Творчество Дж. Менотти - одно из
самых заметных явлений в американской опере послевоенных десятилетий. Этого
композитора не назовешь открывателем новых музыкальных миров, его сила - в
умении почувствовать, какие требования тот или иной сюжет предъявляет к музыке
и, пожалуй, самое главное - как эта музыка будет восприниматься людьми. Менотти
мастерски владеет искусством оперного театра как единым целым: он всегда сам
пишет либретто своих опер, часто ставит их как режиссер и руководит исполнением
как блестящий дирижер.
Менотти родился в Италии (он
итальянец по национальности). Его отец был бизнесмен, а мать -
пианистка-любительница. В 10 лет мальчик написал оперу, а в 12 поступил в
Миланскую консерваторию (где учился с 1923 по 1927 г.). Дальнейшая жизнь Менотти
(с 1928 г.) связана с Америкой, хотя еще долго композитор сохранял итальянское
гражданство. С 1928 по 1933 г. он совершенствовал свою композиторскую технику
под руководством Р. Скалеро в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии. В его
стенах завязалась тесная дружба с С. Барбером - впоследствии видным
американским композитором (Менотти станет автором либретто одной из опер
Барбера). Нередко друзья во время летних каникул вместе ездили в Европу,
посещая оперные театры Вены и Италии. В 1941 г. Менотти снова пришел в институт
Кертис - теперь уже в качестве преподавателя композиции и искусства музыкальной
драматургии. Не прервалась и связь с музыкальной жизнью Италии, где Менотти в
1958 г. организовал Фестиваль двух миров (в Сполето) для американских и итальянских
певцов. Менотти-композитор дебютировал в 1936 г. оперой Амелия едет на бал.
Первоначально она была написана в жанре итальянской оперы-buffa, а затем
переведена на английский язык. Успешный дебют повлек за собой новый заказ - на
этот раз от компании NBC, на радиооперу Старая дева и вор (1938). Начав свой
путь оперного композитора с сюжетов развлекательно-анекдотического плана,
Менотти обратился вскоре и к драматическим темам. Правда, первая его попытка в
этом роде (опера Бог острова, 1942) была неудачной. Но уже в 1946 г. появилась
опера-трагедия Медиум (спустя несколько лет она была экранизирована и получила
премию на Каннском кинофестивале). И наконец, в 1950 г. увидело свет лучшее
произведение Менотти - музыкальная драма Консул - его первая большая опера. Ее
действие происходит в наше время в одной из европейских стран. Бессилие,
одиночество и беззащитность перед лицом всевластного бюрократического аппарата
приводит героиню к самоубийству. Напряженность действия, эмоциональная
наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка
сближают эту оперу с творчеством последних великих итальянцев (Дж. Верди, Дж.
Пуччнни) и композиторов-веристов (Р. Леонкавалло, П. Масканьи). Чувствуется
влияние и музыкальной декламации М. Мусоргского, а звучащие кое-где джазовые
интонации указывают на принадлежность музыки к нашему веку. Эклектичность оперы
(пестрота ее стиля) несколько сглаживается отличным чувством театра (всегда
присущим Менотти) и экономным использованием выразительных средств: даже
оркестр в его операх заменяется ансамблем из нескольких инструментов. Во многом
благодаря политической теме Консул приобрел необычайную популярность: на
Бродвее он шел 8 раз в неделю, ставился в 20 странах мира, (в т. ч. и в СССР),
был переведен на 12 языков.
К трагедии простых людей
композитор вновь обратился в операх Святая с Бликер-стрит (1954) и Мария
Головина (1958). Действие оперы Самый важный человек (1971) происходит на юге
Африки, ее герой - молодой ученый-негр - гибнет от руки расистов. Насильственной
смертью завершается опера Таму-Таму (1972), что по-индонезийски означает гости.
Эта опера была написана по заказу организаторов Международного конгресса
антропологов и этнологов.
