Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 23 Ноября 24, 04:45
Главная страница » 2013»Январь»3 » Giuseppe Verdi IL CORSARO Teatro Regio di Torino 1996 (Джузеппе Верди Корсар, Турин 1996. Фриттоли, Фронтали, Кура, Драгони)
Giuseppe Verdi IL CORSARO Teatro Regio di Torino 1996 (Джузеппе Верди Корсар, Турин 1996. Фриттоли, Фронтали, Кура, Драгони)
Il corsaro Опера в трех действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. Пьяве по поэме лорда Байрона. Первая постановка: Триест, театр Гранде, 25 октября 1848 г. Основные действующие лица: Коррадо (тенор), капитан пиратов; Гульнара, любимая наложница турецкого паши - Сеида (сопрано); Медора, возлюбленная Коррадо (сопрано); Сеид, турецкий паша (баритон). Действие происходит на острове корсаров в XVI веке. I действие Уже несколько лет корсары ведут морскую войну с турками. Пираты собрались на берегу и дожидаются возвращения своего капитана Коррадо. Море неспокойно, но вот появляется корабль и через некоторое время разбойники встречают своего предводителя, вернувшегося после очередного удачного похода. Ему сообщают, что получены ценные сведения от греческого союзника. Коррадо решает сегодня же атаковать турецкий флот. Он сам поведет в бой своих товарищей... Невеста Коррадо — Медора ждет своего возлюбленного, с грустью вглядываясь в бескрайние морские просторы. Девушку мучают предчувствия надвигающейся опасности. Входит Коррадо, и Медора с радостью бросается к жениху. Корсар объясняет, что их вновь ожидает разлука. Медора просит любимого остаться с ней, Коррадо колеблется, но вот слышен выстрел пушки с корабля, стоящего в гавани - Коррадо должен возвращаться, пираты готовятся к предстоящему сражению. Медора со слезами отпускает корсара. II действие Дворец турецкого паши - Сеида. Рабыни славят красавицу Гюльнару, возлюбленную Сеида. Но девушку не радуют почести, оказываемые ей при дворе: она такая же рабыня, как и ее прислужницы. Гюльнара мечтает вернуть себе свободу и готова пойти на любой риск, к Сеиду же она равнодушна. Сегодня вечером паша приказал красавице явиться на пир, который он устраивает в честь готовящегося похода против корсаров, не дающих покоя туркам. Девушка не в праве ослушаться и просит служанок сопровождать ее. В бухте стоит огромный турецкий флот. Паша и его подданные взывают к Аллаху с мольбой о помощи в борьбе с нечестивцами. Турки приводят во дворец нищего дервиша, который просит приюта и защиты у могущественного Сеида. Странник рассказывает, что попал в плен к пиратам и ему случайно удалось спастись. Паша пытается выведать у него местонахождение и численность корсаров, но в этот момент раздаются ужасные крики — в порту загорелся турецкий флот. Воспользовавшись замешательством, мнимый дервиш сбрасывает свои лохмотья, под которыми заблестели доспехи. Турки поражены — перед ними вождь пиратов Коррадо. Корсары уже ворвались во дворец и подожги его. Сеид и его приближенные вынуждены отступить. Юноша приказывает воинам освободить наложниц паши, распахнув ворота гарема. Однако отряд корсаров слишком малочислен и турки, оправившиеся от внезапного нападения, окружают пиратов. Коррадо и несколько его товарищей, оставшихся в живых, попадают в плен. Паша торжествует. Лишь Гюльнара, покоренная мужественной красотой юноши, и несколько рабынь, спасенных корсаром из пылающего дворца, выражают пленным свое сочувствие. III действие Сеид празднует недавнюю победу, но радость его омрачена мучительной ревностью: Гюльнара, которую паша безумно любит, умоляла его сохранить жизнь капитану. Корсар красив, отважен, и девушка могла полюбить его. Сеид решает отомстить сопернику и покарать рабыню. Селиму, доверенному лицу паши, велено привести Гюльнару и подготовить все для предстоящей казни Коррадо. Девушка пытается повлиять на изменение решения своего повелителя, но только усиливает подозрения Сеида. Паша обещает сурово наказать изменницу. Гюльнара должна сама спасти любимого. Коррадо в тюрьме. Он знает, что на рассвете его ожидает плаха. Последние мысли юноши обращены к друзьям и Медоре. Несчастная не сможет перенести его гибели. Утомленный корсар засыпает. Гюльнаре удается пробраться к пленнику, подкупив стражу. Девушка предлагает капитану спастись вместе с ней. Для побега уже все готово, в гавани их ждет корабль, но Коррадо отказывается. Гюльнаре приходится вновь возвратиться в свои покои. Единственное, что ей остается — покончить с Сеидом, иначе ей никогда не быть свободной. За решетками темницы разражается страшная буря. Корсар молит стихию разбить его оковы и крепость. Буря постепенно стихает. Возвращается Гюльнара. Ей удалось совершить свой кровавый замысел: паша убит в собственной спальне. Теперь пленники должны не медля покинуть дворец, иначе они погибнут... От пиратов, оставшихся в живых, Медора узнает о том, что Коррадо в плену и его ожидает казнь. Девушка в отчаянии. Напрасно подруги пытаются успокоить ее. Медоре незачем жить после гибели возлюбленного. Несчастная принимает яд. Из окна замка виден приближающийся корабль. Спустя мгновение Коррадо вместе с Гюльнарой вступает на родную землю. Друзья спешат сообщить Медоре радостную весть. Юноша рассказывает невесте о своем благополучном возвращении из плена. Медора благодарит Гюльнару за спасение Коррадо. Яд начинает действовать. Девушка умирает на руках у корсара. Не в силах перенести утраты, юноша бросается в бушующее море...
