Преодолев все трудности
контрапункта и фуги, посвященный во все таинства искусства композиции, молодой
Мейербер не замедлил применить к делу свои блестящие познания. Уже с первых
шагов он обнаружил серьезное направление своего творчества, свою любовь к
звуковым массам, к сюжетам, исполненным драматизма. Оперы были любимым родом
его творчества, и хотя характеру последнего суждено было в будущем не только
измениться, но совершенно переродиться, тем не менее опера осталась той сферой,
в которой гений Мейербера проявлялся с наибольшей силой и яркостью. Первой
попыткой его на этом поприще была опера «Процесс», написанная еще в школе
совместно с другими учениками Фоглера. Первенцем молодой музы Мейербера стала
кантата «Бог и природа», написанная в 1811 году в короткий срок, с 15 марта по
22 апреля. Содержание её состоит в восхвалении Бога и выражении Ему
благодарности за создание Вселенной. Эта кантата, выдержанная в самом строгом
стиле, демонстрирующая необыкновенное, мастерское владение формой и
разнородными приемами письма, могла бы служить ярким опровержением мнения тех
противников Мейербера, которые отрицали серьезное направление его творчества и
приписывали ему лишь одну погоню за внешними эффектами. К сожалению, это
произведение не известно публике; оно не напечатано, и единственный экземпляр
его Мейербер тщательно прятал от посторонних глаз, показывая его только
ближайшим друзьям, в преданности которых он был уверен. Узкие рамки строжайшей
формы, в которые Мейербер заключил свой молодой гений в этой кантате, стеснили
свободу его творчества, поэтому мелодии ее сухи, неоригинальны и бледны; в них
не видно тех смелых штрихов, тех ярких красок, которыми блещут последующие
произведения этого великого художника. Но уже и здесь обнаруживается его
необыкновенная способность к драматической характеристике, к музыкальной
иллюстрации драматических положений. «Появление света, постепенное зарождение
жизни в природе, нежную гармонию цветов, вообще всю поэзию природы он передал
особенно удачно. Величаво-торжественно бушуют могучие волны моря и раздаются
грозные удары грома в его музыке. Очень ярко также передана сцена воскресения
мертвых». Эта кантата была исполнена с большим успехом в Дармштадте и доставила
своему автору почетное звание придворного композитора этого герцогства.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".