Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 24 Ноября 24, 03:11
Главная страница » 2012»Декабрь»13 » Концерты и пьесы для клавесина композиторов XX-го века: Ф.Пуленк, М. де Фалья, Б. Мартину, Ф. Куперен, Ж. Франсе, А. Соге, М. Легран
Концерты и пьесы для клавесина композиторов XX-го века: Ф.Пуленк, М. де Фалья, Б. Мартину, Ф. Куперен, Ж. Франсе, А. Соге, М. Легран
После периода расцвета в XVI-XVIII веках старинный клавесин был практически вытеснен фортепиано. Но уже в 1888 году парижские фирмы "Эрар" и "Плейель" начали производить первые современные клавесины. На следующий год французский пианист Луи Дьемер с успехом представлял их в Исторических концертах на Всемирной выставке в Париже, и началась активная фаза клавесинного возрождения, успешно завершившаяся во второй половине XX столетия. Реакция композиторов на появление нового инструмента была не бурной, но устойчивой. В фундаментальном справочнике Ф. Бедфорд «Клавесинная и клавикордная музыка XX столетия» приведены сведения примерно о 5600 композициях 2700 авторов, cозданных до 1992 года. Первые из них были написаны французскими композиторами - Жюлем Массне и Франсисом Томе ещё в конце 19го века. В 1896 году Морис Равель использовал клавесин в качестве сопровождения к песне "Об Анне, играющей на клавесине", в 1915 Клод Дебюсси задумал написать сонату для гобоя, валторны и клавесина, но так и не успел осуществить замысел.
Создателями первых оригинальных выдающихся современных произведений для клавесина считаются Мануэль де Фалья - Концерт для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели, 1923-1926 (Игорь Стравинский назвал его "восхитительным сочинением") и Франсис Пуленк - Сельский концерт для клавесина с оркестром, 1929, напоминающий по словам автора о лесе вблизи Сен-Лё-ла-Форе, в котором совершали прогулки Руссо и Дидро. Важную роль в их создании сыграла Ванда Ландовская. Другие произведения, создававшиеся в те же 20е годы были в большей степени стилизацией, так Рихард Штраус в Танцевальной сюите для оркестра с клавесином (1922-23) обработал (в плане легкой модернизации) восемь клавесинных пьес Франсуа Куперена. Позднее уже в 30е годы, когда буйным цветом расцвели необарочные тенденции, несколько интересных оригинальных сочинений для этого инструмента сочинил Богуслав Мартину - Концерт для клавесина и маленького оркестра (1935), "Прогулки" для флейты, скрипки и клавесина (1939), Сонату (1958) и пьесы для клавесина. Для клавесина писали и другие известные французские композиторы: Жан Франсе - Концерт для клавесина с оркестром, 1959; Анри Соге в 1962 году написал "Королевскую сюиту" для клавесина. Наполненные щемящими хроматизмами, эти сочинения вызывают в памяти похожие эпизоды музыки барокко и рококо времён Марии Антуанетты, и при этом мы ни на минуту не забываем, что слушаем произведения композиторов XX века.
Francis Poulenc (1899-1963)
Concert champêtre pour Harpsichord & orchestra, FP 49 (1929) 1. Allegro molto (10:56) 2. Andante (Mouvement de Sicilienne) (6:25) 3. Finale (Presto) (8:22)
Aimee van de Wiele, harpsichord Orchestre de la Societe des Concerts du Conservatoire Pierre Dervaux, cond.
ape (потреково) / 89мб
Bohuslav Martinu (1890-1959)
Concert pour Clavecin et petit Orchestre, H.246 (1935) I. Poco Allegro (6:30) II. Adagio (4:30) III. Allegretto (6:38) Promenades pour flute, violon et clavecin, H.274 (1939) I. Poco allegro (1:55) II. Adagio (2:23) III. Scherzando (1:50) IV. Poco Allegro (2:26) Deux pieces pout Clavecin, H.244 (1935) I. Lento (3:15) II. Allegro con brio (2:59) Sonate pour Clavecin, H.368 (1958) (7:28) Deux impromptus pour clavecin, H.381 (1959) I. Allegretto (2:22) II. ____ (2:24)
Manuel de Falla (1876-1946)
Concerto pour Clavecin & chamber Orchestre (1923-1926) I. Allegro (3:20) II. Lento. Tempo giusto. Molto energico (6:42) III. Vivace (4:15)
Monika Knoblochova, harpsichord Chamber Ensemble Michal Macourek, cond.
