Ханс-Кристиан Бартель. "Серьёзная и светлая камерная музыка"
23:12
Интернет-премьера!
Продолжаю бартелевскую тематику.
В данной выкладке собраны некоторые камерные произведения этого
альтиста и композитора. Публикация этой музыки на нашем сайте разрешена автором.
О композиторе я уже писал здесь. Добавлю, что некоторые произведения, выложенные в данном посте (оба квартета, трио), как оказалось впоследствии, были вовремя (в конце 90-х) вынуты из "закромов", ибо в 2002 году случилось известное наводнение бассейна Эльбы, и дом, где у коллег хранились рукописи Бартеля, попал в зону затопления. Архив погиб. Так что спасибо счастливому случаю, описанному ниже, а то бы мы этого так и не услышали... Ниже привожу небольшие заметки композитора о своих произведениях.
Никогда не исполнявшийся и давно забытый Струнный квартет (1953) я допустил к исполнению по просьбе моего студенческого друга Карла Зуске для его последнего концерта в качестве примариуса Гевандхаус-квартета, состоявшегося в 1997 году. Воодушевлённый невероятным успехом, я позволил себе на своём собственном прощальном концерте в качестве артиста Гевандхаус-оркестра представить публике также два других ранних сочинения - Струнное трио (1954) и Гобойный квартет (1955).
"Фортепианную книжечку" я написал в 1999 году для моего мюнхенского крестника Маркуса Штилера по просьбе его родителей, особенно матери - он должен был быть мотивирован к отвлечению от вечного компьютера в пользу фортепиано, специально для него приобретённого.
Вариации на тему народной песни "Alleweil ein wenig lustig..." ("Всегда быть немножко весёлым...") были написаны в 1962 году для самодеятельного оркестра, в том составе, в котором я их нашёл (кроме "нормальных" инструментов - также цитра, аккордеон, саксофон и т.д.). Самодеятельные музыканты смогли тогда сыграть только лёгкие фрагменты - первое же исполнение состоялось 40 лет спустя в фойе Гевандхауза, в качестве "серенады" ко дню рождения моего скрипичного педагога профессора Герхарда Боссе, силами коллег из Гевандхаус-оркестра.
5 Миниатюр были сочинены в кратчайший срок (4 дня!) по просьбе виолончельного класса моего студенческого друга Йозефа Шваба для концерта струнного отделения берлинской высшей школы музыки. В ночь с 17 на 18 декабря 2000 года партии были розданы для занятий, 18-го утром была репетиция, в 15.30 - концерт, в 20.00 Шваб держал в руках диск с записью, сделанной на моей аппаратуре.
1.-6. Тема с вариациями для струнного квартета (1953). Карл Зуске, Михо Томиясу (скрипки), автор (альт), Кристиан Гигер (виолончель). Запись с прощального концерта Х.-К.Бартеля в Гевандхаузе, 12.10.1997
7.-9. Струнное трио (1954) Gaede-trio, зап. 2002 г.
10. Гобойный квартет (1955) Gaede-trio и Кристиан Ветцель (гобой), зап. 2002 г.
11. Konzertstück для виолончели и фортепиано (1988) Кристиан Гигер (виолончель), Юка Кобаяши (фортепиано). Вариант с оркестром можно найти здесь.
12.-18. Пьесы из "Фортепианной книжечки для Маркуса" ("10 пьес, лёгких и средней трудности, для прилежных детей"). Исполнитель (мне) неизвестен. 12. Колыбельная собаке 13. Птичий двор 14. Сорванец 15. Китайская арфа 16. То сердитый, то добрый - кто? - папа 17. Двигатель барахлит 18. Компьютер опять глючит!
19. Вариации на народную песню "Alleweil ein wenig lustig sein..." ("Всем - веселиться...") (1962). Запись первого исполнения в 1992 году в фойе Гевандхауза.
20. Фрагмент репетиции 5-ти миниатюр.
21.-25. 5 миниатюр для ансамбля виолончелистов на имя "Йозеф Шваб" Запись первого исполнения 18.12.2000 студентами класса проф. Йозефа Шваба в высшей школе музыке им. Ханса Айслера, Берлин. 21. Групповой урок 22. "Работа" 23. Венгрия 24. Печаль 25. Вечеринка
Вот это да!!!это гениально!как жаль,что музыка уже закончилась...Без шуток,я потрясен просто КАЧЕСТВОМ этой музыки.Это надо играть,ее надо слушать и наслаждаться..
Вот и я считаю, что это надо играть и это надо слушать. Я никак не могу взять в толк: ну почему же он эти замечательные штучки 40 лет в архиве коптил? Спросил его - разводит руками: "Сам не знаю, как так получилось!". Тема с вариациями была исполнена вскоре после написания молодыми ещё тогда Карлом Зуске и Бартелем со товарищи в узком студенческом кругу, и с тех пор не исполнялась вообще. Если бы не инициатива Карла Зуске спустя много лет - лежало бы сейчас это сокровище на дне Мульды безвозвратно. С ужасом об этом думаю. А сколько такого там уже лежит... И к сожалению, вряд ли подлежит восстановлению - старик уже очень нездоров. Глаукома - это самое лёгкое из того, чем он страдает. Но всё же по мере сил сочиняет дальше. Моё желание познакомить русскоязычных меломанов с его музыкой очень его обрадовало, и он сразу же дал добро на публикацию этих записей.
Спасибо огромное за такую ценнейшую информацию. А то ведь ни у кого не допросишься из наших местных музыкантов рассказать о нём хоть что-нибудь - или не знают, или знать не хотят, а ещё в профессорах ходят!
Со вчерашнего дня под сильнейшим впечатлением от этой музыки.Как будто бы появился второй Шостакович,столь же сильный эмоционально,но более классически-уравновешенный,в русле немецкой традиции..Есть ли что-нибудь еще,какие-то записи? Как странно и печально,что гениальная музыка так долго ждет своего часа...и больно за пропавшие рукописи..
Как интересно написано-серьезная и светлая музыка..только вчера после концерта Сибелиуса в БЗК задавалась вопросом а есть ли кто из современных композиторов,способных создать подобное,чтобы впечатлило,тронуло и поразило..оказывается да!kubra,спасибо Вам за достойное просвещение..
К №5: Вячеслав, к сожалению, имя Ханса-Кристиана Бартеля не слишком известно - примерно тот же случай, что и с Муровым, известность в основном региональная. Вот, благодаря Погружению есть возможность её расширить. Ну что ж, если понравилось - скомпоную ещё одну выкладку с произведениями Бартеля. Прошу немного подождать.
Удивительно светлая и красивая музыка! Сразу завораживает и приковывает внимание. А может это даже и хорошо, что в авангардной музыке ещё не устоялись авторитеты и приятные открытия могут ждать нас в любой момент. Большое Спасибо.
Поражает неистощимое разнообразие фактур и рисунков. Наверное такой и должна быть Современная музыка.
Пока, увы, нет - всё-таки Бартелю через полтора месяца будет уже восемьдесят, и у него, к сожалению, катастрофически падает зрение (это кроме остальных хворей), он вынужден для написания нот копировать себе партитурную и вообще нотную бумагу с увеличением, на столе лежит мощная лупа. Но в данный момент он, невзирая ни на что, завершает новое большое сочинение, после Нового года намечается премьера. Я слежу за новостями и от души желаю этому удивительному человеку доброго здоровья на долгие годы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".