Лет двадцать назад, а то и больше, в ту эпоху, когда музыку слушали в основном на кассетниках, я с удивлением обнаружил на одном из развалов среди кучи записей русского рока и русской же попсы вот такую кассету (см. фотки вверху и внизу).
"Времена года"-то ладно, но музыку Телемана в подобных местах я не встречал больше никогда :) Причём запись оказалась на удивление достойной и интересной. Но при этом - ни малейших намёков на исполнителей или хотя бы на год записи!..
Это исполнение "Дон Кихота" стало для меня одним из любимых, да и заезженные "Времена года" совсем не вызывают зубной боли. А уж такого начала "Зимы" я вообще больше не встречал...
И вот, когда я уже практически смирился, что эта запись для меня навсегда останется анонимной, я наконец-таки сумел установить исполнителей. 20 лет спустя! :)
Оказалось, что играют поляки. Камерный оркестр "Леопольдинум" из Вроцлава. Дирижёр и солист - Ян Станенда. Говорят, легендарный польский музыкант, лауреат Международного конкурса скрипачей им.Паганини в Генуе.
Такая вот история.
1. The 4 Seasons: Violin Concerto in E major, Op. 8, No. 1, RV 269, "La primavera" (Spring):I. Allegro (3:20)
2. The 4 Seasons: Violin Concerto in E major, Op. 8, No. 1, RV 269, "La primavera" (Spring):II. Largo e pianissimo sempre (2:36)
3. The 4 Seasons: Violin Concerto in E major, Op. 8, No. 1, RV 269, "La primavera" (Spring):III. Danza pastorale: Allegro (4:27)
4. The 4 Seasons: Violin Concerto in G minor, Op. 8, No. 2, RV 315, "L'estate" (Summer):I. Allegro non moto (6:10)
5. The 4 Seasons: Violin Concerto in G minor, Op. 8, No. 2, RV 315, "L'estate" (Summer):II. Adagio - Presto (2:12)
6. The 4 Seasons: Violin Concerto in G minor, Op. 8, No. 2, RV 315, "L'estate" (Summer):III. Presto (2:40)
7. The 4 Seasons: Violin Concerto in F major, Op. 8, No. 3, RV 293, "L'autunno" (Autumn):I. Allegro (5:22)
8. The 4 Seasons: Violin Concerto in F major, Op. 8, No. 3, RV 293, "L'autunno" (Autumn):II. Adagio molto (2:38)
9. The 4 Seasons: Violin Concerto in F major, Op. 8, No. 3, RV 293, "L'autunno" (Autumn):III. Allegro (3:05)
10. The 4 Seasons: Violin Concerto in F minor, Op. 8, No. 4, RV 297, "L'inverno" (Winter):I. Allegro non molto (3:24)
11. The 4 Seasons: Violin Concerto in F minor, Op. 8, No. 4, RV 297, "L'inverno" (Winter):II. Largo (1:40)
12. The 4 Seasons: Violin Concerto in F minor, Op. 8, No. 4, RV 297, "L'inverno" (Winter):III. Allegro (3:00)
13. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":I. Ouverture (5:06)
14. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":II. Le Reveil de Quixotte (2:28)
15. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":III. Son Attaque des moulins a vent (1:38)
16. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":IV. Ses Soupirs amoureux apres la princesse Dulcinee (3:11)
17. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":V. Sance Panche berne (1:22)
18. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":VI. Le Galope de Rosinante - VII. Celui d'ane de Sanche (2:19)
19. Overture (Suite) in G major, TWV 55: G10, "Burlesque de Quixotte":VIII. Le Couche de Quixotte (1:07)
Это было не время. Это было безвременье... Я в 1989-м году написал письмо приятелю в Москву, где сравнивал 4 исполнения Дон-Кихота. Он сильно хвалил Берлинскую академию старинной музыки, а мне она не показалась. Это письмо у меня, кажется, сохранилось (черновик). А первый Дон-Кихот -с Гозманом - я слушал в октябре 1976-го года. На дешёвом проигрывателе Юность, взятом в пункте проката, потому что мой сломался. С музыкой Телемана меня познакомил двумя месяцами раньше мой школьный товарищ Саша. Он поставил пластинку ансамбля "Барокко", где звучала трио-соната, кажется до минор. Звучала очень жалобно, поэтому я представил себе бедных малоизвестных музыкантов 18-го века, которых не кормили. В моём представлении Телеман был уж очеь малоизвестным. Но фамилию я его уже слышал раньше, потому что ещё за полгода раньше тупо глядел на пластинку ансамбля Мадригал с Телеманом (там было что-то для сопрано - какая-то кантата с каким-то странным номером) и не понимал, почему ВООБЩЕ записывают такого никому не известного композитора - и кто это покупает! Но Сашин диск мне запомнился, и я купил вскоре (в Ленинграде) свой первый Телемановский диск - с сюитой из Застольной музыки и Дон-Кихотом. С Гозманом. Этот диск меня просто не отпускал. Я его каждый день крутил. В библиотеке холодильного института, в котором я учился, были музыкальные сочинения Ромена Роллана (!) и в них блестящее эссе о Телемане. Тогда я узнал, что он был вовсе не бедным, а счастливым соперником Баха. И пошло-поехало. В конце 80х у меня было, наверное, три коробки Телемана - пластинок шестьдесят...
Этерновский виниловый диск Akademie für Alte Musik Berlin с "Дон Кихотом" у меня тогда уже был. И пластинку с Гозманом тоже уже слышал. Так что для меня кассета "Леопольдинума" явила где-то третье или четвёртое исполнение "Дон Кихота" А первая личная пластинка Телемана мной была куплена несколькими годами раньше. Оркестровые сюиты с Пражским камерным оркестром и Ульфом Бьёрлином
Кстати о том времени. Мне, помнится, запало в душу упоминание о Телемане и Зеленке в статье Нагибина о Бахе... Вау, чего только в Интернете нет! Нашёл эту статью Вот точная цитата, зацените:
"Влиятельнейший музыкальный критик той поры Иоганн Маттесон ставил Баха куда ниже не только Генделя, но даже легкокрылого Телемана или Зеленки, о которых вспоминают только потому, что они были современниками Баха".
Юрий Нагибин "Страсти от Иоганна", опубликовано в журнале "Смена", Декабрь 1986
Вот странно, почему Телемана считают соперником Баха? В чем это проявлялось? Он перехватывал выгодные музыкальные заказы у Баха? Отбивал у него женщин? Конкурировал с Бахом в кофейне Циммермана? Почему соперник не Гендель или Хассе? Почему Фрескобальди или Шютца не считают соперниками Монтеверди? Почему Гайдна не считают соперником сыновей Баха, Моцарта или Бетховена? История же говорит, что Телеманн дружил с семьей Баха, был крестным его сына, помогал с получением выгодных заказов и протекцией в среде аристократии и буржуа.
Ага, Моцарта как соперника Гайдна почему-то не выставляют... А так-то, конечно, Бах с Телеманом на протяжении долгих лет - да что там, десятилетий! - были полны глубокого уважения и питали добрые чувства друг к другу. Делить-то им было особенно нечего. Скажем, вряд ли Бах начал бы писать оперы, если бы от таких заказов отказывался Телеман А единственная достоверная история соперничества - за пост кантора церкви св.Фомы - как известно, закончилась, не начавшись. В ответ на предложение занять это место Телеман добровольно отказался.
За один лишь ре мажорный концерт для трубы (ах, как его Гюттлер исполняет!!!) - Телемана можно поставить в ряд любимейших композиторов! А сколько там ещё шедевров!!! Бездонный Океан! Погружаемся...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".