Exzellenz Kamek Pascha / Его превосходительство Камек-паша
Ado Riegler
Kondja Gül / Кондья Гюль
Elfie Mayerhofer
Achmed Bey / Ахмед-бей
Rudolf Christ
Midili Hanum / Мидили Ханум
Liselotte Schmidt
Herr Schmitz aus Köln / Господин Шмиц из Кёльна
Kurt Großkurth
Fridolin Schmitz, sein Sohn / Фридолин Шмиц, его
сын
Harry Friedauer
Erste Sklavin / Первая невольница
Hilde Rehm
Zweite Sklavin / Вторая невольница
Eva Schloderer
Hoteldirektor / Директор отеля
Ludwig Bender
Chor des Bayerischen Rundfunks
Münchner Rundfunkorchester
Dirigent:Werner Schmidt-Boelcke
Запись: 1956, Bayerischer
Rundfunk, München
Длительность: 89 мин. 49 сек.
Действие первых двух актов
происходит в Константинополе, третьего акта – в холле отеля в Швейцарии до 1914
года.
Ахмед-бей – просвещенный молодой
турок, мыслящий по-западному. Его голова полна планов, как реформировать
турецкое общество. Тем не менее, так как его отец является уважаемым
государственным министром, он не осмеливается опубликовать свои идеи под своим
настоящим именем. Благодаря его литературному таланту и хорошему знанию
французского языка он пишет роман, в котором захватывающе выражает свои взгляды.
Как автор, он использовал псевдоним "Андре Лери". Книга быстро
становится бестселлером среди современной турецкой молодежи, особенно её
женской половины.
Камек-паша, один из самых
уважаемых представителей турецкого общества, глубоко чтит традиции семьи в
Османской империи. Его дочь Кондья Гюль, напротив, восхищается революционными
идеями Андре Лери. Между молодыми людьми завязывается переписка.
Еще в детстве Кондья Гюль была
обещана Камек-пашой в жены Ахмед-бею по достижению брачного возраста. Скоро
должна состояться свадьба. Кондья Гюль понимает, что бессмысленно сопротивляться
воле отца. Согласно традициям, будущим супругам запрещено видеться до свадьбы.
Даже во время помолвки молодые люди могут разговаривать лишь через ширму.
Ахмед-бей знает, кто является его невестой. Он искренне влюблен в девушку, но
все же скрывает, что он и Андре Лери одно лицо.
Перед брачной ночью назревает
скандал. Кондья Гюль заявляет супругу, что вышла за него замуж по воле отца, не
желая нарушать семейные традиции. Но она не испытывает к нему никаких чувств.
Её сердце принадлежит французскому писателю. Когда же Ахмед-бей признается ей,
что он и есть Андре Лери, Кондья Гюль не верит ни одному слову.
На следующий день девушка отправляется
в Швейцарию. Туда же, по сведениям Кондьи Гюль, должен приехать Андре Лери. Она
спрашивает у хозяина отеля здесь ли писатель, и узнает, что Андре Лери должен
скоро прибыть с молодой женой. Кондья Гюль очень расстроилась, но увидев
входящего в холл отеля Ахмед-бея, она понимает, что французский писатель и её
муж это одно и то же лицо.
Огромное спасибо Vsevolod Garib (cervus) за любезно
предоставленный текст!
«Роза Стамбула». На первый взгляд, наивная
ориентальная сказка. Однако не все так просто с этой опереттой, появившейся в
самый разгар первой мировой войны. Выбор турецкого колорита свидетельствовал не
только о явных симпатиях композитора и его либреттистов (а вместе с тем, и
австрийского общества) к союзнице Австро-Венгрии
по Четверному союзу, вступившей на ее стороне в войну в октябре 1914 года. Не
лишним будет отметить и тот факт, что эта оперетта Фалля по всем показателям
полностью вписывается в контекст его творчества, основной идеей которого
становится бунт человека против общественных устоев и его борьба за свободу и
личное счастье. В «Розе Стамбула» Фалль поразительным образом попадает «в
струю» передового искусства стран Востока. Созвучная основной теме многих его
оперетт тема духовного раскрепощения и отказ следовать социальным ограничениям
и вековым обычаям, как известно, пронизывает всю восточную литературу и
драматургию того времени. И даже
музыкальные спектакли. Так, основная сюжетная линия Аскера и Гюльчохры в самой
известной у нас музыкальной комедии «Аршин мал Алан» У. Гаджибекова(1913)
сходна с линией Кондьи и Ахмед-бея у Фалля. Актуальность оперетты Фалля – в
показе современной Турции, страны, уже вступившей на тот момент на путь
модернизации и европеизации, молодежь которой мечтает о переустройстве своего
исламского государства. У Фалля бросают вызов обществу оба главных героя. Дочь
влиятельного паши втайне читает западные романы и учится из них эмансипации. Подающий
надежды сын министра, превращаясь в прогрессивного европейского писателя Андре
Лери, пишет роман-памфлет, где описывает судьбы женщин, запертых в гареме.
