В шестидесятые композитора Попова, про которого ещё в 30-х говорили - талантливей Шостаковича (Щербачев, его учитель по Ленинградской консерватории, считал, что
именно Попову удалось сделать то, что замышляли Глинка, Танеев -
соединить русскую песню с европейской полифонией), кого Прокофьев звал в Париж, а позднее приглашал вместе писать музыку к "Ивану Грозному", с кем стремились работать Мейерхольд, Довженко, Эйзенштейн - уже мало кто знал. Не вполне конформист, не вполне жертва режима - полузапрещен, полузабыт, не востребован, музыка не исполняется. В такой ситуации не могло сложиться объективное мнение о его творчестве."Никто не хотел разобраться. А стоит ли вообще браться за изучение его наследия?" - говорили мне современники Гавриила Попова, - вспоминает автор книги "Гавриил Попов: Творчество. Время. Судьба" Инна Ромащук. Музыковед решила - стоит и написала первое в отечественном музыкознании исследование, обращенное к практически неизученному творческому наследию замечательного симфониста.
В центре исследования - перипетии судьбы композитора и связанные с ними творческие установки, и конечно наиболее значительные сочинения - прежде всего 6 симфоний. Но не только. Для полноты картины автор делает попытку вписать портрет Попова в своего рода обобщенный портрет его современников. В работе рассматриваются некоторые существенные моменты творчества и судьбы тех композиторов, кто начинал вместе с Поповым, особо выделено имя Шостаковича, с которым Попова связывала многолетняя дружба. Также отдельная глава посвящена проблемам советской киномузыки. Кроме симфонических сочинений, Попов - отчасти вынужденно - много писал для кино – всего сорок развернутых партитур. В приложении - документы из архивов.
Гавриил Николаевич Попов: Творчество. Время. Судьба
М., 2000г., 457 стр., нотн.примеры
СОДЕРЖАНИЕ Введение. ИЗ ВТОРОГО РЯДА?...........3 Глава I. ПУТЬ КОМПОЗИТОРА: 1904—1972..16 Глава II. МИР СИМФОНИЙ (20—60-е ГОДЫ)...77 1. Логика нарратива...82 2. Генезис жанра...93 3. Фабула интонационного действия....134 4. Факторы взаимосвязи: техника образного воплощения..176 5. Симфонический макроцикл...192 Глава III. СИМФОНИИ И КИНОМУЗЫКА....202 1. Музыкальная поэтика авторского кино: 30—60-е годы....202 2. Типология симфонизированных кинопартитур....246 3. Документальное кино и музыка....274 4. Кино и симфонии.....284 Заключение. СТИЛЬ ХУДОЖНИКА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ...298 Примечания.....314 Приложение I. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 1. АВТОБИОГРАФИЯ Гавриила Николаевича ПОПОВА....321 2. ИЗ ДНЕВНИКА Г.Н.ПОПОВА. Неопубликованные строки...323 3. Г.Н.ПОПОВ (Б.Асафьев о Попове)...330 4. ВОКРУГ ПЕРВОЙ СИМФОНИИ....331 Приложение II. НОТНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ...376 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКСПЛИКАЦИИ И СХЕМЫ...426 Приложение III. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. СПИСОК СОЧИНЕНИЙ Г.Н.ПОПОВА (воспроизведение машинописного оригинала)....434 2. СИМФОНИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ Г.Н.ПОПОВА....445 3. БИБЛИОГРАФИЯ....446 http://files.mail.ru/RLEKX8RLEKX8RLEKX8RLEKX8RLEKX8XX pdf, 15мб
Записи музыки Гавриила Попова можно здесь найти http://intoclassics.net/news/2009-08-24-8289 Александр (alexandr_p) добавил рабочую ссылку:
Пожалуйста! Обычно Попова вспоминают в связим с фильмом "Чапаев" - он к нему музыку написал Но симфонии - круче. Потрясающий мелодист! Кстати, у него есть необычное сочинение Симфония-квартет для 2х скрипок, альта и влч., никто до сих пор не сыграл, а хочется услышать ;(
Хотя б квартет-симфонию сыграли! Всего-то четыре рта накормить) Можно студентов - они мало кушаютЪ Квартеты Шебалина тоже они худо-бедно все записали. И 4я симфония не записана Пожалуйста!
1я неплохая, хотя по мне там слишком много экспрессионизма - тогда модно было, но полифония в смеси с Глинкой красиво звучит (особенно в медленной части - потрясающий мелодист), а особенно мне нравятся 5я и 6я, 2я и 3я простоваты, но тоже местами приятная музыка с фольклорными мотивами. Пожалуйста!
Большое спасибо за раритет. 4 апреля Рождественский в Большом зале исполнял 1-ую. Казалось, еще немного, и некоторые зрители от воодушевления сами начнут дирижировать
Большое спасибо. Исключительно интересно. О Гаврииле Попове есть весьма ограниченная литература, и книга эту лакуну закрывает. Теперь осталось только приняться за этого гениального автора и исполнять его в той мере, в которой он этого заслуживает - т.е. как классика.
Раз ссылка Олега недавно была рабочей, то, на тот случай, если файл попал в "Удалённые", а Олег просто не успел его оттуда восстановить, и сделает это вскоре, его нерабочую ссылку пока не убираю.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".