Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Из нашего архива
Иоганн Кристиан Бах. Оратория "Иоас, царь Иудейский" (Gioas, Re di Giuda, 1770). Дирижёр Герман Макс [аудио]
Роберт Шуман - B.A.C.H. - Органные произведения - Оливье Верне [аудио]
Великие композиторы. Том 9 (40). Шостакович [литература]
Календарь новостей
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 01 Ноябрь 14, 16:06
Главная страница » 2013 » Июнь » 17 » Людвиг ван Бетховен - Струнные квартеты №№ 11-16. Будапештский квартет (Теперь здесь все 16.)
Людвиг ван Бетховен - Струнные квартеты №№ 11-16. Будапештский квартет (Теперь здесь все 16.)

Теги: Бетховен, Budapest String Quartet, квартеты

            
 
Последние квартеты Бетховена до сих пор вызывают полемику, в их музыке принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в XX веке
В поздних квартетах сосредоточены глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. Поэтому особое значение приобретают не драматические, конфликтные, полные борьбы сонатные аллегро, как в «героические годы», а медленные части — философские монологи, в которых подчас преобладает интеллектуальное начало. С ними соседствуют грубоватые, простонародные скерцо, насыщенные то терпким юмором, то деревенской наивностью. Величественные фуги, заставляющие вспомнить Генделя, сменяются трепетными лирическими мелодиями, ассоциирующимися с Шубертом и даже Вагнером. Вместо классической стройности четырехчастной формы — свобода построения, необычные сочетания контрастных жанров. «Он сочиняет в радостном исступлении и в исступленной радости», — говорит один из друзей. Его здоровье? В разгаре лета он пишет из Бадена Карлу: «Со вчерашнего дня я ничего не ем, кроме супа, нескольких яиц и чистой воды; язык у меня совсем желтый; без укрепляющих либо слабительных желудок мой никогда не поправится, несмотря на этого комедианта доктора». Три из последних квартетов были заказаны князем Николаем Борисовичем Голицыным; в качестве виолончелиста он играл в Санкт-Петербургском квартете; в мае 1823 года условились о плате — пятьдесят дукатов за каждый квартет. Должно быть, сам князь Голицын не без удивления принял эти сочинения, столь таинственные на первый взгляд, в которых композитор запечатлел самые сокровенные свои думы.
Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам, к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам
 
Одинадцатый квартет (1810) сам композитор именовал "Серьезным". Его глубокое идейное содержание, героические образы заставляют вспомнить написанные в той же тональности увертюру «Эгмонт» и сонату «Аппассионата». Мятежный вопль, протест, звучащий в долгом стенании первой скрипки, придает Allegro мрачный колорит, оттенок трагической печали. Бетховен словно стремится поведать нам о своём смятении и горе, что стонет в этой музыке, о волнении, выраженном в Allegretto, о тревоге истерзанной души, пытающейся освободиться от физических и нравственных страданий. Ремарка assai vivace ma serioso раскрывает смысл Allegro третьей части. Хорал придает торжественность этому трепетно-скорбному настроению. Без всякой надуманности здесь возникают новые формы, рожденные той искренностью, с которой Бетховен выражает оттенки сложного чувства. В дальнейшем к ним обратятся и сделают их более обостренными Шуман и Вагнер (в «Тристане»)

Двенадцатый квартет (1825), был начат в 1824 году, первые эскизы Квартета перемешаны с последними набросками Девятой симфонии. По зову нежного вступления квартета мы движемся среди каких-то духовных преград - Adagio возникают, словно распускаются цветы на одном и том же кусте, но у каждого из них своя судьба: Adagio ma non troppo e molto cantabile; Andante con moto; Adagio molto espressivo. Из глубины сердца вырывает Бетховен эти речитативы, то просветленные, то полные отчаяния, прощание путника с зарей на пороге ночи. Вдохновенное развитие четырехголосного хора подчинено тому же плану, что и Соната си-бемоль мажор или Девятая симфония: плавное движение, прерываемое остановками, говорящими об упадке духа; порыв возобновляет движение, однако порыв этот ослаблен скорбью. Кажется, все внешние элементы традиционного построения сохранены; их разнообразят выразительные средства, используемые гением: то он порой вспоминает о Гайдне, то предвещает Шумана и Вагнера, — никогда вдохновение не было более глубоким; даже в безмятежном настроении таится оттенок страсти. Здесь есть печаль, но никогда нет усталости. Скерцо в Двенадцатом квартете построено на главной теме, по тому же принципу, что и в последних сонатах; оно развивается с ослепительной изобретательностью. А сколько мощи в свободно льющемся финале!

