Как похожи судьбы многих людей творческого ряда... Как много у них общего в чувствах, мечтах и переживаниях, как много осмысленного в их взглядах на мир: в этих взглядах тихое трепетание ресниц от солнца, робкое мигание от боязни пропустить ещё один луч, странная, подчас не понятная современникам, тяга к пониманию смерти как второго полюса, противоположного рождению, но всё же существующего.
Признаюсь, что мысль проследить взаимосвязь эпох и стилей, связанных с творчеством Цветаевой, пришла ко мне после прочтения не её стихов, а "Часослова" Райнера Марии Рильке, о котором София Губайдулина сказала:
"Я люблю все эти тексты в подлиннике, в их немецком варианте. Такой тоски по высшей реальности больше не знаю нигде".
Едва ли не более сильно, чем в стихах Рильке, тема странника на холме отражена в одном из стихотворений Марины Ивановны, также любимой Губайдулиной, использованном ею для написания замечательного, хотя и оставляющего после первого прослушивания впечатление угловатости, впрочем, исчезающее после знакомства с оригиналом.
Наконец, треугольник замыкается Дмитрием Шостаковичем - в его 14-й симфонии, как известно, звучат строки Рильке, а в последних опусах - вновь Цветаева.
P.S. Я долго думал, как оформить эту самодельную страничку и, просмотрев многие полотна, решил не останавливаться на типичных авангардно-ломаных картинах, избрав для этого кенотаф писателя и социолога А.А. Зиновьева на Новодевичьем кладбище. В какой-то степени его жизнь, также довольно противоречивая и неоднозначная, - есть отражение поиска ответов не только на кажущиеся даже философам вопросы о смерти и жизни, но также и то, отчего общество наше походит на эту страшную карикатуру? Почему влекомы позади идущие лошади смертью идущих впереди? И почему так резок тон цветаевской строфы в эпиграфе?
Список сочинений:
1. София Губайдулина - "Час души" для сопрано, камерного ансамбля и ударных на стихи Марины Цветаевой (26:55)
2. Дмитрий Шостакович - Шесть романсов на стихи Марины Цветаевой, Ор. 143а (17:48)
1. Мои стихи; 2. Откуда такая нежность; 3. Разговор Гамлета с совестью; 4. Поэт и царь; 5. Нет, бил барабан перед смутным полком...; 6. Анне Ахматовой.
Елена Заремба (контральто), Гётеборгский симфонический оркестр, дир. Неэме Ярви Запись 1995 г.
3. София Губайдулина - ``Посвящение Марине Цветаевой`` для хора без сопровождения (15:41)
В своём хлеву овса почавкав, Без соли даже... на воде... За табуном в метро спустился, С мыслишкой стойкой - быть беде! И точно! Вывернул карманы - Ни кошелька нет, ни ключей... Не зря вокруг вертелись двое И убежали, как ручей!
Спасибо! На стихи М. Цветаевой есть роскошный вокальный цикл ростовского композитора, ученицы В.Салманова, Галины Гонтаренко "Марина Морская". А также хоровые сочинения! Ещё раз спасибо!
Любовь, скажите, а где бы взять этот цветаевский цикл Галины Гонтаренко? В 1983-84 годах услыхал его в концерте в Ростове-на-Дону, с тех пор больше нигде...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".