Название: Король Рогер Оригинальное название: Le Roi Roger Год: 2009 Жанр: Опера в 3-х действиях Композитор: Кароль Шимановский (Karol Szymanowski) Режиссер-постановщик: Кшиштоф Варликовски (Krzysztof Warlikowski) Оркестр и хор Национальной парижской оперы (Orchestre et choeur de l'Opéra National de Paris) Музыкальный руководитель и дирижер: Казуши Оно (Kazushi Ono) Сценография: Malgorzata Szczesniak Режиссер ТВ: Stéphane Metge Выпущено: Франция, ARTE, Bel Air Media Язык: Оригинал (польский) с французскими субтитрами
Исполнители и действующие лица: Mariusz Kwiecien (Roger II), Olga Pasichnyk (Roxana), Stefan Margita (Edrisi), Eric Cutler (le Berger), Wojtek Smilek (l'Archevêque), Jadwiga Rappe (une Abbesse)
Наш пользователь (Loreley) добавила ссылку на либретто (язык русский):
(Либретто Ярослава Ивашкевича и Кароля Шимановского Перевод с польского Анны Булычевой при участии Ольги Дешко)
О театре
Информацию о Национальной парижской опере посмотрите, пожалуйста, в теме: "Натали Дессей в опере Беллини «Сомнамбула» (Национальная парижская опера - 2010) SATRip" Адрес - http://rapidlinks.org/link/?lnk=172926
О композиторе (автор К. Зенкин)
Кароль Мацей Корвин-Шимановский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Разносторонняя деятельность К. Шимановского - крупнейшее явление музыкальной культуры Польши первых десятилетий нашего века. В нем соединились дарования композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Такой многогранности способствовало все окружение Шимановского, и в первую очередь - семья с богатейшими культурными традициями. С раннего детства Шимановский находился в атмосфере искусства: отец и брат композитора - пианисты, а сестра - певица, художница и поэтесса. Уже в детские годы Кароль сочиняет оперы, в домашних постановках которых участвовал его двоюродный брат, будущий писатель Я. Ивашкевич. Мальчик обучается игре на фортепиано сначала под руководством отца, а затем в Елизаветграде - в школе своего дяди Г. В. Нейгауза (отца советского пианиста Генриха Нейгауза). В 1901-1905 гг. Шимановский учится в Варшавской консерватории, где овладевает композиторским мастерством в классе З. Носковского. В эти годы он пишет главным образом фортепианные произведения: сонату, прелюдии, этюды. Выбор жанров и музыкальный язык выдают приверженность стилю Ф. Шопена и А. Скрябина. Вскоре начинают ощущаться влияния И. Брамса, М. Регера и в особенности яркого, красочного оркестрового стиля Р. Штрауса (опера "Хагит" - 1913, 2 первые симфонии, сочинения для голоса). Подобно многим своим современникам (М. Равель, С. Прокофьев), Шимановский увлекался неоклассическим возрождением старинных жанров (сарабанда, менуэт и т. п.). Сочинение музыки постоянно сочеталось с ее пропагандой, интенсивной концертной деятельностью, многочисленными поездками по странам мира. В 1985 г. композитор вошел в группу музыкантов "Молодая Польша", боровшуюся против академизма, за развитие нового, национально самобытного и высоко профессионального искусства. В 190614 гг. жизнь Шимановского связана с Берлином, Веной, поездками по Италии, Германии, Польше, Украине, в страны Африки: Алжир и Тунис. Образы Востока, его философия и поэзия нашли отражение в музыкальном творчестве: в Третьей симфонии "Песнь о ночи" (1916), написанной по мотивам произведений средневекового персидского поэта Джалаледдина Руми, в вокальных сочинениях "Любовные песни Хафиэа", "Песни безумного муэдзина", в песнях на слова Р. Тагора. Увлечение Шимановского Востоком было, во многом близко аналогичным устремлениям Дебюсси и Равеля. Но не только это связывало польского композитора с французским импрессионизмом: к годам первой мировой войны относится формирование нового стиля Шимановского, более современного гармонического языка, уже не укладывающегося в рамки классико-романтической гармонии. Главное для музыки Шимановского этих лет - красочность, колористичность звуковой