В Тринадцатом квартете (1826) 6 частей. Среди них два различных танца: один в духе пылких, энергичных венгерских или хорватских, другой — светлый, пасторальный немецкий; две медленные части — одна начинается юмористически, другая — каватина — полна интимной поэзии. В финальном Allegro господствуют простые образы народных плясок. Первоначально Бетховен написал иное завершение квартета — монументальную фугу , но по совету издателя, сетовавшего на большую сложность последней части квартета, Бетховен сочинил другой финал, а первоначальный был издан как «Grosse Fuge» си-бемоль мажор, соч. 133. В настоящее время квартет обычно исполняется в первоначальном виде

В Четырнадцатом квартете (1826) число частей доходит до 7, причем они свободно переходят одна в другую. I часть — медленная философская фуга, о ней можно говорить как о предвестнике «Парсифаля». В сонатном аллегро II части нет контрастных тем — она целиком насыщена светлой радостью жизни на лоне природы. Небольшой речитатив приводит к идиллической лирике IV части, воплощенной в форме разнохарактерных вариаций: здесь есть и фугато, и хорал, и ноктюрн. Праздничная V часть — скерцо с энергичным ритмом и резкими динамическими контрастами — и особенно бурный драматический финал, следующий за кратким интермеццо VI части, — заставляют вспомнить героический стиль Бетховена.

В центре Пятнадцатого квартета (1825) находится «Священная благодарственная песнь выздоравливающего божеству». Это - хорал, написанный в строгом стиле, в старинном ладу, которому противостоит танец с трелями в ритме менуэта. А обрамляют эту центральную часть квартета сельский лендлер и миниатюрный марш народно-бытового склада. Этот квартет носит следы лихорадки и страданий; они придали чувствам автора, его жалобам бесконечно скорбный оттенок, отраженный в томительной тоске Allegro, взволнованной партии первой скрипки, печальной серьезности разработки. Но постепенно горизонт — сперва туманный - проясняется, сельский танец приходит на смену мрачным размышлениям. Как и в последних сонатах, вторая часть целиком развивается из начального мотива. Невидимый пастух играет изящную и гибкую мюзетту. Затем из самых недр квартета возникает Adagio, благодарственная песнь божеству, «в лидийском ладу». В момент создания этой страстной музыки Бетховен полагает себя выздоровевшим - это символ признательности и в то же время молитва

Последний, Шестнадцатый квартет был начат летом 1826 года и закончен в конце сентября. Бетховен сочинял его очень быстро; всего лишь за несколько дней до кончины, 18 марта 1827 года, он посвятил Квартет Иоганну Вольфмайеру. В этом квартете в волнующей форме, словно подведен лаконичный итог всему вдохновенному искусству Бетховена. Вот легкое Allegretto, в котором столько фантазии, неожиданных находок и грации, где вновь оживают уже такие далекие воспоминания о Гайдне. Никаких следов ослабления творческой изобретательности; в пятидесяти первых тактах - шесть различных мелодий. В Vivace, сквозь игру приглушенных звучностей, под покровом свободного и уверенного мелодического рисунка, просвечивают смелые находки, которые возмутили иных критиков или робких слушателей; однако их подхватят Шуман, Шопен и Вагнер. Содержание Lento композитор раскрыл сам: Süsser Ruhegesang, Friedengesang - сладостная песнь покоя, песнь мира. Финал квартета до сих пор остается загадкой. Композитор снабдил его пометкой: «С трудом найденное решение» и двумя мотивами-эпиграфами. Под первым - медленным, трагическим, вопросительного характера - подписано: «Должно ли это быть?» Второй — энергичный, утверждающий, в темпе аллегро - имеет подпись: «Это должно быть!».
 
Будапештский квартет (Budapest Quartet) - венгерско-американский струнный квартет, существовавший в 1917-1967 гг. Был основан четырьмя солистами оркестра Будапештской оперы. Быстро приобрёл популярность, в 1920 г. предпринял первое европейское турне. В 1938 г. участники квартета эмигрировали в США. После 1936 г. все четыре участника квартета были выходцами из России, что дало основания для шутки Яши Хейфеца: «Один русский — это анархист, два русских - это партия в шахматы, три русских — это революция, четыре русских - это Будапештский квартет». Основу репертуара Будапештского квартета в его поздние годы составлял полный цикл квартетов Бетховена
 
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Струнные квартеты №№ 11-16
http://s48.radikal.ru/i119/1003/2b/0eb30fdb3417.jpg

CD V
1-4. Струнный квартет No. 11 f-moll, ор. 95, 1810
5-8. Струнный квартет No. 12 Es-dur, ор. 127, 1825

CD VI
1-6. Струнный квартет No. 13 B-dur, ор. 130, 1826
7. Большая фуга B-dur, ор. 133

