Оба они стяжали лавры в
«Травиате». Все помнят фразу «Мольбе моей внял бог святой» в знаменитой арии
Жермона, которая поднимала на ноги партер театра «Ла Скала». В этой памятной
постановке «Травиаты», кроме Страччари, принимал участие замечательный русский
тенор Собинов; Виолетту пела Розина Сторкьо. Исполненная благородной
выразительности фигура Страччари, его ясное лицо, его истинно отеческая улыбка
и теплота вокала—все это совершало чудо, чудо искусства.
из книги С.Ю. Левика
"Записки оперного певца”. 2-е издание "Искусство”, Москва, 1962, стр.160
"...Баритон Риккардо Страччаре
оставил по себе неизгладимую память прежде всего
замечательным вокальным мастерством. По первому впечатлению у него был большой,
звонкий и какой-то необыкновенно радостный голос, богатый обертонами. От каждой
его протяжной ноты оставался длительный отзвук, как бы звон, какой бывает от
удара ложечкой по стеклу баккара. Это было необъяснимо, но прошло почти полвека
с тех пор, как я его слышал, а этот отзвук еще стоит в ушах. В то же время
голос казался сильным и бесконечным по диапазону. На деле это было совсем не
так. Эффект силы достигался необыкновенно расчетливым распределением света и
тени, исключительно тонкой игрой, динамическими оттенками.
Что касается диапазона, то настоящая звучность
голоса вступала у него в свои права примерно со среднего ля. Все, что было
ниже, добывалось искусственным путем: то нужные, сильные по выразительности
звуки подаются шепотом, то обрамляются шепотом и потому кажутся сильными, то в
крайнем случае берутся искусственно, при очень искусно подставленном резонаторе
грудной клетки (я бы сказал, на манер грудных нот у исполнительниц цыганских
романсов).
Начиная же со среднего ля вверх голос восхищал
красотой тембра, общей металлической звонкостью, большой свободой и легкостью
звукоизвлечения.
Страччаре был еще и артистом большой музыкальной
культуры. Он тщательно отделывал речитативы. В первом после выходной арии
речитативе Фигаро - Страччаре во многих местах как-будто переходил на самый
настоящий говор, на деле же это была только приближенная к говору, абсолютно
точно исполняемая мелодия, которую он выпевал, а не проговаривал. Второй пример
такого исполнения речитативов мне довелось услышать еще только один раз от
исполнителя партии доктора Дулькамарра в обошедшем весь СССР итальянском фильме
«Любовный напиток» Доницетти (Дж. Таддеи).
Страччаре был к тому
же прекрасным актером. Крупное лицо, оживленное умными, лукаво улыбающимися
глазами, выразительная мимика, гармонировавшая с тембром его голоса, — все это
значительно усиливало впечатление от его разнообразных и всегда искренних
действий на сцене, будь то превеселое издевательство над доктором Бартоло,
ироническое перемигивание со зрительным залом по поводу «обалдевших от
восторга» Розины и Альмавивы, мстительные вопли Риголетто по адресу клики
герцога Мантуанского или отчаяние отца при виде убитой Джильды...”
1.
G. VERDI - Ernani "O sommo Carlo" 3'45"
(Cotumbia GQX 10176) anno
1912-1917
2.
J. MASSENET -Redi Lahor "O casto fior" 4'25"
(Columbia GQX 10218) anno
1912-1917
3.
G. VERDI - Otello "Credo" 3'45"
(Columbia
GQX 10175) anno 1912-1917
4.
G. VERDI - Rigoletto "Pari siamo"
3'30"
(Columbia 77089) anno 1912-1917
5.
C. GOUNOD - Faust "Morte di Valentino"
3'10"
(Fonotopia 92467) anno
1907-1913
6.
G. VERDI -
Rigoletto: Scena duetto finale - atto II 7'05"
"Si
vendetta..." (with Chiesa)
(Fonotopia 69163) anno
1914-1920
7.
R. WAGNER - Tannhauser "O, tu, bell'astro" 4'03"
(Fonotopia 92459) anno
1907-1913
8.
G. VERDI - Aida "Suo padre" (Quest'assisa) 2'36"
(Fonotopia 39160) anno 1905
(acc.to Pianoforte)
9.
G. VERDI - La forza del destino "Duetto della Barella" 4'05"
"Solenne
in quest'ora" (with Hachett)
(Columbia 49666) anno 1912-1917
10.
SANDERSON - "Until" melodica canzone 2'14"
(Columbia 78089 Test Record)
anno 1912-1917
11.
RAY -"The Sunshine of your smile" melodica
canzone
3'36"
(Columbia 49590 Test Record)
anno 1912-1917
12.
WALLER - "Cause of you" melodica canzone 3'30"
(Columbia 49694 Test Record)
anno 1912-1917
13.
CARDILLO - "Core 'ngrato" canzone napoletana 4'07"
(Columbia 49522 Test Record)
anno 1912-1917
14.
G. ROSSINI - Il barbiere di Siviglia "Largo al factotum"
4'22"
Rec.1925
15.
G. Donizetti
- Lucia di Lammermoor "Cruda
funesta smania" 2'13"
Rec.1925
16.
G. VERDI -
Nabucco "Dio di Giuda!" 3'08"
Rec.1925
17.
R. Wagner
- Tannhauser "O tu bell'astro incantator" 4'03"
Rec.1925
18.
A. Ponchielli
- La Gioconda
"O monumento" 3'42"
Rec.1925
19. G. VERDI - Otello "Credo in un Dio crudel" 4'11"
20.
G. VERDI - Otello
"Era la notte" 2'43"
Rec.1925
Lossness
Потреково
А. Земляной. 2003. Запись с LP, оцифровка, реставрация, сведение
ссылка: http://narod.ru/disk/52800943001.f9f6cc397a6bce6a40ce593b13d70b6b/Stracciari.rar.html