Специалистам и большим любителям хорошо известна история этих произведений. Привожу краткие сведения для ознакомления неспециалистов. Музыка на воде. Когда в точности была написана «Музыка на воде», неизвестно, сочинение относят к периоду с 1715 по 1717 годы.
По одной из версий, произведение было написано в 1715 году и должно было способствовать примирению композитора с английским королем Георгом I, бывшим ганноверским курфюрстом Георгом Людвигом, на службе у которого состоял Гендель. Свою службу Гендель нёс не слишком ревностно, позволял себе длительные отлучки, что и привело к недовольству короля.
Однако документы, указывающие на действительное исполнение произведения, относятся к 1717 году. 17 июля 1717 г. король принял участие в прогулке по Темзе, во время которой исполнялась «Музыка на воде». Возле королевской барки находилась барка с музыкантами, их было пятьдесят человек, они играли на самых разных инструментах: трубах, валторнах, гобоях, фаготах, флейтах, скрипках и контрабасах. Король был настолько восхищён музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него. Народ на берегах Темзы и в лодках на воде тоже принял участие в королевском веселье. «Музыку на воде» составляют три сюиты. Точный порядок частей внутри сюит неизвестен, иногда перемешиваются части разных сюит. Вероятно, когда музыка звучала для короля, медленные, часто тихие части исполнялись, когда барки короля и оркестра находились рядом, а громкие, оживлённые части — когда барки отплывали друг от друга. Музыка фейерверка.
Сюита была создана Генделем в 1749 г. по заказу короля Георга II для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство.
Торжество с фейерверком готовилось для знати, дипломатов и приглашённых гостей, но было решено провести генеральную репетицию без фейерверка, на которой музыку мог послушать народ. О месте репетиции (состоится она в лондонском Грин-парке или в Воксхолл-гарденз) Гендель долго препирался с устроителями праздника.
Ещё бо́льшие споры вызвало стремление Генделя использовать в сюите струнные инструменты, в то время как король желал, чтобы играла только «военная музыка», то есть оркестр, состоящий из деревянных и медных духовых и литавр (оркестр должен был состоять из 16 гобоев, 15 фаготов, 20 валторн, 40 труб, 1 контрафагота, 8 пар литавр, 12 барабанов). Возникли трудности и с назначением даты генеральной репетиции, поскольку её хотел посетить герцог Камберлендский и потребовалось выбрать удобное для него время.
Генеральная репетиция состоялась 21 апреля 1749 г., в пятницу, в 11 часов утра. Входная плата составила два с половиной шиллинга. Сообщалось, что в репетиции участвовали 100 музыкантов, а слушателей собралось 12 тысяч. Конные экипажи и пешеходы, спешащие на представление, создали огромную пробку, и даже возникла драка.
Основное торжество прошло 27 апреля 1749 г. в Грин-парке в Лондоне. Музыка Генделя сопровождала грандиозный праздничный фейерверк. Режиссёром зрелища был известный архитектор и театральный декоратор Дж. Сервандони. Для музыкантов он возвёл громадное, напоминающее дорический храм деревянное здание высотой около 30 м и длиной около 117 м. После того как прозвучала музыка Генделя, дали знак к началу фейерверка. Был произведён салют из 101 медной пушки. Фейерверк оказался менее удачным, чем музыка. Построенное здание загорелось, когда на него упал барельеф Георга II. К счастью, никто не пострадал.
«Музыка фейерверка» была исполнена также на состоявшемся 27 мая 1749 г. благотворительном концерте в пользу лондонского Приюта (Foundling Hospital). Приют, основанный за десять лет до этого капитаном Томасом Корэмом и первоначально носивший название «Прибежище, служащее для обеспечения и воспитания брошенных и выгнанных детей», как раз в это время строил капеллу, и доходы от концерта частично покрыли расходы на строительство. На торжестве каждую из трёх партий труб играли три музыканта, таким же образом обстояло дело и с тремя партиями валторн. Партию первого гобоя играли двенадцать, второго — восемь, а третьего — четыре исполнителя; партию первого фагота исполняли восемь, а второго — четыре музыканта. Дополняли оркестр литавры. Вероятно, на празднестве играла только «военная музыка», но на благотворительном концерте использовались и струнные инструменты, а духовых было гораздо меньше. В таком составе «Музыка фейерверка» исполняется и сейчас.