CD VII
1-7. Струнный квартет No. 14 cis-moll, ор. 131, 1826

CD VIII
1-5. Струнный квартет No. 15 a-moll, ор. 132, 1825
6-9. Струнный квартет No. 16 F-dur, ор. 135, 1826

Будапештский квартет:
Иосиф Ройзман, первая скрипка
Александр Шнайдер, вторая скрипка
Борис Кройт, альт
Миша Шнайдер. виолончель
1958-1961
 
Источник: Фонотека им. Чайковского http://phonoarchive.org/music/Beethoven/

ВНИМАНИЕ! Струнные квартеты Бетховена №№ 1-10 в исполнении Будапештского квартета, ранее выкладывались в http://intoclassics.net/news/2010-03-26-15072


Виктор Зиновьев (werooozer) добавил ссылки на записи всех 16-ти квартетов Бетховена в исполнении Будапештского квартета, в формате потрекового flac, со сканами:

http://yadi.sk/d/esR0l3kC5sdMf

http://yadi.sk/d/EK8ITwPQ5sdRv

http://yadi.sk/d/OYFr8-765sdWf


или

http://zalivalka.ru/47531

http://zalivalka.ru/47532

http://zalivalka.ru/47533


Запси 1958-61 г.г.
Категория: аудио | Просмотров: 8220 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 18
1. Big Dog (Malamute)   (27 Март 10 08:12)
Олег, спасибо! Возьму все. Пусть будут.

2. Oleg (legoru)   (27 Март 10 08:27)
Берите, конечно

Нашёл два отзыва. Забавные

1/ "На днях купил в новом Союзовском магазине струнные квартеты Бетховена в исполнении Будапештского квартета. Слушая их, я словно разговаривал с душой Бетховена. Будапештский квартет - абсолютный лидер интерпретации"

2/ "А я вчера видел в магазине те же самые квартеты . Но с душой Бетховена не говорил, т.к. не было денег при себе"

3/ А на Погружении можно поговорить с Бетховеном бесплатно


4. Сергей (nibelung)   (27 Март 10 09:19)
1) писал я про квартет op.59 No1...Исполнение - из этого сета.

5. Товарищ (vova56)   (27 Март 10 10:38)
По тем forum'ным страницам у меня есть два вопроса:
Квартеты Hungarian и Будапештский - это разные?
И по финальной фразе "Такач - то самое, что нужно" - с тех пор оценка не изменилась?

9. Oleg (legoru)   (27 Март 10 17:57)
http://en.wikipedia.org/wiki/Hungarian_Quartet

http://www.amazon.com/Beethoven-Complete-Quartets-Hungarian-Quartet/dp/B000002SBM


11. Сергей (nibelung)   (27 Март 10 18:35)
Кроме отличного Такача, открыл для себя Барилли-квартет с прекрасным исполнением Бетховена.

8. Oleg (legoru)   (27 Март 10 17:53)
Спасибо вам за эти слова, они вошли в историю :)

3. igor (igor120765)   (27 Март 10 09:06)
Олег,огромное спасибо.Я знал об этом сете,но...не кусался локоть..

6. Сергей (daman)   (27 Март 10 15:47)
Спасибо.

7. anm (alyosha)   (27 Март 10 16:25)
Спасибо!

10. Oleg (legoru)   (27 Март 10 17:57)
Всем пожалуйста!

12. alexandr (camakas)   (07 Ноябрь 10 02:18)
Большое спасибо!

13. Oleg (legoru)   (07 Ноябрь 10 02:49)
Редко кто доплывает до продолжения. Нужно быть действительно вежливым. Пожалуйста!

14. (Vanger)   (18 Декабрь 12 11:45)
Сможет ли кто-нибудь перевыложить 6ой и 7ой диски? При попытке скачать, пишет: "File not found", остальные диски скачал без проблем...

15. anm (alyosha)   (18 Декабрь 12 12:07)
Желающим обновления ссылок - http://intoclassics.net/faq/0-1#31

Я посмотрю, но не обещаю.

16. Виктор Зиновьев (werooozer)   (17 Июнь 13 00:05)
Уточню - это поздние записи Будапешского квартета, 1958-1961 годы.

17. anm (alyosha)   (17 Июнь 13 00:12)
Как раз и Олег такие выложим (см. под составом квартета), сейчас продублирую даты и в выкладке, а также дополню заголовок.

18. Dark DeMorte (DeMorte7680)   (17 Июнь 13 00:46)
Виктор Зиновьев (werooozer) добавил ссылки на записи всех 16-ти квартетов Бетховена в исполнении Будапештского квартета, в формате потрекового flac, со сканами:

Зеркало 1 http://ow.ly/m5bcA
2 http://ow.ly/m5bhy
3 http://ow.ly/m5bon

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.

Благотво-рительная продажа хорошей мебели

Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.