На конец 2011 года «Opera Rara» припасла что-то совершенно исключительное: произведение Антонио Вивальди, которое не ставилось около 250 лет, вновь возвращается на сцену!
Инструментальные концерты Вивальди – самые популярные среди его работ, включая, конечно, скрипичный хит ''Времена года''. Работы рыжего священника для сцены известны менее, несмотря на то, что он работал с различными театрами в течение 30 лет и сочинил около 100 опер. Половина из них дожила до наших дней, шансы совершить необыкновенное открытие, как в 1926 году в монастыре Сан Карло Салезиан в Италии, когда были найдены 14 томов манускриптов великого венецианского композитора, всё уменьшаются. В этом году четвёртой постановкой «Opera Rara» из этого цикла является концертная версия последней оперы Вивальди «Оракул в Мессении», что станет очевидно большим событием. Это произведение, ранее считавшееся утраченным, было воссоздано на основе либретто его венской премьеры, недавно найденном в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Но почему Вена в биографии итальянского композитора? Вивальди прибыл из Венеции в столицу Автрии в 1740 году, в то время как его звезда медленно, но неумолимо закатывалась в его родном городе. Он надеялся получить положение при венском дворе, а также рассчитывал на финансовую поддержку императора Карла VI. Он также начал репетировать «Оракула», либретто которого было написано Апостоло Дзено и который имел большой успех в Венеции в 1738 году.
Однако планы были разрушены смертью императора; все оперы были запрещены в течение года из-за траура. Но Вивальди не оставил свои попытки найти богатого спонсора, однако финансовые сложности оставили ощутимый след на его и без того ухудшающемся здоровье. Композитор, чья музыка окружила половину земного шара, умер 28 июня 1741 года и был похоронен в тот же день без церемонии, в сопровождении только колоколов, как хоронили всех бедных. Только благодаря настойчивости и упорству его друзей состоялась венская премьера оперы «Оракул в Мессении» в 1742 году.
Либретто именно этой версии послужило основой для реконструкции, выполненной Фабио Бьонди, выдающимся скрипачом, дирижёром и исследователем музыки барокко, основателем и лидером коллектива «Europa Galante». Хотя в подобных мероприятиях он участвует не впервые, вопрос о том, каким образом воскресить давно потерянные, неполные работы, из которых только отдельные арии сохранились до наших дней, весьма уместен. Ответ на него прост: посредством использования идей мастеров барокко!
Находясь под давлением времени и сталкиваясь с большой конкуренцией, композиторы часто использовали технику под названием pasticcio (так называют и оперы, созданные при помощи неё). Они создавали совершенно новые произведения с помощью заимствования и переделывания мелодий своих и чужих, например, ранее живущих композиторов. Бьонди также пользовался этим приёмом: он дополнил сохранившиеся отрывки оригинальной оперы Вивальди ариями из его других опер и музыкой современников рыжего священника, например, Джеминьяно Джакомелли, Риккардо Броски, Иоганна Адольфа Хассе. Но можем ли мы воспринимать это как оперу Вивальди?
Конечно! У нас есть оригинальное либретто, и загруженный работой Вивальди действительно часто полагался на эту технику, чтобы выполнить обязательства.
Выбор, сделанный Бьонди, вряд ли является единственно возможным, однако памятуя об успехе опер «Баязет» и «Геракл на Фермодонте», воссозданных этим методом, мы можем полностью положиться на его знания, воображение и музыкальную интуицию.
Особенно тогда, когда мы слушаем прекрасно поставленную работу: инструментальные партии будут исполняться коллективом «Europa Galante», одним из самых востребованных ансамблей, специализирующихся на старинной музыке, под управлением Бьонди. Центральная роль царицы амазонок Меропы была доверена шведской меццо-сопрано Анн Халленберг, которая часто выступает в театрах Милана, Парижа и Мадрида. Она работала с лучшими дирижёрами, включая Марка Миновского, Джона Элиота Гардинера и Оттавио Дантоне во время гастролей по Европе со своей программой «Дань Фаринелли» с Кристофом Руссе и «Les Talens Lyriques ensemble».
В партии сына Меропы — Эпита — выступит итальянское меццо-сопрано Лаура Польверелли, а роль тирана Полифонта, использующего силу и обман, чтобы завладеть королевством — великолепный норвежский тенор Магнус Ставеланд. Также стоить обратить внимание на второстепенную роль Фрасимеда. Во-первых, из-за Юлии Лежневой, которую в журнале «Le Figaro» именуют «новой Марией Каллас». На пороге своей большой карьеры 21-летняя русская сопрано уже выступала на фестивалях в Пезаро и Зальцбурге и записала Высокую мессу Баха с Миновским. В прошлом году Юлия также принимала участие в цикле постановок «Opera Rara» под руководством Джованни Антонини. Во-вторых, она исполняет необыкновенно сложную партию, богатую колоратурами, требующую голос с диапазоном, сравнимым с фортепианным, полного контроля над исполнением и виртуозной техники владения им. Неудивительно, ведь арии писались для лучших певцов того времени, включая знаменитого кастрата Фаринелли. Другие партии исполняют Ромина Бассо (Эльмира), Франциска Готтвальд (Лицискус) и Хавьер Сабата (Анасандр).