Имя сэра Н. Марринера в комментариях не нуждается, но краткие сведения о его коллективе я привожу. Коллектив был основан в Лондоне Невиллом Марринером, собравшим многих заметных лондонских музыкантов. Название происходит от церкви Святого Мартина-в-полях, находящейся на Трафальгарской площади, в которой 13 ноября 1959 года оркестр провел свой первый концерт. Первоначально выступления в церкви Св. Мартина осуществлялись небольшой труппой музыкантов на струнных инструментах, без дирижера. Они сыграли ключевую роль в возрождении исполнений музыки эпохи барокко в Англии. С тех пор оркестр расширился, в его состав вошли духовые, но его размер может варьироваться в зависимости от исполняемого репертуара, который чрезвычайно широк и простирается от барокко до произведений современных композиторов.
Свою первую запись оркестр сделал для лейбла L’Oiseau-Lyre в Конвэй-холле (англ. Conway Hall) 25 марта 1961 года. Оркестр также записывался на лейблах Argo, Capriccio Records, Chandos Records, Decca Records, EMI, Hänssler Classic и Philips Records. У оркестра обширная дискография, он является самым «записывающимся» камерным оркестром, имея в своем резюме около 500 сессий звукозаписи. Когда Марринер не мог работать с оркестром, значительная часть записей производилась под руководством Айоны Браун и Кеннета Силлито.
Помимо «живых» выступлениий и многочисленных записей, ансамбль записал музыку к нескольким саундтрекам, в том числе Амадей (1984 г.), Английский пациент и Титаник (1997 г.). Бестселлером среди них является саундтрек к Амадею.
В феврале 1971 года оркестр был преобразован в коммерческое предприятие под названием «A.S.M. (Orchestra) Limited», директором которого стал Невилл Марринер. В 1992 директором стал Малколм Лэтчем, а с 1994-го — Джон Хили. Невилл Марринер имеет статус Пожизненного Президента.
Ассоциированный с оркестром Хор Академии Святого Мартина в полях был сформирован в 1975 году. Его дебют состоялся в октябре того же года. Со дня образования хора его хормейстером был Ласло Хелтаи, а недавно преемником был назначен его ученик, Йохан Дёйк. Хор можно регулярно услышать по телевидению — он исполняет гимн Лиги чемпионов УЕФА. Полный состав оркесра приведён в сканах. Итак Музыка королевского фейерверка и музыка на воде в исполнении Академии св. Мартина в полях и сэра Невилла Марринера, партия чембало Джон Констэйбл.
Трек-лист. Music for Royal Fireworcs/ 1.Ouverture 2.Bourree 3.La Paix(largo alla Siciliana) 4.La Rejouissanse 5.Menuet Trio Da capo trio Da capo
Wassermusic
Suite1 in F major 1.Ouverture (Largo Allegro) 2.Adagio e staccatto 3.Allegro 4.Andante 5.Allegro(da capo) 6/Passepied 7.Air 8.menuet 9.Bourree 10.Hornpipe 11.Allegro
Suite 2 in F major 12.Allegro 13.Alla Hornpipe 14.Menuet 15.Lentement 16.Bourree
А вы не знаете, какие произведения они записали для Титаника 1997 года. Они ведь записали классические произведения? Услышал в фильме Чайковского "Песню без слов №3", Оффенбаха Канкан из оперы "Орфей в аду", ну и Штрауса "Вальс на голубом Дунае", все остальные мелодии, которые якобы играли в фильме мной были не услышаны в нём, но многое ещё не устоновленно. Хотелось бы выяснить.
Спасибо,дорогая Никсель!Запись и впрямь изумительная.Но сдается мне,это где-то уже выкладывали - нет,я не в том смысле,что это дубль,нет,но был интеграл оркестрового Генделя с Маринером,там и это было.Я почему это пишу - хочу тот интеграл прорекламировать,он необычайно хорош весь.И Браво,конечно
За мр3 - действительно отдельное спасибо! И за очередное отличное исполнение Генделя! А нет ли все же у кого-то той же музыки с Концертгебау оркестром и Бейнумом?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".