанфарная тема (она потом возвещает приход Шелоги и Токмакова), женский - мягкий и нежный. В женском примеряют украшения, баюкают ребёнка, вышивают на пяльцах, ходят на поклонение в монастырь. В мужском охотятся, воюют, поднимают коня "на дыбки"; он агрессивный, но и притягательный для женщин - как бабочка на пламя.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".