Создав галерею романтических образов, Верди обратился к произведению, которое находится у основания романтического искусства, где эти образы были представлены в своем первозданном виде. Это поэма Байрона "Корсар", написанная в 1814 году и оказавшая большое влияние на многие явления романтизма, в том числе и музыкального. Поэма "Корсар" была создана двадцатишестилетним Байроном, уже добившимся славы после публикации первых песен "Паломничества "Чайльд-Гарольда", вернувшимся из двухлетнего путешествия по Ближнему Востоку. В поэме появляются излюбленные сюжетные мотивы нарождающегося романтизма, его характерные персонажи, которые нередко становятся архетипами романтической поэзии, драмы, оперы. Ведущее значение получают три образа, которые воплощают определенные романтические категории. Главный герой — отвергнутый обществом бесприютный скиталец, дерзкий до безрассудства бунтарь. Это человек действия, отважный и сильный, благородный защитник слабых, преданный своей возлюбленной. Его корабль носится по бушующим морским просторам. (Этот образ воплощен как в произведениях, непосредственно связанных с сюжетом Байрона, например, в увертюре "Корсар" Берлиоза или одноименном балете Адана, так и в основанных на других сюжетах, но сходных по содержанию операх — "Пират" Беллини, "Летучий голландец" Вагнера.) Героиня — это идеальный образ нежной и покорной судьбе подруги героя, обреченной вечно ждать возвращения своего странствующего друга. Она воплощает постоянство, верность и покой, к которым он стремится в своих поисках. Этот образ приближается к романтическому представлению о "вечной женственности" (для сравнения напомним апофеоз в конце "Фауст-симфонии" Листа). Вторая героиня — любящая героя, но отвергнутая им страстная натура, способная на безудержные порывы чувства, отчаянные поступки. В этом произведении она благородна и бескорыстна. Важное значение имеет стихия бурной природы, на фоне которой происходят события. Поэма Байрона давно привлекала Верди. Пиаве — постоянному соавтору Верди, удалось написать хорошее либретто, во многом благодаря тому, что он по возможности не отступал от духа и текста Байрона. Действие развивается стремительно и напряженно. «Корсар» — одна из самых цельных опер итальянского композитора с максимально концентрированной структурой — в ней три компактных действия, в которых отсутствует все лишнее. Характерная для лирической драмы схема из трех персонажей дополнена еще одним: Коррадо влюблен в Медору, отвечающую ему взаимностью, к юноше неравнодушна красавица Гюльнара, чьей благосклонности тщетно добивается паша Сеид. Побочных драматургических линий в опере нет. Борьба корсаров с турками имеет эпизодическое и декоративное значение. Все действие сосредоточено вокруг главных героев. Лирическая направленность произведения подчеркнута и тем, что как первый, так и третий акты заканчиваются не большими финалами — ансамблевыми или хоровыми, а соответственно дуэтом и терцетом. Центральный образ драмы — капитан корсаров Коррадо — занимает доминирующее положение на протяжении всех трех актов. Он принимает непосредственное участие во всех важных событиях, которые вызваны его поступками. (Он отправляется в поход на турок, внезапно появляется во дворце турецкого паши, освобождает пленниц и наложниц, сам попадает в плен, спасается бегством, бросается в морские волны, не пережив смерти возлюбленной.) С его участием происходят все важные сцены: I акт Сцена и ария Коррадо Дуэт Коррадо и Медоры II акт Дуэттино Коррадо и Сеида Финал III акт Сцена и ария Коррадо Дуэт Коррадо и Гюльнары Терцет Коррадо, Медоры и Гюльнары Характерный пример арии-сцены Верди — портрет, раскрывающий героический облик Коррадо в I акте. Первая часть арии покоряет красотой и изяществом. Особенно эпизод, в котором мелодия переходит в оркестр и звучит у деревянных духовых в сопровождении пиццикато струнных. Сцена приобретает сквозное развитие: греческий шпион приносит известие — корсары готовятся к бою. Действие вторгается внутрь сольной сцены. Кантилена сменяется воинственной кабалеттой с чеканным ритмом и решительной мелодикой. Ярчайший лирический эпизод в опере — дуэт Медоры и Коррадо, один из самых вдохновенных