МЕРЖАНОВ Виктор Карпович (15. VIII. 1919 – 20. XII. 2012)
24 июня 1941 года в Московской консерватории шли государственные экзамены.
Среди выпускников фортепианного класса С. Е. Фейнберга - Виктор Мержанов,
который одновременно кончал консерваторию и по классу органа, где его педагогом
был А. Ф. Гедике. Но о том, что его имя решено занести на мраморную Доску
почета, молодой пианист узнал только из письма педагога: к тому времени он уже
стал курсантом танкового училища. Так война на четыре года оторвала Мержанова
от любимого дела. А в 1945-м, как говорится, с корабля на бал: сменив военную
форму на концертный костюм, он стал участником Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей. И не просто участником, он стал одним из победителей.
Объясняя довольно неожиданный успех своего ученика, Фейнберг писал тогда:
"Несмотря на большой перерыв в работе пианиста, его игра не только не
потеряла своего обаяния, но и приобрела новые достоинства, большую глубину и
цельность. Можно утверждать, что годы Великой Отечественной войны наложили
отпечаток еще большей зрелости на все его творчество".
По образным словам Т. Тэсс, "он вернулся в музыку, как человек
возвращается из армии в свой дом". Все это имеет и прямой смысл: Мержанов
вернулся в консерваторский дом на улице Герцена, чтобы совершенствоваться у
своего профессора в аспирантуре (1945-1947) и по окончании последней начать
здесь педагогическую работу. (В 1964 году ему присвоено звание профессора; в
числе учеников Мержанова - братья Бунины, Ю. Слесарев, М. Оленев, Т. Шебанова.)
Впрочем, артисту предстояло еще одно конкурсное испытание - в 1949 году он стал
лауреатом первого после войны шопеновского соревнования в Варшаве. Можно,
кстати, заметить, что и в дальнейшем пианист уделял заметное внимание
произведениям польского гения и добился здесь немалых успехов. "Тонкий
вкус, великолепное чувство меры, простота и искренность помогают артисту
передать откровения шопеновской музыки, - подчеркивал М. Смирнов. - В искусстве
Мержанова нет ничего надуманного и бьющего на внешний эффект".
В 1946 году критик Д. Рабинович писал об игре победителя всесоюзного
соревнования: "Пианист романтического склада, В. Мержанов - типичный
представитель школы Самуила Фейнберга. Это ощущается в манере игры и, не
меньше, в самом характере интерпретации - несколько импульсивной, моментами
экзальтированной". С ним соглашался в рецензии 1949 года А. Николаев:
"В игре Мержанова в значительной степени проявляется влияние его учителя -
С. Е. Фейнберга. Это сказывается и в напряженном, взволнованном пульсе движения,
и в пластической гибкости ритмических и динамических контуров музыкальной
ткани". Однако уже тогда рецензенты указывали на то, что яркость,
красочность и темпераментность трактовки исходит у Мержанова из естественного,
логичного истолкования музыкальной мысли.
...В 1971 году в Большом зале Московской консерватории прошел вечер,
посвященный 25-летию концертной деятельности Мержанова. Его программу составили
три концерта - Третий Бетховена, Первый Листа и Третий Рахманинова. Исполнение
этих сочинений принадлежит к значительным достижениям пианиста. Сюда можно
добавить "Карнавал" и "Токкату" Шумана, "Картинки с
выставки" Мусоргского, 5-ю сонату Скрябина, пьесы Шуберта, Грига, Листа,
Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича. Среди советских
произведений также следует упомянуть Сонатину-сказку Н. Пейко, Шестую сонату Е.
Голубева; переложения и обработки баховской музыки, сделанные С. Фейнбергом.
"Мержанов - пианист с относительно нешироким, но тщательно отработанным
репертуаром, - писал в 1969 году В. Дельсон. - Все выносимое им на эстраду -
продукт напряженных размышлений, детальной шлифовки. Везде Мержанов утверждает
свое эстетическое понимание, которое не всегда можно принять до конца, но
никогда нельзя и отвергнуть, ибо оно воплощается на высоком исполнительском
уровне и с большой внутренней убежденностью. Таковы его интерпретации 24 прелюдий
Шопена, Вариаций Паганини-Брамса, ряда сонат Бетховена, Шестой сонаты Прокофьева,
некоторых концертов с оркестром. Пожалуй, классические тенденции в искусстве Мержанова,
и в первую очередь стремление к архитектонической стройности, гармонии вообще,
преобладают над тенденциями романтическими".
Сопоставление рецензий разных лет позволяет судить о трансформации
стилистического облика артиста. Если в заметках сороковых годов говорится о
романтической приподнятости его игры, импульсивном темпераменте, то в
дальнейшем подчеркиваются строгий вкус исполнителя, чувство меры, сдержанность.
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты".
Москва, "Советский композитор", 1990 г.
Треклист:
ЭДВАРД ГРИГ (1843 - 1907)
1. Баллада g-moll, в форме вариаций, соч. 24; 2. "Сердце Поэта" (авторская транскрипция одноименного романса); 3. Соната e-moll, соч.7 - 1. Allegro moderato; 4. Соната e-moll, соч.7 - 2. Andante molto; 5. Соната e-moll, соч.7 - 3. Alla Minuetto, ma poco piu lento; 6. Соната e-moll, соч.7 - 4. Finale. Molto Allegro.
архивные записи 1976 (1), 1955 (2), 1952 (3-6) г.г.
Светлая память Виктору Карповичу...Вместе с такими людьми уходит эпоха. Остаются записи. И образ потихоньку спускающегося по лестнице Консерватории профессора, которому посчастливилось тогда подарить букет цветов...В тот раз играли ученики Виктора Карповича Мержанова. Спасибо, Сережа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".