Phryné (opéra-comique en 2 actes) / Фрина (опера в 2 актах)
Либретто Люсьена Оже де Лассю
Премьера: 24.5.1893, "Театр-лирик", Париж
Действующие лица и исполнители:
Phryné
Denise Duval
Dicéphile
André Vessières
Nicias
Michel Hamel
Lampito
Nadine Sautereau
Agoragine
Georges Alès
Cynalopex
Jean Mollien
Chœurs de la RTF
Orchestre Radio Lyrique Paris
Chef d'orchestre: Jules
Gressier
Запись: 1960, Paris
Фрина (др.-греч. Φρύνη, ок. 390
г. до н.э. – ок. 330 г. до н.э.) – знаменитая афинская гетера, бывшая натурщицей
Праксителя и Апеллеса. Родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя –
Мнесарета (др.-греч. Μνησαρετή, «Помнящая о добродетелях», см. Аристогетон,
«Речь против Фрины»). Прозвание Фрина («жаба»?) получила из-за желтоватого
оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до неё – возможно, что
это прозвище имело и охранительный характер – чтобы ввести в заблуждение
завистливых тёмных духов. Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась
как обладательница идеальной фигуры. В молодости была моделью и любовницей
скульптора Праксителя, в зрелые годы – живописца Апеллеса (видимо, она очень
долго сохраняла красоту и лица, и тела). Единственный мужчина, устоявший перед
её чарами, был философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой
Академией. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала
Фрина, проиграв это пари (Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов»). Назначала цену своим клиентам не по таксе, а в
зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился
царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он
уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы
восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку
восхищалась его умом. Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела
такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены
Фив (336 год до н.э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства,
при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены
Александром и восстановлены Фриной», но фиванцы отклонили это предложение
(Каллистрат, «О куртизанках»). Гетера отличалась непривычной стыдливостью, и
обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не
посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы,
прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. Только
дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике
храма обнаженной, и, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать
почести богам. Как рассказывают антики, именно эта сцена посеяла в мыслях
Апеллеса образ Афродиты, рождающейся из пены и он написал с Фрины свою знаменитую
картину «Афродита Анадиомена». После смерти гетеры ей была установлена золотая
статуя в Дельфах, которую также изваял Пракситель (а не в храме Артемиды
Эфесской, как пишут иногда). Киник Крат (Crates) писал, что эта скульптура
является «памятником распущенности эллинов». Скульптура стояла между статуй
спартанского царя Архидама и Филиппа, сына Эминта, что выглядело достаточно
провокационно, учитывая её социальный статус. На пьедестале была надпись:
«Фрина, дочь Эпикла из Феспий», как пишет Алкет (Aλκέτας) в своём описании
Дельф, а также Плутарх. Аполлодор в своей книге «О куртизанках» упоминал, что
на самом деле было две гетеры по имени Фрина. Одна носила прозвище «Печальная
Улыбка», вторая – «Золотая рыбка». Но Геродикос (Ήρóðιĸος) в 6-й книге о персонажах
комедии говорит, что их прозвищами было Sestus (просеивающая) – от её способа
обращения с поклонниками; и Феспийка (по родному городу). О ней писали
комические поэты Тимокл (Timocles), Амфис (Amphis) и Посейдипп, и т.д.
Наибольшее число анекдотов о ней перечислено у Афинея. Фрине посвящены
одноимённая пьеса (1891) Шарля-Мориса Донне, одноимённая поэма (2000) Димитриса
Вароса, одноимённая опера (1893) Камиля Сен-Санса.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".