любовных дуэтов, написанных композитором. Взволнованная тема, передающая радость и тревогу, открывает сцену. Верди раскрывает внутреннюю борьбу, происходящую в душах героев. Эту сцену можно сравнить с дуэтом Рауля и Валентины из мейерберовских «Гугенотов». Оба дуэта имеют сходное строение: в "Гугенотах" сцена любви прерывается ударами колокола, возвещающими о начале Варфоломеевской ночи, здесь пушечный выстрел напоминает о предстоящем сражении. Герои должны пожертвовать чувством, чтобы выполнить долг. Сцена между Коррадо и Сеидом во II акте вместе с последующим финалом развивается очень стремительно и динамично. Впечатляет грандиозный ансамбль с хором, в котором мастерски объединены контрастные партии основных действующих лиц — мольбы рабынь и Гюльнары, торжество Сеида. Одно из красивейших мест в ансамбле — хроматическое восходящее движение мелодии по полутонам в партиях хора и солистов, которое сопровождается красочными гармоническими модуляциями. Верди дважды повторяет яркий колористический эпизод. Третий акт — кульминационный в развитии образа Коррадо. Ариозо из его дуэта с Гюльнарой принадлежит к самым лучшим страницам произведения. Герой показан в достачно характерной для романтического спектакля ситуации — в темнице, все утративший. Глубоким страданием проникнута мелодия вступления, открывающего сцену. Снова композитор, как и в дуэте с Медорой, использует излюбленные интонации — в оркестровом сопровождении задержание к V ступени в миноре, выражающее тоску и печаль. Экспрессию усиливает выразительный подголосок, в котором также подчеркнуты ламентозные задержания, что придает музыке трагический оттенок. В финальной сцене композитор продолжает то, что было уже освоено в "Эрнани" и "Разбойниках". Судьба главных героев последовательно прослеживается до самого конца драмы, которая и заканчивается их терцетом. В галерее созданных Верди женских образов Медора — самый хрупкий и поэтичный. Ее романс из I акта, тонко оркестрованный, с преобладанием тембра арфы и деревянных духовых, передающий настроение спокойной грусти и мечтательности, — яркая характеристика главной героини. Антиподом Медоре является Гюльнара. Противопоставление двух женских образов, ярко проявившееся в "Набукко", получит продолжение в "Луизе Миллер", "Доне Карлосе" и найдет свое завершение в "Аиде". Ария Гюльнары из второго акта — виртуозная, грациозная, изящная — полная противоположность романсу Медоры. Дуэт Корсара и Гюльнары — один из самых напряженных моментов в драме. Эта сцена вызывает ассоциации с дуэтом Амнерис и Радамеса в "Аиде". Ярким эффектным эпизодом в развитии драмы является момент тихой кульминации в III действии, когда Гюльнара сообщает Коррадо о смерти Сеида. Верди акцентирует внимание на ключевых словах речитатива, который звучит лишь на фоне tremolo струнных в низком регистре. Во втором акте «Корсара» Верди представляет чуждый пиратам мусульманский мир, полный неги и роскоши. Впервые контраст музыки европейской и ориентальной появился у Верди в "Ломбардцах". Не случайно во время написания оперы "Корсар" композитор параллельно работал и над новой редакцией "Ломбардцев" ("Иерусалим"), для парижского театра Grand Opera, в которую он включил ряд новых сцен и балет. Атмосфера тревоги, балладности повествования, разбушевавшейся морской стихии является фоном разворачивающихся событий. Вступление к опере открывается картиной бури. Симфоническая картина шторма вновь проходит в III действии, она находится между первой и второй частями дуэта Гюльнары и Коррадо. Во время нее происходит важное драматическое событие — убийство Сеида. Премьера «Корсара» 25 октября 1848 года в Триесте в театре «Гранде», успеха не имела, несмотря на то, что Верди послал для помощи в постановке своего ученика — Эмануэле Муцио. Раздосадованный композитор был склонен считать оперу неудачной, хотя «Корсар», многие страницы которого содержали яркую, вдохновенную музыку, был безусловно достоин пера своего создателя.
Нееееееееееееееет, слишком позорная картинка -там ничего не видно -одни пятна. Запись пиратская, снятая столетней мыльницей с галёрки . Нет с люстры или вообще с крыши театра
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".