Цикл «Opera Rara» представляет собой многообразие произведений периода барокко, написанные композиторами венецианской, неаполитанской, французской школ... Говорящее название (rara – ит. редкая) указывает на то, что в программе можно ожидать редко исполняемый материал. Любители оперы уже присутствовали на нескольких польских премьерах, включая работы Вивальди («Геракл на Фермодонте», «Оттон на вилле» и «Неистовый Роланд»). Однако мировая премьера «Оракула в Мессении» является беспрецедентным событием на протяжении их трёхлетней истории. Она безусловно станет популярной в Польше и не только. С помощью Еврорадио посредством 17 вещательных компаний забытая опера венецианского композитора достигнет слушателей по всему континенту.
И ещё - важное уточнение к фразе: "Выбор, сделанный Бьонди, вряд ли является единственно возможным, однако памятуя об успехе опер «Баязет» и «Геракл на Фермодонте», воссозданных этим методом, мы можем полностью положиться на его знания, воображение и музыкальную интуицию". "Баязет" и "Геркулес на Термодонте" не были ВОССОЗДАНЫ Бьонди по принципу пастиччо. Эти оперы самим Вивальди были написаны как пастиччо Он взял номера из своих более ранних опер (а также из ряда опер своих современников) и приспособил их к новому либретто. То, что получилось у Вивальди в этих двух случаях, в целом сохранилось. Из "Баязета" до нас не дошли лишь четыре арии, из "Геркулеса" - чуть больше, но всё-таки тут не было нужды фантазировать с нуля. В обоих случаях под именами "Баязета" и "Геркулеса" исполняют и записывают именно те оперы, которые слышали современники композитора. А вот с "Оракулом", как я понимаю, ситуация иная. Здесь, наоборот, если что и сохранилось от оригинала, то лишь несколько отдельных арий. Так что тут мы имеем дело с пастиччо Бьонди на музыку, взятую из других опер Вивальди (а также очень много из Джакомелли плюс Броски и Хассе). Как и упомянутый выше "Монтесума"- то было пастиччо Мальгуара на музыку Вивальди из других опер (но там хотя бы ТОЛЬКО Вивальди). То есть на венской премьере "Оракула" в 1742 году, очевидно, звучала иная музыка... Хоть и на то же либретто Кстати, полное либретто есть тут: http://www.frabernardo.com/oracolo_in_messenia_libretto.pdf Любопытно, что, вообще-то, если посчитать в процентах, в этой "реконструкции" больше всего взято из Джакомелли. Вивальди - на втором месте А единственная ария, которую поёт Юлия Лежнева (в том числе и в промо-ролике) - это известная ария Рикардо Броски "Son quai nave ch'agitata" (она, например, есть в саундтреке к "Фаринелли-кастрату").
Я эту запись успел послушать одним из первых. И тут же поделилься ею с Халленберг, моей давней подругой. Она была просто в шоке, что у меня так быстро появилась эта запись (буквально через пару дней после премьеры). Ей было очень интересно моё мнение об этой авантюной постановке Biondi, а также конкретно её партия. Вы можете себе представить, что певцы такого колибра могут быть тоже не очень-то уверены в себе?
Но я та ещё сволочь ;). Люблю шутить и идеваться таким вот образом. Сказал, что опера очень приятная уху, лёгкая. А потом отвесил кучу комплиментов моей обожаемой Ромине Бассо (она и правда тут великолепна). Аня тоже умница, но я ей пока не сказал.
кстати, спасибо за запись, но она у меня уже есть( на интермеццо раньше вышла, чем на погружении, хе-хе)...если не секрет, товарищ Кассис, откуда она у Вас(запись)?
Что странно: Риом в своём каталоге приводит ноты лишь одной сохранившейся арии из "Оракула". Это ария Эпитида "Quel l'u signuolo" (№4 во втором акте). Так вот в "реконструкции" Бьонди этой арии как раз нету вообще...
Стоит отметить одно существенное различие в этих записях: на премьере в Кракове в декабре 2011 (см. ссылку Cassis'a) партию Эпитида пела Laura Polverelli, а в Вене в январе 2012 (см. ссылки Robbit'a) - Vivica Genaux.
Картинка на Главной открыта на треть. Так хочется мне на неё посмотреть. И что с ней такое? Никак не пойму. Неужто она не нужна никому?
А может быть глюк этот лишь у меня? Быть может Касперский увидел коня? Быть может мой браузер так устарел, Что... Картинку на Главной не посмотрел.
СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".