Более того, он решает, отказавшись от многоженства, женится на одной женщине –
своей избраннице Кондье Гюль.
В музыке «Розы Стамбула», несмотря на ряд довольно
драматичных моментов ( финалы первого и второго актов), где порой
проскальзывают даже трагические нотки (в первой арии Кондьи, где речь идет
о ненавистной чадре, которую она мечтает
сбросить, и в финале первого акта), как и во многих других опереттах Фалля не
встретишь сентиментальности. Общее ее состояние – экстаз, восторг молодости, романтический
порыв. Дуэты главных героев, зачастую решающиеся как сцены их конфликтного
столкновения, полны тонких психологических нюансов и внезапных смен настроения.
Но все это подано сквозь призму несколько ироничного взгляда композитора. В отличие
от Легара и Кальмана Фалль, для которого оперетта - это всегда элегантный и
грациозный игровой жанр, нигде не переходит границу «серьезности» и
истинного драматизма и никогда не забывает о его подлинной специфике. В этом он
родственен Оскару Штраусу. И уж совсем в ироническом ключе решены им великолепные номера побочной линии оперетты –
Мидили и Фридолина.
В числе наиболее ярких номеров оперетты – вальс
Ахмед-бея из первого акта (его тема становится одним из главных лейтмотивов
произведения), где он рисует себе эротический образ своей возлюбленной и «1001
ночь» с ней. Во втором - это его обаятельная Серенада и Свадебный квинтет. Но
кульминация «Розы из Стамбула» - это, несомненно, сцена в спальне из второго
акта. Суть происходящего в ней в следующем. Кондья Гюль по настоянию своего
супруга впервые снимает чадру, но затем признается,
что не любит Ахмед-бея. В конечном итоге пара договаривается о «счастье на
западный манер» и «испытательном сроке в четыре недели». За это время должно
выясниться, любят ли они друг друга (на самом деле это просто отсрочка, которой
добивается для себя Кондья). Но затем героиня, первый раз в своей жизни
попробовавшая алкоголь, на какой-то момент признает себя почти побежденной – и
это происходит в неистовом экстатическом вальсовом дуэте. Это один из наиболее
ярких примеров взаимопроникновения внешнего и внутренне-психологического
действия у Фалля. Многообразие
музыкальных красок, то ускоряющийся, то замедляющийся ритм этой
упоительной «песни любви» отражает тайные желания любовной пары. Поначалу
сдержанность реплик Кондьи, которая сопротивляется этому порыву и иронизирует:
«Стало быть, ТОЛЬКО ВАЛЬС???» уступает под экзальтированным напором Ахмед-
бея, беспрерывно внушающего ей, что она
должна в свою первую брачную ночь
безоговорочно отдаться этому откровенно-эротическому вальсу. Танцу, который
девушка так часто танцевала в своих мечтах, но никогда – в действительности.
В начале третьего действия, происходящего на
«нейтральной территории» швейцарского отеля,
Ахмед-бей осознает, что Кондья, возможно, любит не его, а вымышленный образ. Его
рефлексию по этому поводу великолепно отражает непринужденная «грациозная
антикульминация» (Клотц), - его небольшое меланхолическое ариозо (в данной
записи оно отсутствует). К счастью для влюбленных, испытаний вполне достаточно для проверки чувств обоих,
а Ахмед уже сполна насладился как своей меланхолией, так и «шуткой» с несуществующим писателем, в чем
он и признается себе самому. Последним препятствием для воссоединения с Кондьей
Гюль становится вытребованная ей для
себя отсрочка в четыре недели. Но эмансипированная девушка, сделавшая для себя
выбор, здесь «берет быка за рога», мигом устраняя своим поцелуем этот мнимый
барьер.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".