Последняя оратория Телемана, созданная, когда мастеру было уже за восемьдесят, принадлежит к числу самых впечатляющих его произведений.
Представляю вашему вниманию три разных исполнения этой оратории. Самое раннее из них датируется 1966-м годом, самое свежее - 2007-м.
На двойном альбоме Арнонкура также представлено ещё одно позднее сочинение Телемана - драматическая кантата "Ино" (1765).
Стихотворный текст «Судного дня» — «ein Singgedicht voll starker Bewegungen» («либретто, полное силы и действия») — принадлежал перу бывшего ученика Телемана в гамбургском Gymnasium'e, пастору Алеру. Свободомыслящий пастор — никоим образом не пиетист. В начале его сочинения верующие ждут явления Христа; неверующие насмехаются над ними во славу науки и разума, в стиле настоящего философа XVIII века. После первой медитации, несколько слабой и отвлеченной, начинается светопреставление. Вздымаются волны, сверкают молнии, миры шатаются и падают, появляется ангел, звучит труба. И вот он — Христос. Он призывает к себе верующих, хором воспевающих ему хвалы; и он низвергает в преисподнюю воющих грешников. Четвертая часть описывает радость блаженных.
От второй к четвертой части кантата развивается в мощном crescendo; и можно сказать, что третья и четвертая части составляют одно целое, крепко связанное и непрерывное. «После второй медитации между частями нет более ни одной паузы, музыка струится единым потоком до самого конца. Даже арии da capo, частые вначале, исчезают или вводятся очень умеренно в те моменты, где драматическое действие тому не противится». Речитативы, хоралы и хоры сливаются, переходят друг в друга, выигрывают от контрастов, удваивая таким образом свой драматический эффект. Телеман с радостью отдается всему этому, благо что сюжет предоставляет ему случай развернуть столь живописные картины: шорохи и шумные наплывы у скрипок в хоре, открывающем вторую часть, — «Es rauscht, so rasseln stark rollende Wagen» с почти бетховенским драматическим концом; рассказ о знамениях, предвестниках конца света. Тут и огонь, извергающийся из земли, и буйный полет туч, и вдруг обрывающаяся гармония сфер, и луна, сбившаяся со своего пути, и вздымающийся океан, и наконец, труба, возвещающая судный день.
Наиболее захватывающий из всех хоров — хор низвергаемых в ад грешников, с его синкопами ужаса и рокотом оркестра. Нет недостатка и в красивых ариях, особенно в последней части. Но они менее оригинальны, чем аккомпанированные речитативы с оркестровыми картинами. Это — стиль Генделя или И. С. Баха, освобожденный от строгостей контрапунктического письма. Новое мелодическое искусство здесь временами смешивается с суровостью формы, бывшей уже архаичной для Телемана. Но значительность сочинения состоит не в этом, а в описательных сценах и драматических хорах...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".