mp3-192 / буклет / 90мб
François Couperin (1668-1733)
Dance Suite from Harpsichord pieces (arr. Richard Strauss, 1922-23) I. Entree and stately Round (Pavane) (3:33) II. Courante (3:37) III. Carillon (3:28) IV. Sarabande (4:70) V. Gavotte (4:21) VI. Wirbeltanz (3:15) VII. Allemande (5:11) VIII. Marsch (1:08)
Staatskapelle Dresden Rudolf Kempe, cond. ape (потреково) / 141мб
Jean Françaix (1912-1997)
Concerto pour Harpsichord et Orchestra (1959) 1. Toccata I (2:35) 2. Toccata II (1:49) 3. Andantino (3:49) 4. Menuet (4:57) 5. Finale (3:58)
Jean Francaix, harpsichord Saarbrucken Radio Symphony Orchestra Emile Naoumoff, cond.
mp3-256
Henri Sauguet (1901-1989)
Suite Royale pour solo harpsichord (1962) 1. Les révérences (2:05) 2. Les Commérages (2:40) 3. ____ (3:03) 4. La Médisance (1:45) 5. La Nostalgie (3:52)
Le Messager, suite pour Harp, Clavesine & Orchestre (1970) (19:21) Michel Legrand, clavecin & direct. Catherine Michel, harpe Orchestra Symphonique
mp3-320
Все желающие могут ознакомиться с интересной монографией "Клавесин в современном композиторском творчестве" об истории возвращенния клавесина в классическую музыку
Клавесин в современном композиторском творчестве
pdf
alyosha обновил ссылки и добавил дополнительную ссылку для рабочей:
Занятно получилось - выставка 1889 года - футуристическая - железо, электричество, Эйфелева башня. И возвращение клавесина.
Выставка 1937 - предвоенная и более традиционная (самым популярным аттракционом в ней была снова Эйфелева башня, ха-ха), и - восемь из двадцати ангажированных композиторов используют самый футуристичный на мой взгляд (слух) инструмент всех-времен-и-народов, Волны Мартено.
Эти две Ваши новости - ВМ и клавесин - отлично дополняют друг друга.
Все желающие могут ознакомиться с интересной монографией "Клавесин в современном композиторском творчестве" там об истории возвращенния клавесина в классическую музыку подробно написано (ссылка внизу)
Жалко, что не найти те 20 сочинений для Выставки 37-го. Хотя они существуют в записи на односторонних 78rpm дисках (hi-fi по тем временам), но никогда не издавались коммерчески.
Я разве сказал, что материал неинтересный? Наоборот, очень даже интересный! Вот ещё и монографией разжился! А то, что у меня кое-что из этого есть, вовсе не значит, что это есть у других.
Его пример мне был наука! Ведь согласитесь: гаммы - скука! Или зелёная тоска! А следом классная доска... Зато теперь остепенился, но... кнопки вынуть поленился! :))))))))))
Очень хорошо Нашёл ещё клавесинного Ибера и Пьесу Л.Харрисона памяти Мийо. Самого Мийо - сонату для скрипки и клавесина не нашёл ;(
Jacques Ibert (1890-1962) Deux Interludes for flute, violin and harpsichord (1946) I. Andante Espressivo II. Allegro Vivo Eleonore Pameijer/Menno Van Delft/Kees Hulsmann http://files.mail.ru/9I3L17
Lou Harrison - Village music for harpsichord - Hommage to Milhaud (1949) http://files.mail.ru/OVT31S
Из этого поста вообще можно сделать пункт бесперебойного питания, с учётом того, что в фундаментальном справочнике Ф. Бедфорд «Клавесинная и клавикордная музыка XX столетия» приведены сведения примерно о 5600 композициях 2700 авторов, cозданных до 1992 года
Выложила в тему поста ноты двух произведений Лигети:
Ligeti - Continuum For Harpsichord.pdf http://narod.ru/disk/26873543000/Ligeti%20-%20Continuum%20For%20Harpsichord.pdf.html
Ligeti - Hungarian Rock for harpsichord (1978).pdf http://narod.ru/disk/26873629000/Ligeti%20-%20Hungarian%20Rock%20for%20harpsichord%20(1978).pdf.html
Спасибо, Олег! Взяла пока только Мартину и де Фалью (что-то мне клавесинный Мануэль на пользу не пошел, хотя все остальные его сочинения обожаю до бесконечности), а Мартину очень славный, особенно флейтовые прогулки
Кстати, одна ссылка отсюда покамест рабочая. На запись музыки Соге:
http://files.mail.ru/WIDX60
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".