"Американский композитор Рой Харрис родился 12 февраля 1898 года в селении Линкольн в штате Оклахома в семье небогатых фермеров. Его родители, приехавшие в Линкольн в старом фургоне, запряженном парой волов, упорно трудились, чтобы как-то более тщательно обосноваться на новом месте. Но скудные урожаи и повсюду вокруг свирепствовавшая малярия, которая унесла в могилу двух братьев Роя, стали причиной срочного отъезда семьи Харрисов из Линкольна. Они подались на Запад в благодатную Калифорнию, где и обосновались, наконец, на долгое время. А немного позднее, отец случайно обнаружил у сына музыкальные способности и взял ему учителя музыки, который и дал Рою первые уроки игры на фортепиано. По собственной инициативе способный ребенок научился играть на кларнете и стал участником школьного оркестра городка Ковина. Учеба Роя и игра в школьном оркестре нисколько не мешали ему помогать отцу и матери в ежедневных работах по уходу за скотом, в рытье оросительных каналов или сборе урожая. Делал он это всегда охотно, ощущая себя при этом настоящим фермером.
В 1917 году Роя Харриса призвали в американскую армию, где он служил в артиллерийских частях. После демобилизации перед молодым человеком возникла проблема, связанная с выбором своего профессионального пути. Он испробовал разные профессии. Работал грузчиком, сборщиком фруктов. Четыре года водил грузовик на молочной ферме. Но все это время Роя не покидала мечта – писать музыку.
В 1922 году, скопив немного денег (на молочной ферме платили неплохо), Рой Харрис отправился в Лос-Анжелес, чтобы получить музыкальное образование. Учителем гармонии Харриса стал тогда Артур Феруэлл. Известный композитор и педагог Феруэлл в свое время обучался инструментовке у русского дирижера Модеста Альтшулера, ученика Аренского, Танеева и Сафонова.
Годы учебы проявили страстную любовь Харриса к музыке и его исключительную и редкую трудоспособность. Трудно объяснить эту ситуацию, но через три года учебы недавний шофер уже стал преподавать в одной из Голливудских музыкальных школ. Тогда же он активно занялся сочинением музыки. Писал он быстро, с необыкновенным темпераментом, едва успевая переносить на бумагу свои музыкальные опусы.
Первым крупным сочинением Харриса стало Анданте для симфонического оркестра. Весной 1926 года состоялась первое исполнение этого произведения в Рочерсте. Премьера имела успех и вскоре была исполнена в Нью-Йорке и затем и на концертной площадке «Голливуд Боул».
Музыка молодого композитора получила всеобщее признание. Это позволило ему получить из фонда поощрения искусств денежную помощь, с тем, чтобы продолжить свое музыкальное образование в Париже. Здесь Харрису удалось стать учеником знаменитой Нади Буланже. Будет не лишним сказать несколько слов о ней. Мать Нади русская, княгиня Мышецкая, была профессиональной певицей, а отец ее, Эрнест Буланже, был профессором Парижской консерватории по классу пения. Надя блестяще окончила в 1908 году Парижскую консерваторию и вскоре стала преподавать в ней. И вот теперь одним из ее учеников становится Рой Харрис.
Поначалу Надя Буланже, чтобы ознакомиться с уровнем знаний своего ученика, поручила ему написать двадцать мелодий в разных стилях. На свой первый урок через несколько дней Харрис принес сто семь примеров мелодий. Огромное трудолюбие ученика и несомненный талант позволили ему за первые полгода пребывания во французской столице сочинить Концерт для фортепиано, кларнета и струнного квартета.
Концерт был исполнен в 1927 году в Париже, а партию фортепиано сыграла его преподаватель Надя Буланже. Кроме Концерта, композитор написал тогда и несколько других произведений, в том числе и вокальный «Триптих» для меццо-сопрано.
Но судьба сложилась так, что активный творческий подъем композитора был неожиданно прерван. Случайное неожиданное падение с лестницы закончилось серьезным переломом позвоночника. Харриса перевезли в Нью-Йорк и сделали сложнейшую операцию.
Долгое время композитор не мог самостоятельно передвигаться. Но даже такое состояние не помешало ему написать струнный квартет. Довольно долго он был прикован к больничной койке, но как только вышел из больницы, вернулся в Париж и продолжил учебу.
Вернувшись после учебы домой в Америку, Харрис большую часть времени отдавал сочинению музыки. Истинное признание у себя на родине он получил после премьеры его «Симфонии 1933», исполненной Бостонским симфоническим оркестром под управлением С.А. Кусевицкого. Особенно популярна в Америке в то время была увертюра композитора на тему американской народной песни «Когда Джонни возвращается домой». Международную же известность принесла композитору Третья симфония, написанная в 1937 году. Ее считали лучшим образцом американской национальной музыки.
Всего Рой Харрис написал четырнадцать симфоний, две из которых предназначены для хора и оркестра. Среди всех выделяются, кроме вышеупомянутых, Пятая симфония, написанная в 1942 году и посвященная «Героическому советскому народу», и Десятая – «Симфония Авраама Линкольна». Она была исполнена в Калифорнии 14 апреля 1965 года, в день памяти Авраама Линкольна, который был убит сто лет тому назад.
Еще с 1934 года Рой Харрис продолжил свою преподавательскую деятельность. Сначала в Вестминстерской хоровой школе в Принстоне, затем в Корнеллском университете, позднее в университете Южной Калифорнии в Лос-Анжелесе.
Вся семья Харриса была связана с музыкой. Жена Джоана была концертирующей пианисткой, а сыновья Шон и Ден входили в состав рок-группы «Экспериментальный западный поп-арт бэнд».
Еще с тех пор, когда в России произошла октябрьская революция, Рой Харрис с интересом относился к нашей стране. Впоследствии он высоко ценил русскую и советскую музыку. В 1958 году он впервые посетил Советский Союз. Тогда он выступил в качестве дирижера своей Пятой симфонии. В 1974 году Рой Харрис был гостем съезда Союза композиторов СССР. Тогда у него возникло желание переехать в нашу страну, однако, к его счастью, этого не произошло.
Американский композитор Рой Харрис умер 1 октября 1979 года в Санта-Монике, прожив 81 год."
ROY HARRIS
1. Concerto for piano and strings
International String Congress Orchestra
Roy Harris, conductor
Johana Harris, piano
2. Elegy and Dance
Portland Junior Symphony
Jacob Avshalomov, conductor
3. Cimarron ("Symphonyc Overture”)
UCLA Wind Ensemble
James Westbrook, conductor
4-6. Toccata, Chorale and Fantasy for Organ, Brass and Timpani
Изумительно, Иван! Когда сам автор исполняет свое произведение это всегда очень ценно. Я даже убежден, что лучше, чем автор никто не сможет исполнить его произведение, другое дело, что "автор мертв", а его произведения начинают жить своей жизнью... Было бы замечательно создать целый сайт, где были бы только записи в исполнении авторов. Но это пока только мечта. Единственный подобный сайт, который я нашел в сети посвящен другому великому американскому композитору Арону Копланду и находится здесь: http://fanfareforcopland.blogspot.com/
"Истинное признание у себя на родине он получил после премьеры его «Симфонии 1933», исполненной Бостонским симфоническим оркестром под управлением С.А. Кусевицкого." У меня есть такая запись: Roy Harris(1898-1979): Symphony No.3 in one movement (remastered from shellacs) – Boston Symphony Orchestra, rec.8 November 1939 in Symphony Hall, Boston
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".