Emma Kirkby (сопрано) · Armonico Consort · Concerto Gallese
English Cornett and Sackbut Ensemble
Семейство Скарлатти не ограничивается Алессандро и его младшим сыном Доменико. У Алессандро кроме старшего сына Пьетро Филиппо был младший брат Франческо. Франческо по молодости работал в Неаполитанском королевстве, в 24 года стал капельмейстером города Палермо, позже служил скрипачом в королевской капелле в Неаполе и был у старшего брата на виду (протекция капельмейстера Скарлатти своему брату, в частности, возмущала Франческо Провенцале). В Неаполе он со своим братом дают уроки музыки Эмануэлю Д'Асторга. В 1706 году умирает его супруга и оставляет его с пятью малолетними детьми. Благодаря Алессандро их удаётся пристроить в хорошие учебные заведения. Неизвестно, чрезмерная опека ли брата или другие обстоятельства вынудили его оставить неплохой пост, но в середине второго десятилетия 18 века Франческо уезжает из Южной Италии. Сначала он пытался попасть на вакантное место капельмейстера Миланского собора, но неудачно, потом в императорскую капеллу в Вене на пост вице-капельмейстера (там он представляет свой псалом Мизерере), но несмотря на поддержку самого маэстро Фукса ему было отказано в пользу Антонио Кальдары. Из Австрии он направляется в Англию по приглашению то ли Джеминиани, то ли Генделя, с которыми он имел дружеские отношения. О его жизни в Лондоне известно немного, вероятно, он работал в театральных оркестрах. Гендель его пытался пристроить в оркестр герцога Чандосского, однако, Франческо отказался. В 1724 году Франческо переселяется в Дублин где начинает именоваться master of musick. В Дублине он повторно женится на некой Джейн. Из Дублинского журнала за 11-14 августа 1733 года нам становится известно, что Джейн от него ушла и Франческо предупреждает честной народ, что её долги он покрывать не собирается.
Несмотря на схожесть его стилистики со стилистикой Алессандро, Франческо предстаёт ретроградом и радетелем "старого стиля". Тут можно провести аналогию с Лотти, только Лотти, по-видимому, искал иные источники вдохновения. Слушая Мизерере, становится понятно, почему Фукс оказывал Франческо "всяческую поддержку". Встретились два ретрограда. У Карла IV, однако, был несколько более продвинутый музыкальный вкус (не зря он увлекался музыкой Вивальди), и второго Фукса в капелле ему не нужно было. Та же проблема, вероятно, была и в Милане.
"Несмотря на схожесть его стилистики со стилистикой Алессандро, Франческо предстаёт ретроградом и радетелем "старого стиля". Ага... я уже было "старый стиль" начал предвкушать... А не тут то было. За исключением двух более-менее продуманных фуг (Kyrie и Cum Sancto) и Qui tollis в Мессе и небольших кантиленно-полифонических эпизодов Мизерере... ...остальное - легкомысленная симпатичная суета вполне себе в духе концертиков Вивальди. Так что "продвинутый музыкальный вкус" Карла IV мог бы удовлетвориться опусами маэстро без излишнего напряжения извилин левого полушария. До "второго Фукса" здесь весьма и весьма далеко...
Не все так просто и однозначно. Вот тот же 18 век - Бах и отчасти Гендель, некоторые произведения (Сrucifixus, Stabat Mater...) упомянутого здесь Кальдары... Это и глубина мышления, и красотв, и изящество, и даже легкость и благородное чувство юмора (у Баха...). А вот огромное число других "барочников" - сплошной поверхностный блеск... Как будто бы две принципиально разные традиции сошлись в одно время. С моей точки зрения разгадка "феномена Баха" - не в его особой гениальности. Просто Себастьян унаследовал иную линию развития музыкального мышления, которая на нем, к сожалению, и завершилась. "Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же" (знаменитый ответ Баха на похвалу...). Но из учеников "прилежным" в этом смысле оказался один лишь Кребс, да и то...
Кстати, у Вивальди духовная музыка - на высоте и фугированное Кирие, и Кредо, и Магнификат, да и Глория, а Стабат Матер у него вообще, ИМХО, наилучшая (особенно с Челибидаке - не спроста же ученик Фуртвенглера за нее взялся). Да и концерты - те, что с Караяном весьма глубоки. Так что, не Бахом единным. Глубок и тот же Букстехуде в своих кантатах и Делаланд в мотетах, да и у Оюои мотеты не шуточные.
Спасибо. Не знал о таком представителе достославного семейства.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".