Однако трагедийная тема вовсе не
исчерпывает творчества Менотти. Сразу после оперы Медиум, в 1947 г., создается
веселая комедия Телефон. Это очень коротенькая опера, где только три
действующих лица: Он, Она и Телефон. Вообще сюжеты опер Менотти отличаются
исключительным разнообразием. Телеопера Амал и ночные гости (1951) написана по
мотивам картины И. Босха Поклонение волхвов (сложилась традиция ее ежегодного
показа на Рождество). Музыка этой оперы настолько проста, что может быть
рассчитана и на любительское исполнение.
Кроме оперы, своего основного жанра, Менотти написал 3 балета (в т. ч.
комический балет-мадригал Единорог, Горгона и Мантикор, созданный в духе
спектаклей эпохи Возрождения), кантату Смерть епископа на Бриндизи (1963),
симфоническую поэму для оркестра Апокалипсис (1951), концерты для фортепиано
(1945), скрипки (1952) с оркестром и Тройной концерт для трех исполнителей
(1970), камерные ансамбли, Семь песен на собственный текст для выдающейся
певицы Э. Шварцкопф. Внимание к человеку, к естественному мелодическому пению,
использование эффектных театральных ситуаций позволило Менотти занять видное
место в современной американской музы
Дж.К.Менотти на репетиции Консула
КОНСУЛ (The Consul) — опера Дж. К. Менотти
КОНСУЛ (The Consul) — опера Дж. К. Менотти в 3 д., либретто
композитора. Премьеры первых постановок: Филадельфия, 1 марта 1950 г.; Милан,
театр «Ла Скала», 22 января 1951 г. (на итальянском языке).
Действие происходит «где-то в
Европе» после Второй мировой войны, в безысходно-мрачной обстановке,
напоминающей мотивы повестей и рассказов Ф. Кафки. В «Консуле» сопоставлены
маленький, бессильный человек и бездушная бюрократическая машина государства.
Участник противогосударственного
заговора Джон Сорел должен скрыться от полиции. Его жена Магда тщетно пытается
получить визу на выезд, чтобы встретиться с мужем. Консул невидим и недоступен
для посетителей — неизвестно, существует ли он вообще. На пути между консулом и
просителями (среди них мать, которая добивается визы, чтобы поехать к больной
дочери) вырастает бюрократическая стена. Когда Магде почти удается добраться до
кабинета консула, оттуда выходит тайный агент полиции, все время преследующий
ее мужа. Возможно, он-то и есть консул? У Магды умирает ребенок. Муж ее
арестован. Доведенная до отчаяния женщина решает покончить с собой и открывает
газ. Когда сознание ее мутнеет, раздается настойчивый телефонный звонок. Магда
уже мертва, но телефон продолжает звонить. Быть может, это известие о
полученной визе?
Музыка Менотти обнаруживает
черты близости к стилю веристов, в особенности Пуччини.
Опера ставилась в Лондоне
(1951), Токио (1955), Катании (1961), Братиславе (1966), Буэнос-Айресе (1967) и
других городах.
Giancarlo Menotti
Il Console
Dramma musicale in tre atti
Libretto di Giancarlo Menotti
Versione ritmica italiana di Fedele d'Amico
John Sorel: Gianluigi Colmagro
Magda Sorel: Virginia Zeani
La madre: Giovanna Fioroni
Il poliziotto: Carlo Zardo
La segretaria: Joy Davidson
Mr. Kofner: Graziano Del Vivo
La straniera: Bibiana Goldenthal
Anna Gomez: Giuliana Matteini
Vera Boronel: Teresa Rocchino
Il prestigiatore: Nico Castel
Assan: Giorgio Giorgetti
The American Conservatory Orchestra
Direttore, Thomas Schippers
Registrato a Spoleto il 5 luglio 1972
Босх Поклонение волхвов
АМАЛ И НОЧНЫЕ ГОСТИ
Одноактная опера Джан-Карло Менотти на либретто
(по-английски) композитора.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
АМАЛ, мальчик-калека
(мальчиковое сопрано)
ЕГО МАТЬ (сопрано)
ТРИ ЦАРЯ:
КАСПАР (тенор)
МЕЛЬХИОР (баритон)
БАЛТАЗАР (баритон)
ПАЖ ЦАРЕЙ (баритон)
Время действия: первый
сочельник.
Место действия: дорога в Вифлеем.
Первое исполнение: телепрограмма из Нью-Йорка, 24 декабря 1951 года.
