К поздним сонатам относятся
сонаты №№ 28–32, период 1816-1822 гг.
Позднее творчество Бетховена
(5 последних фортепианных сонат, 5 последних квартетов, «33 вариации на вальс
Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126) долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять
и оценить его [1].
Сохранив верность
классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения,
граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Центральная для Бетховена
идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское
звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а
через движение духа и мысли. В поздних сочинениях Бетховен нередко обращается к
форме фуги, наиболее подходящей для воплощения философского содержания.
Все исследователи сходятся
на том, что произведения, созданные Бетховеном в последние годы его жизни,
качественно отличаются от предшествующих. В них сформировался особый стиль –
стиль «позднего» Бетховена. Главные черты этого стиля:
·
Возросшее
стремление к философскому осмыслению жизни. Революционный пафос уступает место
более возвышенному, созерцательному восприятию мира;
·
При
сохранении интереса к героике – подчеркнутое внимание к личным переживаниям
человека. Отсюда – усиление психологического начала (характерная тенденция
эпохи романтизма);
·
Еще
одна типично романтическая тенденция – «вокализация» инструментальной музыки
(ариозо в сонате № 31, ариетта в № 32, каватина в квартете № 13). Лирические
темы, не теряя простоты и ясности, становятся более напевными, «вокальными»; их
контуры – более мягкими, гибкими, плавными; дыхание – более непрерывным,
протяженным; мелодика лишается былого оттенка маршевости, строгости;
·
Особая
сосредоточенность на камерных жанрах (это инструментальная соната, камерный
ансамбль, фортепианная миниатюра);
·
Колоссальный
рост масштабов медленных частей (II ч. сонаты № 32, III ч.
сонаты № 26);
·
Преобладание
лирики не только в медленных, но и в сонатных частях, что выражается в
лирическом характере главных тем сонатных allegri;
·
Чрезвычайно
возросшее значение полифонии, что связано с усилением рационального,
философского начала (фуги в сонатах № 26, 31, в I части квартета № 14, в финале 9-й симфонии, в
«Торжественной мессе»);
·
Смелые
нарушения структуры сонатного цикла (по две части в сонатах №№ 24, 27, 32, 7
частей в квартете № 14);
Всё это говорит о том, что в
поисках новых путей Бетховен, в последний период своего творчества, шел в
направлении, общим с композиторами-романтиками.
[1] Одним из таких людей
стал князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены
квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).
musike.ru
http://files.mail.ru/7BE83A5E4D5B4F84B3EA7D76BBE85CCB