ЭЛЬСНЕР (Elsner) Юзеф Ксаверий (Юзеф Антони Францишек) (1 VI 1769, Гродкув, Силезия - 18 IV
1854, поместье Эльснерувка, близ Варшавы) - польский композитор,
дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Начальное муз. образование
получил будучи певчим в костёле доминиканцев во Вроцлаве (1781-88); там
же учился у Д. Шёна, Ханиша (орган) и В. Драйриттера (контрапункт,
композиция), одноврем. изучал медицину в университете (1788; продолжал
занятия в Вене с 1789). В 1791 играл на скрипке в театр. оркестре в
Брно, в 1792 дирижёр оркестра нем. оперного театра во Львове, где
организовал Муз. академию (Филармонич. общество). Во Львове Э. сблизился
с режиссёром В. Богуславским, примкнув к его Польской оперной труппе. В
1795-96 здесь были пост. первые оперы Э. «Удивительные братья» и
«Переодетый султан». С 1799 работал в Варшаве, куда переехал вместе с
труппой Богуславского, организовавшего там «Т-р Народовы», директором
которого Э. был до 1824 (затем - чл. дирекции театра). Под упр. Э.
исполнялись произв. итальянский композиторов, а также его собственные.
Одноврем. занимался педагогич., муз.-обществ. и композиторской
деятельностью. В 1802 основал гравёрную и нотопечатную мастерскую, где
печатались сборники произв. польск. композиторов (в одну из тетрадей Э.
включил фп. сонату Э. Т. А. Гофмана), а также книги по музыке. В 1810
открыл начальную муз. школу; разработал для неё программу и методику
обучения. В 1814 организовал при Драм. школе муз. отделение (в 1816,
возможно, в 1817, школа преобразована в Школу муз. и драм. искусства, с
1818 - в Обществ. начальную муз. школу). В 1821 на базе ф-та изящных
искусств университета Э. создал Ин-т музыки и декламации (с отделениями
композиции, дирижирования и др.), в том же году институт получил назв.
консерватории, которой Э. руководил. В 1826, после разделения
консерватории на Гл. муз. школу и Школу пения, стал рук. Гл. муз. школы;
здесь у Э. в 1826-29 учился Ф. Шопен; среди др. учеников - комп. Т. Н.
Нидецкий, И. Ф. Добжиньский, А. Фрейер. В 1824-31 Э. был также
профессором композиции Варшавского университета. Когда после подавления
Польского восстания 1830-31 была закрыта Гл. муз. школа, Э. стал
преподавать в Школе пения при «Т-ре Народовы». Он был
педагогом-реформатором, методистом и теоретиком. В рукописи остались его
«План реорганизации высших музыкальных заведений» («Planreorganizacjiwyzszychstudiowmuzycznych») и «Трактат о мелодии и пении» («Rozprawa о melodiiispiewie», 1830); среди изданных инструктивных работ - «Краткое пособие по искусству генерал-баса» («Кrotkozebrananaukageneralbasu»,
1807). Муз.-образоват. и просветит. деятельность Э. была связана также с
муз. обществами; им осн. Об-во любителей религ. и нар. музыки (1815) и
др. Э. много выступал как критик в польск., а также нем. журналах (писал
корреспонденции о муз. жизни Варшавы; автор 43 статей, в т. ч. на нем.
яз.). Среди теоретич. статей - «Насколько подходит польский язык к
музыке?» («InwieweitdiepolnischeSprachezurMusikgeeignetsei?», «DerFreimüthige», 1803, No 122, S.
487). В 1839-40 Э. побывал в Петербурге, где исполнялись его соч.; там у
него возник замысел историч. оратории «Пётр Великий». Композиторское
творчество Э. охватывает все существовавшие в его время жанры сценич.,
инстр., вок., в т. ч. культовой, хор. музыки. Однако в историю музыки Э.
вошёл гл. обр. как оперный композитор. Им написано 45 опер, зингшпилей,
водевилей и мелодрам, в которых он продолжал традиции венской классич.
школы; в то же время Э. обращался к польск. нар. творчеству - темы мн.
его соч. (особенно муз.-сценич.) осн. на нац. муз. фольклоре (впервые в
истории польск. оперы). Творчество Э. - важное звено в развитии раннего
польск. муз. романтизма. Э. был редактором и издателем мн. сборников
польск. нар. песен, а также фп. произв. и отрывков из опер др.
композиторов. Соч.: оперы (все пост. в Варшаве) - Пророчица Урсылла, или Что нравится дамам?(WieszczkaUrsyllaczyliCosiedamompodoba, 1793), Переодетый султан (DerverkleideteSultan, 1796), Султан Вампун (SultanWampun, 1800), Народное ополчение (Pospoliteruszenie, 1807), Андромеда (1808), Ведьмы с Лысой горы, или Лешек Белый (CzarownicezLysojGoryczyliLeszekBialy, 1809), Король Локетек, или Висличанки (КrolLokietekczyliWisliczanki, 1815), Ягелло в Тенчине (JagiellowTenczynie, 1820), Жертвоприношение Авраама (OfiaraAbrahama, 1821) и др.; для солистов, хора и орк. - культовая музыка, 3 оратории, 55 кантат (гл. обр. «по случаю»), 33 мессы, Народная (Ludowa) StabatMater
(1848); для орк. - 5 симфоний, полонезы, марши; камерно-инстр. ансамбли
- скр. дуэты, струн. трио, струн. квартеты; для фп. - сонаты, рондо,
вариации, полонезы и др. пьесы; для хора - оффертории, более 80 псалмов и
гимнов, ок. 100 хоралов; музыка к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Rozprawa о metrycznosciirytmicznoscijezykapolskiego, Warsz., 1818; Sumariuszmoichutworowmuzycznychzobjasnieniami о czynnosciachidzialaniachmoichjakoartystymuzycznego, «RMz», 1957, No 4, 5.
(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Jozef Elsner (1769-1854) Chamber Works with Piano
Tracks:
1-3. Violin Sonata in D major, Op.10, No.2 13:15 4-6. Violin Sonata in F major, Op.10, No.1 13:36 7. Polonaise for violin and piano in D major 1:52 8-10. Grande Sonate in B flat major, Op.2 18:37 11-13. Grand Quatuor in E flat major, Op.15 22:34
Total time: 70:02
The Warsaw Trio: Joanna Lawrynowicz (piano) Andrzej Gebski (violin) Jaroslaw Domzal (cello)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".