Первое сценическое исполнение: Нью-Йорк, 27 апреля 1952 года.
«Амал и ночные гости» — первая
опера, заказанная телевизионной компанией для показа по телевидению.
Национальная радиовещательная компания (NBC) передала телевизионную версию
оперы в сочельник 1951 года, и она получила настолько теплый прием, что ее
исполнение стало ежегодным событием. Были сделаны попытки сохранить
первоначальный состав исполнителей в последующие годы, но, поскольку главная
партия написана для мальчикового сопрано, возникли вполне очевидные трудности.
Тем не менее аудитория, смотревшая эту оперу при каждом ее телевизионном
показе, достигала нескольких миллионов человек, и, таким образом, «Амала»
посмотрело больше американцев, чем любую другую оперу, и уж во всяком случае
больше, чем какую бы то ни было американскую оперу.
Сюжет оперы разворачивается в
первый сочельник. В маленькой хижине живет бедная вдова и ее увечный сын Амал.
Он передвигается на костылях и любит играть на своей пастушеской свирели. У
него также очень богатое воображение — он постоянно что-то фантазирует. Вот почему
его мать поначалу не верит тому, что он говорит, а именно, что есть три царя,
призывающие их. Он также очень любопытный мальчик. Потому-то он и задает царям
очень личные вопросы, например, есть ли голубая кровь? Или что в ларцах,
которые они несут? А цари очень простые и честные люди. Потому они дают Амалу
очень простые и честные ответы. И потому они необычайно рады, когда пастухи
(соседи Амала) приходят и приносят им свои простые дары. И самым прелестным
даром из всех оказывается танец пастуха.
Цари также добры и сердечны.
Потому они снисходительно отнеслись к тому, что мать мальчика была уличена в
краже золота, которую она совершила ночью. Они решают, что младенец, которого
они идут увидеть (который, конечно же, есть Младенец Христос) не нуждается ни в
каком золоте. И потому они так искренне рады, когда Амал неожиданно
обнаруживает исчезновение недуга.
Амал и его мать очень любят друг
друга. Потому Амал, хотя и калека, нападает на царского пажа, когда тот
пытается взять украденное ею. И вот почему, когда мальчик уходит с царями, вы
совершенно верите матери и сыну, когда они поют свой очень простой дуэт: «Я
очень скучаю без тебя». Когда Амал уходит по дороге с царями, он снова
наигрывает на своей свирели — точно так же, как он играл, когда занавес поднялся.
Menotti - Amahl and the Night Visitors
Opera in One Act
Words and Music by Gian Carlo Menotti
First performed Christmas Eve, 1951, by the NBC
Television Theater
THE CAST
Amahl (acrippled boy of about 12Chet
Allen, boy soprano
His MotherRosemary Kuhlmann, mezzo-soprano
The Three Kings
KasparAndrew McKinley, tenor
MelchiorDavid Aiken, baritone
BaldazarLeon Lishner, baritone
The PageFrank Monachino, baritone
Chorus of Shepherds and Villagers
Orchestra and Chorus conducted by Thomas Schippers
Recorded January 4 and 10, 1952, in New York
under the personal direction of Mr. Menotti
ogg 215, mp3 192170 + 63 мб
Alex Sidmak обновил ссылку: http://files.mail.ru/03CB5A885B9D483E9A29F6140A506351
Спасибо, отдельное спасибо за Босха. Жаль, что в Эрмитаже его почти нет, кажется это единственное, больше я не видела это было давно...., а может уже что-то появилось?
да ну, пустая опера. Миленькие темы, откуда то скатанные, и не развивает толком. Не знал, что американская музыка - это музыка скатанная от других стран . И не какая не современная опера. Наверно он популярен а америке, так как американец.
Никто и не скрывает, что "скатанная". Выше же пишут: Напряженность действия, эмоциональная наполненность мелодий, относительная простота и доступность музыкального языка сближают эту оперу с творчеством последних великих итальянцев (Дж. Верди, Дж. Пуччнни) и композиторов-веристов (Р. Леонкавалло, П. Масканьи). Чувствуется влияние и музыкальной декламации М. Мусоргского
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".