палитры. Это сказалось в экзотической опере "Король Рогер" (1918-24) - одной из вершин творчества; в балетном дивертисменте "Мандрагора", а произведениях, навеянных образами античности (кантата "Деметра", цикл поэм для фортепиано "Метопы"). Годы первой мировой войны Шимановский провел главным образом на Украине: в родной Тимошовке, Киеве, Елизаветграде (1917-19), Львове (1919), он часто приезжал с концертами в Москву и Петроград. После революции Шимановский принимал участие в создании новой советской культуры: работал в музыкальном отделе Наркомпроса, выступал перед рабочими и солдатами, писал статьи о воспитательном воздействии искусства на человека, о его роли в обществе. Свои эстетические взгляды Шимановский изложил в философской повести Эфеб и многочисленных статьях о музыке. В 1919 г. Шимановский переезжает в Варшаву, а в 20-е гг. предпринимает большую гастрольную поездку по Англии, Франции и Америке (Нью-Йорк, Флорида, Куба). В 20-е гг. происходит новый поворот в эволюции стиля Шимановского. Композитор обращается теперь к древнейшим пластам национального фольклора; изощренная, сложнейшая хроматическая ткань уступила место старинным диатоническим ладам (вокальный цикл "Слопевне" на ст. Ю. Тувима). Проводя много времени в Закопане (Польше), где он лечился от туберкулеза, композитор изучал местную гуральскую песенность. Результатом собирания народной музыки явились обработки курпевских и подгаляньских песен, музыка балета "Разбойники" ("Харнаси", 1923-32), "Stabat mater" (задумано как "Крестьянский реквием" - 1926), Четвертая симфония (симфония-концерт с фортепиано - 1932), Второй квартет, Двадцать мазурок для фортепиано (1926). Шимановский охватил в своем творчестве все жанры: он написал 2 оперы, 2 балета, оперетту, 6 кантат, 4 симфонии, музыку для фортепиано (3 сонаты, миниатюры), скрипки (2 концерта, соната, цикл поэм "Мифы"), 2 квартета, вокальные сочинения. В последние годы жизни особое внимание Шимановский уделяет педагогической деятельности; в 1927-33 гг. он возглавлял Варшавскую консерваторию и был профессором композиции. Продолжались и концертные выступления в качестве пианиста. В 1933 г. Шимановский приезжал в СССР, он часто ездил лечиться в Закопане, Австрию и Швейцарию. Подобно многим своим современникам, Шимановский прошел путь сложной творческой эволюции. Обращаясь к различным манерам письма, он соединил национальную традицию с приемами современной композиторской техники и тем самым положил начало польской музыке XX в.
О произведении
Кароль Шимановский написал свой шедевр - оперу «Король Рогер», на либретто композитора Я. Ивашкевича, во время своего путешествия в Италию и на Сицилию (1911-1915). Сюжет оперы был основан на эпической истории о сицилийском короле Роджере. По окончании работы над музыкой и либретто, композитор начал хлопотать о постановке оперы (1924). После длительных хлопот, Шимановскому удалось поставить оперу в Варшаве, 19 июня 1924 года. Партию королевы Роксаны исполняла известная в те годы певица Станислава Корвинска-Шимановска. Холодная реакция публики и критики на премьеру, сыграла негативную роль в дальнейшей судьбе произведения. В Польше «Король Рогер" вернулся на сцены театров только в 2000 году («Национальная опера») и 2007 («Вроцлавская опера»). За границей Польши опера ставилась в 2008 в Нью-Йорке, в 2009 в Эдинбурге, затем в Париже, в Санкт-Петербурге, Барселоне и Бонне.
Рецензия Евгения Цодокова на постановку произведения в Варшавской опере, где автор излагает историю создания произведения и его сюжет: http://operanews.ru/king.html
А также Екатерины Алленовой и Ольги Гуровой по тому же событию:
НОТЫ произведений Кароля Шимановского:
Файл Качеcтво: HDTVRip Формат: avi Видео: DivX 5 1280x720 25.00fps Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps Продолжительность: 01:30:34 Размер: 2,83 ГБ (3039655936 bytes)
Пользователь Loreley добавила зеркало на narod.ru:
|